Метод моделирования как способ обучения дошкольников сочинению сказок
Авторы: Дорохова Ирина Александровна, Трифонова Наталья Ринатовна, Ломакина Светлана Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.12.2015
Статья просмотрена: 2711 раз
Библиографическое описание:
Дорохова, И. А. Метод моделирования как способ обучения дошкольников сочинению сказок / И. А. Дорохова, Н. Р. Трифонова, С. Ю. Ломакина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9201/ (дата обращения: 24.12.2024).
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить — это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать речевое творчество детей дошкольного возраста.
Целью нашей работы является последовательное развитие речевого творчества детей дошкольного возраста, а систематически организованная работа по обучению детей сочинению сказок с использованием метода наглядного моделирования, несомненно, способствует развитию речевого творчества дошкольников.
Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Д. Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику, Д. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения, которые впоследствии были расширены и модифицированы педагогами-новаторами.
Опорное моделирование — довольно распространенный прием в обучении. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать (видоизменить) его, экспериментировать с ним.
Вариант 1. «Символизация». Рассказывая детям сказку, мы стараемся сопровождать повествование условными картинками-символами. Например, в сказке «Теремок» можно использовать буквы-зверушки.
теремок |
лиса |
волк |
заяц |
|
|||
лягушка |
мышка |
медведь |
|
Вместо букв могут быть использованы цветные геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж, или любые другие условные символы. Например, к сказке «Золушка» условные обозначения могут выглядеть так, как они изображены на этом рисунке:
дом |
дворец |
Золушка |
принц |
В дальнейшем дети самостоятельно могут рассказывать сказки по моделям опорным моделям и составлять схемы-модели сюжетов. По готовым схемам можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия.
Вариант 2. Карты Проппа. Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа, этих функций 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. В некоторых случаях нарушается и строгая функциональная последовательность — возможны перескоки, добавления, синтез, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные события.
Основных, главных функций, Пропп выделил 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок.
Джанни Родари отмечает, что «преимущества карт Проппа очевидны, каждая из них — целый срез сказочного мира. Каждая функция изобилует перекличками с собственным миром ребенка» [1, с. 29]. Прочитав слово «запрет», он тотчас же ассоциирует его со своим личным опытом — с разного рода запретами, с которыми ему приходилось встречаться в жизни. Но в запрете есть и положительная сторона — знакомство с правилами: так — можно, так — нельзя. Именно в этом заключается начало осознания ребенком границ своей свободы, определяемых жизнью и обществом». То есть каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. Целесообразность использования карт Проппа состоит в том, что:
- Наглядность и красочность их исполнения позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.
- Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное, логическое мышление.
- Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.
- Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, мы организуем так называемые «подготовительные» игры, в процессе которых ребята ознакомятся со всеми сказочными функциями [3, с. 17]:
а) «Чудеса в решете». В процессе этой игры дети выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращение, волшебство (волшебные слова, предметы и их действие).
б) «Кто на свете злее всех?» Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируют положительных героев). Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких персонажей, какова их роль в развитии сюжета, фабулы произведения.
в) «Заветные слова». В процессе этой игры ребята осуществляют попытку вычленить самые действенные, значимые слова в сказке. Это могут быть как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова, несущие основную смысловую нагрузку. Например, рассуждения героя о своих поступках, которые позволяют ему не только оценить происходящее, но и свою роль в этом, то есть самоопределиться и осуществить положительное самопреобразование (в сказке это обычно раскаяние ложного героя, отказ от ложных идей и ценностей и следующее за ним стремление к самосовершенствованию).
г) «Что в дороге пригодится?» На основе анализа волшебных сказочных предметов (описание внешнего вида, выявление функции, свойств), помогающих героям одолеть врага, разрешить проблемную ситуацию (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т. п.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет, если он начнет выполнять не свойственные ему ранее функции.
ж) «Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы?
Знакомство с картами должно происходить постепенно, в определенной логической, смысловой последовательности и подчиняться ряду требований.
- Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы с ними, выполнены нами в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем мы пользуемся картами с довольно сжатым схематичным изображением каждой функции (см. ниже). Изготавливая карты-опоры, стараемся выбрать для обозначения функции такой символ, который был бы понятен детям, или вместе с ними оговариваем каждое изображение. Символы, придуманные самими ребятами, организуют запоминание, и осознание их протекает более продуктивно.
Запрет или предписание |
Нарушение |
Вредительство |
Отъезд героя
|
Задача |
Сверхъестественные свойства антигероя |
Борьба |
Появление героя |
Трудные испытания |
Ликвидация беды |
|
|
|||
Изобличение ложного героя |
Наказание ложного героя |
Свадьба |
|
|
- Воспроизведение знакомой сказки, смысловое соотнесение с определенной функцией. Прочитав и разделив сказку на смысловые части, обсуждаем каждую их них с ребятами, даем ей название. Если предложено несколько названий, близких по смыслу, то выбираем самое точное, емкое. Ведь дать правильное название — значит расшифровать информацию, которую впоследствии можно «спрятать» в карте при помощи изобразительных средств. Таким образом, ребята могут соотнести между собой две знакомые системы: речевую и графическую. Все это позволит детям исподволь подойти к пониманию того, что сказка — это гибкое образование, состоящее из элементов, имеющих право изменяться в зависимости от воли сочинителя, и что сказочником может быть и сам ребенок.
- Совместный поиск и нахождение обозначенных функций во вновь предлагаемых для прослушивания сказках. Читая детям новую, незнакомую сказку, на протяжении одного занятия нужно использовать не более 3–5 карт-функций, в противном случае у ребят пропадает интерес или наступает переутомление.
- Самостоятельный поиск функций детьми сначала на материале знакомых, затем новых сказок.
- Целостное освоение сказочных функций. Дети, используя весь комплект карт, последовательно воспроизводят развитие сказочного сюжета.
- Сочинение сказок. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда работа будет более продуктивной. Постепенно для сказки добавляется по 3–4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда ребята освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Это — уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Содержание придуманной сказки ребята при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.
- Работа с индивидуальным набором карт. Каждый ребенок получает (или изготавливает дома с родителями) собственный комплект карт и работает с ним по своему усмотрению — придумывает новое произведение или модифицирует знакомое. Вначале детям можно предлагать готовое название сказки (например, «Сказка про огурчик»), оговорить с ними место действия и количество персонажей — такой прием облегчает самостоятельное литературное творчество в период его освоения.
После этого деятельность детей приобретает полную самостоятельность — они сами придумывают название, место действия, героев и определяют их количество, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами, образными характеристиками.
В дальнейшем варианты работы с картами Проппа по придумыванию сказочных сюжетов могут быть самые различные: сочинение по очереди, группами, с конца, с середины; использование карт по порядку, через одну, наугад, по определенному количеству; деление сказки на смысловые части (приговор, завязка, конфликт); выбор главного героя; модификация знакомой сказки за счет ограничения или увеличения используемых функций — именно здесь и открывается творческий потенциал каждого ребенка, и не просто открывается, но и реализуется, приобретая реальные формы выражения.
Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.
Литература:
- Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе «Радуга». — М.: Просвещение, 2009–159 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. — М.: Просвещение,1989–127с.
- Развитиевоображениядетей. Популярное пособие для родителей и педагогов.... [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Л. Ю. Субботина. — Ярославль: Академияразвития,1997.
- Фесюкова Л. Б. Воспитаниесказкой: для работы с детьми дошкольноговозраста. — М.: Фолио аст,2000. — 464 с.