Формирование экологической культуры дошкольников по средствам использования русского фольклора | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 31.10.2015

Статья просмотрена: 431 раз

Библиографическое описание:

Бреднева, Ю. П. Формирование экологической культуры дошкольников по средствам использования русского фольклора / Ю. П. Бреднева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9029/ (дата обращения: 27.04.2024).



 

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились. О чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор — ведь его содержание-жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно — прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

На первом этапе, после анализа имеющейся литературы по данной теме, возникла необходимость создания программы деятельности. Организовано обследование детей старшей группы и их родителей с целью выявления у них умений и знаний об истории и культуре нашего народа. На данном этапе используются такие педагогические средства, как беседа с детьми и родителями, наблюдение за детьми в процессе игр, занятий, совместной деятельности.

Результаты диагностики показывают, что 99 % детей не знают истории и культуры русского народа, 50 % детей не умеют общаться со сверстниками и взрослыми во время совместной деятельности, 60 % родителей не интересуются деятельностью детей в детском саду по данной проблеме. Результаты анкетирования родителей показали:24 % родителей не знают истории и культуры русского народа; 37 % родителей не применяют эти знания в повседневной жизни; 87 % родителей не умеют передать детям данный опыт.

Возникает необходимость в перспективном плане деятельности, блоках по специально организованным занятиям, совместной деятельности воспитателя с детьми и работа с семьёй.

Одновременно с этим ставится задача — создать развивающую среду по обозначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу

Машу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, собираются предметы старинного русского быта и воссоздается русской избы.

Освободив помещение в детском учреждении, сложили в нем деревянный сруб, воссоздали имитацию печи. Сделали деревянные лавки и столы. Постелили самотканые половики. На окна сшили занавески и украсили их народной вышивкой. В русской избе теперь есть чугун, самовар, деревянные ложки, кадка, расшитые полотенца, прялка, русский костюм. Все эти вещи бережно хранили местные жители. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в этой избе. И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.

Для того чтобы показать, как можно применять русские народные традиции в повседневной жизни детей, разработана серия музыкальных, комбинированных, физкультурных занятий и развлечений. Такие занятия проводятся в форме занятия — рассказа, занятия — беседы, занятия — сотрудничества с детьми, без наставничества, с очень хитро скрытой дидактикой. Ребенок, становясь активным субъектом музыкально-творческой деятельности, начинает свободно общаться с народным искусством. Изменить стиль общения с ребенком стать его помощником, советчиком, организатором в мире народного творчества сложно, но без этого достичь успеха в работе с детьми нельзя. Такие занятия — верная дорога к личностно ориентированному подходу к детям.

Дети старшего возраста знакомятся с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. На музыкальных занятиях детям предлагаются барабан, бубен, погремушка, колокольчик, ложки. Они играют на этих инструментах, узнают об их истории. Далее продолжается знакомство с другими народными инструментами, такими как домра, арфа, дудка, гусли, балалайка, показываются несколько видов русской гармоники: саратовская с колокольчиками, Шуйская гармонь, баян (взятые в Доме культуры). Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют их музыкальному развитию.

Особая роль в системе работы детского сада отводится народно-прикладному искусству. Оформляется альбом с пословицами и поговорками «Умелиц да рукоделец и себе, и людям радость приносит». В «русской избе» дети знакомятся со старинными предметами, расписанными хохломской росписью, их названиями: чаша, ковш, поставец, бочонок, деревянные ложки, кружки. Знакомство детей с русскими народными художественными промыслами (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец, жостовская роспись, народная вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву), отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации, изучении календарного детского фольклора, ознакомление с народными играми, традициями и обычаями русского народа, ознакомление с русским народным костюмом, его элементами — всё это происходит на комбинированных занятиях.

Изучение календарного фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. На Святках (с Рождества до Крещения) они ходят со «звездой» — славят Христа, поздравляют соседей колядной песней «овсенем», встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц, обращаясь к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходят по полям в Троицын день с пением песни о колоске. Сценарии обрядовых праздников и развлечений посвящены разным циклам земледельческого календаря и отражают свойственное обряду смешение языческих и христианских элементов.

