Детский сад и семья: аспекты взаимодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Бондина Н. А., Юдина М. А. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 12-15. — URL https://moluch.ru/archive/127/35385/ (дата обращения: 21.10.2018).



В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Ключевые слова: взаимодействие и сотрудничество родителей и педагогов, дошкольная образовательная организация, дети с ОВЗ.

Искусство воспитания имеет одну особенность:

всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким.

И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания,

тем легче оно ему кажется.

К. Д. Ушинский

Дошкольное образование в России, на современном этапе, переживает сложный переломно- переходный период в истории своего развития. Из факторов, способствующих изменениям, прежде всего, следует выделить изменения в нормативной базе:

- подписание 29 декабря 2012 нового Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- утверждение Приказом МинОбрНауки России № 1155 от 17.10.2013г. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Изменения в самом понятии «семья», во взаимоотношении родителей и детей, в отношении взрослых к детям: в одних семьях ребёнок — это «пуп» земли, растущий во вседозволенности при неконтролируемой свободе, в других — дети — это «сорняки», они никому не нужны и «воспитаются» сами, в реалиях современной жизни.

И изменения процесса построения взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьи:

- Семья и ДОО, с одной стороны, имеют свои определенные функции и не могут заменить друг друга, с другой стороны, имеют единую цель: развитие и воспитание здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, способного к принятию решений и успешному обучению в школе;

- родители — первые педагоги, закладывающие в ребенке основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности;

- сотрудничество, взаимодействие и доверие детского сада и семьи в достижении цели — создание единого образовательного пространства.

Взаимодействие детского сада и семьи широко обсуждается педагогами и психологами в научных трудах. Т. И. Данилина выявила проблему нехватки времени и нежелания сотрудничать родителей с педагогами. Л. М. Кларина, Т. Н. Доронова, Г. В. Глушакова, Т. И. Гризлик разработали и опубликовали методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

Проблема взаимодействия педагогов ДОО и семьи — самая актуальная, прежде всего связанная с сотрудничеством, предполагающим, равенство педагогов и родителей, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимовлияние. Достижение совместных результатов в практической деятельности трудоёмкий и целенаправленный процесс.

В МДОУ д/с № 65 «Калинка» г. Волжского воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для получения необходимой информации о позиции родителей в вопросах взаимодействия с педагогами и психологическом климате в семье была разработана анкета «Педагогическая культура родителей» и тест «Я и мой ребёнок». В анкетировании участвовали 68 семей воспитанников.

Результаты анкетирования показали:

- низкий уровень образования родителей (60 %);

- незнание родителями возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей ребенка (50 %);

- занятость и личная самореализация родителей, в ущерб гармоничным детско-родительским отношениям (60 %);

- педагогическая запущенность и нежелание родителей воспитывать своего ребенка (15 %);

- интуитивное воспитание (25 %);

- возложение большей части своих обязанностей на педагогов детского сада (80 %);

- жестокое или попустительское отношение к ребенку в семье (5 %);

- приоритет у большинства родителей интеллектуального развития ребенка над личностным развитием (40 %);

- возрастающее влияние гаджетов на нравственное развитие ребёнка (80 %).

Анализ работы с родителями также выявил отказ от сотрудничества родителей с педагогами (односторонний характер взаимодействия) и недостаточную педагогическую компетентность педагогов.

С целью изменения создавшейся ситуации в дошкольном учреждении педагоги разработали план по взаимодействию с семьями воспитанников, с опорой на принципы:

- объединение усилий родителей и педагогов помощи ребенку с ОВЗ;

- уважение и внимание к родителям;

- воспитание в детях уважения к родителям;

- учет пожеланий и предложений родителей;

- ценность участия семей в жизни дошкольной организации.

Основная задача педагогов детского сада — научить родителей принимать ребенка таким, какой он есть, ценить его уникальность и индивидуальность или помочь родителям преодолеть барьеры в воспитании ребенка.

Цель работы педагогов с родителями — создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»

Задача вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития в МДОУ решается в основном в трех направления:

  1. Повышение педагогической компетенции коллектива МДОУ, через:

- проведение педагогических советов, круглых столов, семинаров-практикумов, тренингов, мастер-классов;

- реализацию проектов по поиску новых форм взаимодействия ДОО с семьей;

- обобщение и представление опыта работы по взаимодействию на конкурсах, конференциях, методических объединениях.

  1. Повышение педагогической культуры родителей, выявление уровня осведомленности в области воспитания и обучения детей (просвещение), выявление потребности родителей в образовательных услугах, через:

- Анкетирование и социологическое исследование семей воспитанников, с целью выявления потребностей родителей в образовательных, коррекционных, оздоровительных услугах.

- Ведение рубрик на официальном сайте МДОУ — «Для Вас, родители», «Советы специалистов»», «Наши достижения», «Новости», ознакомление родителей с образовательной деятельностью детского сада.

- Проведение открытых занятий, собраний, вебинаров.

- Консультирование родителей.

  1. Вовлечение родителей в деятельность МДОУ, через совместную деятельность:

- Участие родителей в тематических выставках, конкурсах, субботниках, днях добрых дел, образовательной деятельности, развлечениях и утренниках.

- Активное участие родителей в работе попечительского совета и родительского комитета.

- Ознакомление родителей с достижениями ребенка.

В заключении можно сказать, что в ДОО постепенно складывается определённая система в работе с родителями. Применение в работе педагогов традиционных и нетрадиционных форм работы дают определённые результаты. Родители стали более активными участниками встреч (45 %), компетентными в воспитании детей (60 %), заинтересованными в жизни сада (60 %). Можно с уверенность сказать, что родители — полноправные участники педагогического процесса.

Рис. 1 Родительский клуб

Рис.2. Участие родителей в непосредственной образовательной деятельности

Рис.3. Участие родителей в утренниках

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ. Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С.88–94.
  2. Галеева Н. П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй: учебно-методическое пособие. СПб., 2011.
  3. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие.- М.: Вентана-граф, 2015.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  5. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, семья воспитанников, ребенок, педагог, единое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, участие родителей, дошкольное образование.


Ключевые слова

дошкольная образовательная организация, дети с ОВЗ, взаимодействие и сотрудничество родителей и педагогов

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной...

дошкольное образование, социальное партнерство, родитель, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, единое образовательное пространство...

Создание системы взаимодействия с родителями...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

Для скоординированной работы детского сада и родителей педагогам необходимо: ‒ установление доверительных и партнерских отношений с родителями; ‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Работа в дошкольной образовательной организации по...

детский сад, старший воспитатель, семья, Участие пап, родитель, пап, музыкальный руководитель, дошкольное образование, дошкольная организация, физическая культура.

Социализация личноcти ребенка-дошкольника на основании...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей.

Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной...

дошкольное образование, социальное партнерство, родитель, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, единое образовательное пространство...

Создание системы взаимодействия с родителями...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

Для скоординированной работы детского сада и родителей педагогам необходимо: ‒ установление доверительных и партнерских отношений с родителями; ‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Работа в дошкольной образовательной организации по...

детский сад, старший воспитатель, семья, Участие пап, родитель, пап, музыкальный руководитель, дошкольное образование, дошкольная организация, физическая культура.

Социализация личноcти ребенка-дошкольника на основании...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей.

Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.

Задать вопрос