Коррекционная составляющая воспитательных мероприятий в специальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жанагулова, А. О. Коррекционная составляющая воспитательных мероприятий в специальной школе / А. О. Жанагулова, Ж. О. Кенебаева, С. Н. Сатымкулова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9599/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Коррекционная направленность воспитательного процесса — это специфическая особенность педагогического процесса в специальном образовательном учреждении. Разные сферы воспитательной и внеклассной работы предоставляют широкие возможности для проведения коррекционной работы. Чем полнее будет проведено дифференцированное выявление этих возможностей, тем более эффективной станет комплексная коррекционная работа, целью которой является предупреждение, преодоление или уменьшение вторичных дефектов и использование сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатков развития.

Компенсаторные возможности человеческого организма настолько велики, многообразны, что в специальной педагогике существует мощный арсенал подходов, позволяющий оказывать педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями. Конкретные методические пути использования процесса воспитания в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ, способов сочетания практических и словесных средств воспитания. Коррекционное сопровождение воспитательных мероприятий имеет ряд особенностей.

Особенность принципа целеполагания заключается в том, что коррекционная задача при проведении любого воспитательного дела должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного мероприятия, через которые будет поступать и отрабатываться получаемая информация. А для того, чтобы эта информация поступала по работающим каналам, надо эти каналы продиагностировать, проверить уровень их функционирования, с тем, чтобы исключить вариант, при котором информация будет передаваться по заблокированным или плохо работающим путям. Для этого педагог опирается на результаты комплексной психолого-педагогической диагностики, проводимой на этапе, предшествующем собственно коррекционному, которая указывает на сохранные функции, мотивацию, интересы и потенциалы, зону ближайшего развития, коррекционные возможности для индивидуальной работы.

Каждое воспитательное мероприятие, проводимое в специальной школе, должно быть обязательно подкреплено наглядным дидактическим инструментарием. Основной принцип, введенный в педагогику Коменским и Песталоцци и названный «золотым правилом» — принцип наглядности тожеимеет свои особенности и предполагает применение мультисенсорных техник: воздействие в процессе воспитания на все каналы восприятия ребенка с ОВР: слух, зрение, осязание. В коррекционной школе используются инструменты зрительной (натуральной, иллюстративной, графической), слуховой (собственно слуховой и специфической), динамической и комбинированной наглядности.

Для детей с интеллектуальным недоразвитием более всего подходит наглядность схематичного плана, то есть рисунки, которые поэтапно воссоздают предмет, схемы, последовательно рисующиеся на глазах учащихся, составление букв, цифр, иллюстраций из элементов, разборные таблицы, условные рисунки-схемы, грамматико-орфографическое домино, пазлы, палочки Кюизенера, логические блоки Дьянеша.и т. п. Наглядность такого типа позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности у детей, приучает их видеть детали и целое, помогает осмыслить связи единичного и целого.

Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия, которые могут быть изготовлены самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и структуре. А это приносит большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина).

Особенностью практического использования наглядных средств является, с одной стороны, — обязательное предъявление материала с опорой на зрительные образы (иллюстрации, модели, схемы), а с другой — ограничение в использовании иллюстративного материала (одномоментное рассматривание не более одного/двух предметов).Специальные приемы использования: 1. Не следует рано показывать наглядное пособие для осмысления его содержания. 2. Перед рассматриванием проводить предварительную беседу. 3. Внимание учащихся направлять на характерное, существенное в содержании предъявляемого пособия.

Кроме того, расположение иллюстративного материала следует осуществлять на уровне, доступном восприятию (предпочтительнее — слева, на уровне или чуть выше уровня глаз), выполнение в материала — в единой цветовой гамме или едином формате, своевременная его смена, размер (укрупненный).

Принцип развития динамичности восприятия (Худенко Е. Д.), предполагает построение схемы воспитательного мероприятия таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности с учетом интересов и жизненным опытом обучаемых («зона ближайшего развития») Воспитателю следует готовит такие задания, при решении которых у ребенка с ОВР возникают какие-то небольшие (посильные) препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию, его возможностей и способностей, т. е. будет происходить развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. На основе активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Задача воспитателя заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия. Не следует форсировать без нужды процесс воспитания, не следует стремиться к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны. [3]

Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию воспитательного процесса таким образом, чтобы в ходе каждого воспитательного мероприятия упражнялись и развивались различные психические процессы. И для этого педагог может включать в содержание планируемого мероприятия специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логичности мышления, пространственной ориентировки и пр. При этом воспитатель должен помнить, что для исправления недостатков восприятия, памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки существуют специальные приемы, которые и должны включаться в содержание каждого мероприятия.

Воспитательная задача в процессе подготовки и проведения воспитательных мероприятий может быть ориентирована на решение проблемы воспитания мотивации, то есть потребности, желания приобретать знания. Принцип мотивации заключается в том, чтобы сам излагаемый на воспитательном мероприятии материал был интересен ученику, для добровольного включения в деятельность. Мотивация складывается у ребенка с ОВР из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого воспитанника и соответствующая этой деятельности оценка, использование системы поощрений, игнорирование незначительных поведенческих нарушений и т. д.

Повышает мотивацию учащихся, способствуют росту воспитательного потенциала излагаемого на внеклассных мероприятиях материала и использование дополнительных вспомогательных приемов и средств, таких, как памятки, образцы выполнения заданий, алгоритмы деятельности, печатные копии заданий, написанных на доске, использование упражнений с «дырчатым» текстом, листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации, предоставление краткого содержания материала в виде планов, опорных схем, использование учетных карточек для записи тематики воспитательных мероприятий, предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до начала мероприятия, альтернативные замещения заданий в виде лепки, рисования, тестирования, театрализации. Надо создать такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребенку посильные задания.

Особенности использования принципа здоровьесбережения при проведении мероприятий состоит в использовании специальных ассистирующих средств и современных технологий, создании климата психологического комфорта, доброжелательности, педагогического такта, поощрении дружелюбия к ребенку со стороны детского коллектива, предоставлении учащемуся права покинуть свое место и уединиться на так называемом «островке безопасности», сохранение зоны личного пространства (вытянутая рука), использование невербальных средств общения, разработка кодовой жестовой системы, которая даст учащемуся определенную информацию, и т. д.

Таким образом, при подготовке, проведении любого воспитательного мероприятия в специальной школе, на переднем крае должна находиться коррекционная составляющая, опирающаяся на результаты комплексной психолого-педагогической диагностики и учитывающая особенности восприятия информации учащимися с ОВР.

 

Литература:

 

  1.    Бгажнокова И. М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме (интернате) // Дефектология. 1996. № 1.
  2.    Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. М., 1983.
  3.    Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф., Селиванова Е. Ю., Титова В. В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. Издательство: АРКТИ, 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательное мероприятие, ребенок, ближайшее развитие, воспитательный процесс, иллюстративный материал, комплексная психолого-педагогическая диагностика, проведение любого, пространственная ориентировка, процесс воспитания, специальная школа.