Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 22.09.2015

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Зубова, Н. Ф. Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника» / Н. Ф. Зубова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 131-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8766/ (дата обращения: 26.04.2024).

Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию российского образования. Значительное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывают научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни страны. В связи с этим повышение качества обучения по ОПД «Электротехника и электроника» является актуальной задачей для современного профессионального образования.

Один из новых подходов к проектированию методической системы обучения — применение инновационных образовательных технологий.

Исследователи современных проблем развития среднего профессионального образования (П. Ф. Анисимов, В. И. Боголюбов, Т. В. Гериш, А. В. Густырь, Л. Г. Семушина и др.) одним из наиболее перспективных направлений модернизации системы обучения считают использование в учебном процессе модульных технологий.

Исследователи модульных образовательных технологий (С. А. Кайнова, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.) отмечают высокий уровень достижения запланированных результатов обучения и их воспроизводимость, структурную, содержательную и технологическую гибкость модульных программ обучения.

Изучению проблем, связанных с разработкой и применением модульных технологий обучения, посвящены исследования многих авторов. В научных трудах П. А. Юцявичене рассмотрены вопросы проектирования модульных программ обучения. Задача обучения техническим дисциплинам с использованием модульной технологии решается в работах Н. В. Бородиной, Н. Е. Эргановой. В исследованиях М. А. Чошанова раскрыты различные аспекты разработки и применения проблемно-модульного обучения в профессиональном образовании. Система модульно-компетентностного обучения рассматривается в работах С. А. Ефимовой, А. Н. Лейбович, Н. Ю. Посталюк. Вместе с тем, проблема определения структурных элементов модульной программы и выделения соответствующего им содержания образования продолжает оставаться актуальной для теории модульного обучения.

Эффективность модульной технологии во многом обусловливается системой контроля результатов обучения. Многочисленными исследователями для этих целей обоснованы преимущества применения рейтинговой системы контроля качества обучения (Г. В. Букалова, Л. И. Варенова, Е. В. Зачесова, А. Н. Новиков, М. А. Чошанов и др.). Вместе с тем проблема разработки и применения рейтинговой системы контроля учебных достижений обучающихся при модульном обучении электротехнике и электронике в средних профессиональных учебных учреждениях в настоящее время исследована недостаточно.

Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста СПО является определяющим в аспекте реформирования образования.

Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности в профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов.

Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).

Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов — это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения УД «Электротехника и электроника» с использованием модульного принципа построения учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится систематизированный текущий контроль успеваемости студентов по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом.

Целью внедрения модульно-рейтинговой системы является внедрение альтернативной формы контроля учебного процесса, путем формирования системы внутреннего контроля успеваемости студентов и оценки уровня подготовки специалистов для интенсификации учебного процесса, активизации работы, развития самостоятельности и ответственности студентов при освоении образовательных программ.

Задачи модульно-рейтинговой системы:

-          повышение объективности оценивания знаний, умений и навыков студентов преподавателями за счет высокой дифференциации баллов и выработки четких параметров контроля выполнения студентами учебной работы;

-          создание информационного банка данных, отражающего в динамике успеваемость каждого студента;

-          повышение качества подготовки и развитие самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

Основные принципы модульно-рейтинговой системы:

-                   структурирование содержания учебной дисциплины на обособленные части — дисциплинарные модули;

-                   интенсификация самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;

-                   рейтингование (оценивание) достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов при освоении ими основных образовательных программ среднего профессионального образования;

-                   регулярность и объективность оценки результатов работы студентов.

Основные понятия и термины.

Дисциплинарный модуль (ДМ) — часть учебной дисциплины, по окончании изучения которой осуществляется контроль знаний студентов в виде рубежного рейтинг-контроля.

Текущий рейтинг-контроль (ТРК) — результаты оценивания всех обязательных видов аудиторной и внеаудиторной работы студентов, выраженные в баллах, в период изучения дисциплины.

Рубежный рейтинг-контроль (РРК) — оценка знаний, умений и навыков по результатам выполнения контрольно-тестовых (проверочных) заданий (тестирование или контрольная работа) по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля.

Рейтинг по дисциплинарному модулю (РДМ) — сумма баллов, полученных по результатам оценивания рубежного рейтинг-контроля и постоянного контроля текущей работы в период изучения дисциплинарного модуля.

Суммарный рейтинг по дисциплине (СРД) — сумма баллов, которая складывается из результатов рейтингов по дисциплинарным модулям.

Рейтинг-план дисциплины (РПД) — документ, определяющий количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях.

Действует следующая шкала пересчета суммарного рейтинга по дисциплине в итоговую оценку по 4-х балльной шкале:

от 50 до 75 — «удовлетворительно»;

от 76 до 90 — «хорошо»;

от 91 до 100 — «отлично».

Минимальное количество баллов в каждом дисциплинарном модуле по каждому виду контроля, необходимое для получения итоговой оценки по дисциплине без сдачи экзамена до начала сессии, является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях и по другим видам контроля.