В приобщении детей к народной культуре и традициям фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями дети учатся соотносить увиденное в природе с неродными приметами.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Возникает необходимость в создании кружка народных игр. Игры — своеобразная школа для ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащает ее содержание.

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения. Синтетичность драматических действ включает в себя и создание костюмов, и пользование декорациями, а нередко и пляску, исполнение требует употребления жестов и мимики. Для знакомства детей с русским народным театром в «театральной комнате» собрано все необходимое для драматизации русских народных сказок, для кукольного театра. Большая часть реквизитов и декораций сделана руками сотрудников детского сада и родителей. Какая радость для детей — быть персонажами сказок, «варить кашу» в чугунке, «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», выковывать гвозди, выбирать жениха или невесту, да еще и сообща «свадьбу играть»! В постановках принимают участие и сотрудники детского сада, и родители.

Важно применять русские народные традиции в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, которые используются в работе с детьми. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках, нежности, такта рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях.

Очень интересно для детей знакомиться с малыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.

В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки современным языком. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Для более полного знакомства детей с бытом и основными занятиями русских людей, с историей мужской и женской одежды, головных уборов, обуви оформляются альбомы фотографий, иллюстраций, картин.

В приобщении детей к ценностям народной культуры, воспитании гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьей.

Работа с родителями организуется по двум направлениям:

        Сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к нашей работе;

        Заинтересовать и вовлечь в работу тех родителей, которые оказались пассивны.

После участия в открытых занятиях с детьми, посиделок, календарных праздников отмечается возрастающий интерес к совместной деятельности у многих родителей.

Объединяя усилия педагогов ДОУ и семьи в решении поставленной цели — «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры» — организуется серия консультаций для родителей; затем семейный клуб «Сударушка», его встречи проходят в нашей избе, двери которой открыты весь вечер. Дети сами встречают родителей, проводят их к самовару, а хозяйка ко всем обращается с приветливыми словами.

Такие, уже ставшие традиционными, посиделки проходят ежемесячно, причем на них приглашаются все желающие. В клубе отмечаются многие народные праздники: «Зимние святки», «Маслена — блиноеда», «Встреча весны», «Троица», «Семенов день», и другие. Например, «Кузьминки» обычно проходят так: вначале деловой обмен «премудростями» между взрослыми: умения делать заготовки овощей и фруктов на зиму. Мамы и бабушки угощают всех своими фирменными блюдами. Хозяйка рассказывает о секретах и традициях русской кухни, в свою очередь, предлагая блюда для дегустации. На таких встречах обязательно присутствуют дети, наряженные в живописные народные костюмы, созданные руками родителей, что создает особый эмоциональный настрой и у детей, и у родителей.

Вместе с Хозяйкой и другими воспитателями дети во время таких развлечений показывают народные игры, поют песни и частушки, вовлекая присутствующих в веселое соревнование.

Следующая встреча не менее интересна: выясняется, чья семья лучше знакома с народным фольклором (песенками, колядками, закличками, колыбельными, частушками). В течение определенного времени подготовка организуется в двух направлениях: педагог — ребенок, ребенок — семья.

Запоминающейся становится и викторина на знание и умелое проведение календарных праздников. Первоначально организуется знакомство с особенностями их проведения в детском саду.

Итогом всей работы становится выпуск очередного номера стенгазеты, например: «Как я встретил рождество», где каждая семья заполняет отведенную ей страничку. Здесь и рисунки детей и взрослых, и фотоиллюстрации, и мини-рассказы, поделки, элементы костюмов.

В памяти детей остаются и семейные спортивные соревнования, с использованием народных игр и забав; и то как дети берут интервью на тему «Корни моей семьи» с построением генеалогического древа, и многое-многое другое.

Повторное анкетирование родителей в конце года, показывает, что поставленные задачи с успехом выполнены.

