Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Кубышкина Н. Д. Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8857/ (дата обращения: 21.09.2018).

Развитие — неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования. Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и детей, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации. В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

Работа дошкольного учреждения держится на трех китах: т. е. основных составляющих — педагог, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников — это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка. Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений.

Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единого пространства или алгоритма (триады) «родители — дети — педагоги».

Для достижения данной цели перед сотрудниками ДОУ ставятся следующие задачи:

-          создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

-          установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

-          оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

-          непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.

Родительская активность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития. Чем быстрее педагог заинтересует родителей, тем быстрее он приобретет помощников и единомышленников.

В зависимости от поставленной задачи педагогами используются следующие формы работы с родителями: информационная, просветительская, организационная, организационно — деятельная, участие родителей в педагогическом процессе.

Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка является:

-          Использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка. (Информационная форма)

В течение года ведется видеозапись образовательной деятельности. Это позволит отследить достижения ребенка, рост его познавательной активности и самооценки, формирование смелости в высказывании своего мнения, рассуждениях. Можно предложить родителям видеосалон. Например, в середине года на родительском собрании показать видеозапись целого занятия.

-          Информационные стенгазеты. (Информационная форма)

Где с помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью», «Что мы думаем о.».., в которых раскрывается рассуждения детей о жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или иному явлению, предмету, поступку и т. д.

-          Совместная работа с детьми в индивидуальных тетрадях. (Организационно-деятельная форма)

Работая в индивидуальных тетрадях, которые помогают научиться вместе с детьми преодолевать трудности учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем его продвижения по ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, стать его заинтересованным участником. Важно, чтобы воспитатель объяснил родителям значимость для них и их детей этой совместной работы и то, как следует ее организовать. С этой целью в течение года проводятся индивидуальные консультации, родители посещают непосредственно образовательную деятельность. Для осуществления обратной связи в раздевалке группы помещаются коллажи образовательного процесса, папки-передвижки с советами.

-          День открытых дверей. (Участие родителей в педагогическом процессе)

Является одной из интерактивных форм работы с родителями. На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ.

-          Практика круглых столов. (Просветительская форма)

Способствует формированию взаимодоверия, потребности тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизнедеятельности дошкольного учреждения. Темы могут самые разные, например «Особенности социального развития», «Мой ребенок. Кто он?», «Какие общие «открытия» могут делать взрослые вместе со своими детьми».

-          Интерактивные досуговые мероприятия. (Организационно-деятельная)

Всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и муниципальном, участниками, которых являются дети, родители, педагоги. Где взрослые служат примером для подрастающего поколения активной жизненной позиции. Например, акции «Посади дерево», «Великая Победа», праздники «Яблочный спас», «День защиты детей», «Супер-папа».

-          Детско-родительские проекты. (Организационно-деятельная форма)

Которые проводятся в течение года в рамках различной образовательной деятельности. Например, исследовательско-экспериментальной «Хочу всё знать». Дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но закрепляют свои знания благодаря экспериментированию вместе с родителями вне детского сада. Например, при изучении свойств воды в детском саду дети во время прогулки замораживают воду (зимой) в формочке, а вечером с родителями узнают, что вода может кипеть и исчезать, превращаясь в пар. На следующий день происходит обмен мнениями и знаниями, и закрепление свойств воды.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время в мировой науке и практике идет активный поиск эффективных технологий формирования осознанного родительства. Можно сказать, что это сегодня одновременно цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей. Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родителя.

 

Литература:

 

1.                  Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов / В. И. Беляев. — М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010–430 с.

2.                  Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина — М., 2001.- 125с

3.                  Калинина Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.

4.                  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. — 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.

5.                  Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, дошкольное учреждение, образовательный процесс, Участие родителей, педагог, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Социализация личноcти ребенка-дошкольника на основании...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия | Статья в журнале...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Социальная направленность работы дошкольного...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Предполагается изменение организационных форм образовательного процесса: формы становятся более гибкими, вариативными, учитывающими возрастные особенности, индивидуальные возможности и потребности дошкольников.

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Социализация личноcти ребенка-дошкольника на основании...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия | Статья в журнале...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Социальная направленность работы дошкольного...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Предполагается изменение организационных форм образовательного процесса: формы становятся более гибкими, вариативными, учитывающими возрастные особенности, индивидуальные возможности и потребности дошкольников.

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

Задать вопрос