Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из эффективных способов обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из эффективных способов обучения / В. Н. Хаустова, Е. Г. Губарева, Н. Н. Солошенко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9308/ (дата обращения: 26.04.2024).



Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из эффективных способов обучения

 

Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Эта форма самообразования обеспечивает готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности.Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого еще «исследовательским обучением», является формированием у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление — двигаться к намеченной цели.

В данный вид деятельности включены личностные, регулятивные, общепознавательные, коммуникативныеуниверсальные действия. Методика дифференцированной работы состоит в том, что она устраняет причины трудностей в обучении, формирует психические качества, развивает логическое мышление, требует от учащегося рассуждать, выдвигать гипотезы, запоминать информацию, использовать ее на практике и делать выводы.

Началом работы является контрольно-оценочная система. Поэтому в своей работе используем современный метод фиксации и оценивания учебных достижений учащихся, как компьютерный тест. Для тематического и итогового контроля создаются разноуровневые контрольно-измерительные материалы, тестовые формы, само- и взаимопроверки. Использование в работе КИМов помогают решать как психологические (снятие стресса), так и дидактические задачи. Разработка тестов проводится совместно с методистами ИУУ, руководителем методобъединения, психологом школы. Проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Проведено тестирование детей по выявлению групп учащихся, которым интересна математика, природа и естествознание, гуманитарные науки.

При работе над проектом объединяются учащиеся разной степени подготовленности: как обладающие достаточным запасом знаний, так и не готовые к исследовательской деятельности, а потому выполняющие роль “статистов”. Поэтому подготовка всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности — одна из основных задач, стоящая перед учителем — организатором проектного обучения. Сам же учитель в процессе работы над проектом становится соучастником процесса обучения. При этом важно не слишком явно контролировать и регламентировать деятельность школьников — необходимо поощрять их самостоятельность.

К основным принципам, на которых базируется проектная методика, можно также отнести ситуативную обусловленность, самоподготовку и собственную ответственность за выполнение проекта, межпредметные и интегративные связи.

Этапы работы над проектом включают в себя подготовку, планирование исследование, выводы, отчет и оценку результатов проекта и всего процесса его выполнения в целом. При организации проектной деятельности с младшими школьниками учитель должен руководствоваться особенностями развития ребенка.

Первые шаги проектной деятельности начинаются со 2 полугодия 1 класса. Учащиеся знакомятся с терминологией, в классе проводятся тренировочные занятия: «Подумай самостоятельно», «Спроси у другого человека», «Посмотри в книгах», «Посмотри по телевизору» (познакомься с кино- и телефильмами по теме своего исследования), «Получи информацию у компьютера», «Понаблюдай», «Проведи эксперимент», «Свяжись со специалистом».

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям: знакомство с теоретическими понятиями исследовательской работы («исследование», «информация», «знания», «проблема», «гипотеза» и др.), работа по тетради «Я — исследователь» (автор А. И. Савенков); осуществление коллективных исследований с соблюдением всех этапов. На этом направлении учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской работы, проводятся 2–3 тренировочных занятия. Таким образом, во 2 классе происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации, осуществляется работа по проведению кратковременных исследований. В 3–4 классах осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

          социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают;

          коммуникативные навыки: учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно действовать эффективно, всегда подходить к проведению этой работы творчески.

Важно учить детей действовать самостоятельно, учить младших школьников прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями, помогать формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, учить высказывать суждения, умозаключения, отстаивать своё; мыслительные навыки.

Типы проектов: исследовательские проекты. Темы: «Мой город», «Народы России», «Воздух, которым мы дышим», «Исследование влияния бытовых приборов на организм человека», «Комплексное использование бытовых отходов». Творческие проекты: стенгазета, сценарий праздника, фоторепортаж о лекарственных растениях Приосколья. Игровые проекты (ролевые). Игра «Историческое моделирование» (по разработке психолога В. Ю. Большакова). Например, игровой проект «Добро и зло», который помогает раскрыться учащимся, трудно идущим на контакт и на выстраивание отношений в коллективе. Продолжением будет являться постановка мини-спектакля о добре; открытие мастерской по изготовлению поделок, олицетворяющих зло и добро. Следующим этапом может являться акция «Спеши делать добро». Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду можно отнести проекты “Эмоции человека», «Положительные эмоции», «Витамины и их роль в жизнедеятельности человека», «Чем полезен мед», «Чем полезно молоко». Практико-ориентированные проектынаправлены на решение определенной практической проблемы. Их отличает четко обозначенный результат деятельности с самого начала проекта: разработка действий, рекомендаций, направленных на устранение выявленных нарушений в состоянии природных и социальных объектов. Проект требует четких выводов, например «Инструкция по сбору лекарственных трав».

Повторная диагностика способности ребёнка к творчеству и изобретательству показала, что ни у кого из учащихся нет низкого уровня развития этой способности. Учитель, в свою очередь, из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности учащихся.

 

Литература:

 

  1.      Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература»,: Издательский дом «Федоров», 2010. 2010. — 80 с
  2.      Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. — М.: Первое сентября, 2010.
  3.      Тяглова Е. В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся// Школьные технологии. — 2007 — № 1- с.103–117
Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектная деятельность, работа, учащийся, исследовательская работа, класс, умение.

Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность учащихся как средство формирования... проектная деятельность, исследовательская деятельность

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа, работа, класс, задание, проект...

Проектная исследовательская деятельность как один из...

исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект, проектно-исследовательская работа, задача, мой взгляд, исследовательская деятельность.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Исследовательский проект учащихся 10 класса по составлению обращения по обоснованию целесообразности возвращению самарского времени в

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Проектная деятельность младших школьников

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Исследовательская и проектная работа в школе как средство...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

проектная деятельность, проект, ученик, учащийся, работа, группа, результат работы, метод проектов, учебный процесс, учитель.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель...

Проектно-исследовательская работа в начальных классах.

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа, образовательная организация...

Организация проектной и исследовательской деятельности...

Начинать такую работу целесообразно с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников

Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников — Волгоград: Учитель, 2011.

Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность учащихся как средство формирования... проектная деятельность, исследовательская деятельность

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа, работа, класс, задание, проект...

Проектная исследовательская деятельность как один из...

исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект, проектно-исследовательская работа, задача, мой взгляд, исследовательская деятельность.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Исследовательский проект учащихся 10 класса по составлению обращения по обоснованию целесообразности возвращению самарского времени в

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Проектная деятельность младших школьников

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Исследовательская и проектная работа в школе как средство...

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

проектная деятельность, проект, ученик, учащийся, работа, группа, результат работы, метод проектов, учебный процесс, учитель.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель...

Проектно-исследовательская работа в начальных классах.

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа, образовательная организация...

Организация проектной и исследовательской деятельности...

Начинать такую работу целесообразно с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников

Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников — Волгоград: Учитель, 2011.