Итоговая диагностика показывает, что:

        В отличие от своих сверстников, дети данной группы знают об истории и культуре русского народа гораздо больше;

        Они умеют играть и объяснять правила русских народных игр — «Салки», «Городки», «Горшки» и др.,

        Дети используют в активной речи русский фольклор: пословицы, поговорки, потешки, прибаутки и др.;

        Умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения (сказки, былины, предания, легенды и др.);

        Понимают содержание прочитанного большого по объему литературного произведения;

        Делают самостоятельные выводы о том или ином произведении;

        Отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду;

        Умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

        Дошкольники с большим удовольствием принимают активное участие в проведении народных праздников;

        Ребята знакомы с былинами, умеют узнавать сказочных героев в произведениях изобразительного искусства;

        Дети знакомы с историей русского костюма и его элементами, могут объяснить значение украшения костюма;

        Умеют различать изделия разных народных промыслов;

        Умеют выражать словами впечатления, полученные от созерцания игрушек и предметов русского народного промысла, употреблять образные слова в передаче своего отношения к ним. Например: «Хохломская чаша — как золотом покрыта», «Радостный рисунок на жостовском подносе», «Кружево — как снег, как узор на окне» и т. д.;

        Создано детско-взрослое сообщество, решающее проблему приобщения детей к обозначенной теме.

Но главным, по нашему мнению, является наличие стойкого интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, что, в свою очередь, является первопричиной воспитания патриотов своей Родины.

Для знакомства с истоками русского народного творчества в дошкольном учреждении создается база:

        Уголок быта со множеством предметов — образцов, экспонатов народно — прикладного искусства;

        Обширный наглядный материал, представленный набором открыток, схем, иллюстраций, альбомов с изображением русского быта, образцами русских народных художественных промыслов;

        Библиотека русских народных сказок, былин, преданий, колыбельных, частушек, календарных песенок, закличек, приговорок, потешек, дразнилок;

        Галерея, в которой собран довольно большой фонд репродукций картин по данной теме;

        Набор народных инструментов: колокольчик, бубен, ложки, трещотки, дудочки и др.;

        Проигрыватель, магнитофон;

        Фонотека, в которую входят: народная музыка, сказки, песни и т. д.; записи звучания народных инструментов;

        В методическом кабинете — более полный, чем в уголке быта, подбор необходимого материала, используемого в работе по данной теме

Разработаны:

                    Картотека русских народных игр;

                    Методические рекомендации по всем направлениям работы;

                    Перспективное планирование;

Данный опыт может представлять интерес для воспитателей увлеченных истоками русской народной культуры, стремящихся приобщить детей к данной теме. Он может стать результативным, если воспитатель будет много работать над собой, создаст в группе все необходимые условия, активизируют творческие способности детей с учетом их индивидуальных особенностей уровня возможности до начала работы и в процессе ее, будет работать в тесном контакте с родителями.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родитель, игра, народная культура, занятие, Приобщение детей, русский народ, совместная деятельность, устное народное творчество.

Похожие статьи

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная...

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Приобщение дошкольников к русским народным играм

игра, русский, приобщение дошкольников, русский народ, детский сад, ребенок, традиция, православная культура, народная педагогика, культурное наследие.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная деятельность, детский сад, декоративно-прикладное искусство, приобщение детей.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная деятельность, детский сад, декоративно-прикладное искусство, приобщение детей.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

«Три богатыря» народной культуры: - Устное народное творчество.

1. Включение народного искусства в совместную деятельность с детьми (в интерьере группы

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Влияние устного народного творчества на формирование...

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание. Народный фольклор — средство развития личности ребёнка.

Похожие статьи

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная...

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Приобщение дошкольников к русским народным играм

игра, русский, приобщение дошкольников, русский народ, детский сад, ребенок, традиция, православная культура, народная педагогика, культурное наследие.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная деятельность, детский сад, декоративно-прикладное искусство, приобщение детей.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная деятельность, детский сад, декоративно-прикладное искусство, приобщение детей.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

«Три богатыря» народной культуры: - Устное народное творчество.

1. Включение народного искусства в совместную деятельность с детьми (в интерьере группы

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Влияние устного народного творчества на формирование...

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание. Народный фольклор — средство развития личности ребёнка.