Итоговая оценка по дисциплине определяется по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга (таблица 1).

Таблица 1

Определение итоговой оценки по дисциплине по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга

Суммарный рейтинг

Оценка, полученная за знания, проявленные на экзамене

«неудовлетворительно»

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

30–49

«неудовлетворительно»

«удовлетворительно»

«удовлетворительно»

«хорошо»

50–60

«неудовлетворительно»

«удовлетворительно»

«хорошо»

«хорошо»

61–75

«удовлетворительно»

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

76–90

«удовлетворительно»

«хорошо»

«хорошо»

«отлично»

 

Остальные вопросы, связанные с учетом посещаемости студентами аудиторных занятий, порядком ликвидации задолженностей, пересдачи экзамена и т. п., решаются в соответствии с уставом техникума и другими нормативными документами, регулирующими учебную деятельность.

Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов реализуется в соответствии с рейтинг-планом дисциплины (приложение А). Рейтинг-план дисциплины составляет преподаватель, руководствуясь рабочей учебной программой и федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования. При составлении рейтинг-плана дисциплины преподаватель производит разделение учебного материала на самостоятельные структурно-логические единицы (модули), без нарушения полноты охвата предметной области и определяет виды текущей работы и формы проведения рубежных рейтинг-контролей, диапазоны рейтинговых баллов дисциплинарных модулей с выделением баллов за текущую работу по видам учебных поручений и рубежные рейтинг-контроли. При распределении баллов по видам текущей работы необходимо учитывать количество практических и лабораторных занятий и степень сложности учебного материала для чего могут быть использованы коэффициенты веса.

Рейтинг-план и правила, по которым рейтинговая оценка по дисциплине будет вычисляться в течение семестра, утвержденные председателем ПЦК, доводятся до сведения студентов на вводном занятии по данной дисциплине.

В процессе обучения по дисциплинарному модулю преподаватель проставляет баллы в соответствии с рейтинг-планом за все виды текущей работы в журнале оценки знаний студентов. Постоянный контроль текущей работы осуществляется без специального прерывания занятий, предусмотренных расписанием, и является их составляющей (выполнение и защита лабораторных работ, оценка выступлений на семинарах и практических занятиях, самостоятельные работы, выполнение письменных и устных домашний заданий и расчетно-графических работ).

Для учета успеваемости студентов по каждой дисциплине используется единая ведомость.

Для каждого модуля разрабатываются: обучающие модули; задания для индивидуальной работы; задания для разных видов самостоятельной работы; задания творческого характера; учебно-методические раздаточные материалы; список учебной, научной, методической литературы, интернет-ресурсов; набор справочных и иллюстрированных материалов; электронный образовательный ресурс.

В качестве методов оценки освоенных компетенций предложены следующие:

-          теоретические задания, собеседование, тестирование, зачет, экзамен (объект оценки — объем профессионально значимой информации);

-          практические задания по демонстрации умений (объект оценки — процесс практической деятельности).

В результате использования модульно-рейтинговой технологии обучения активизировалась, самостоятельная познавательная деятельность студентов повысилась успеваемость до 100 %, а качество знаний увеличилось на 5 %, улучшилась организация труда, увеличилась накопляемость оценок. При использовании модульно-рейтинговой технологии обучения все участники педагогического процесса овладевают навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки, саморегулирования.

Благодаря этой технологии центральное место в системе «преподаватель-студент» занимает студент, который выполняет задания в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

Модульно-рейтинговая технология обучения и контроля усвоения учебной информации обеспечивает большую объективность оценки учебной работы студента и ее результатов, формирующих личностные качества обучающихся, и позволяет устанавливать и поддерживать режим непрерывной продуктивной учебной деятельности студентов, последовательно формировать их «техническую культуру», повышать качество профессиональной подготовки.

 

Приложение А

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПЦК ТД Л. А. Иванова______________

«_____» _______ 2015 г.

 

Рейтинг-план дисциплины «Электротехника и электроника»

 

Курс 2, группа ОЭ-1301, семестр 2, 2014 /2015 уч. г.

Преподаватель: Н. Ф. Зубова

ПЦК ТД

 

Объем дисциплины и виды учебной работы:

Лекций: 88 часа

Практические занятия: 20 часов

Промежуточная аттестация: экзамен

Количество дисциплинарных модулей: 2

Распределение баллов по дисциплинарным модулям во 2 семестре

Виды контроля

Номер модуля

1

2

Коэффициенты веса

0,7

0,3

Текущий рейтинг-контроль

min

27

9

max

54

18

Рубежный рейтинг-контроль

min

8

6

max

16

12

Рейтинг по дисциплинарному модулю

min

35

15

max

70

30

Суммарный рейтинг по дисциплине

min

50

max

100

 

Дисциплинарный модуль 2

№ 2

Содержание 2-го дисциплинарного модуля

Тема 6.1.

Производство, передача, распределение и электрической энергии

Тема 6.2.

Общие сведения об электрическом и электромеханическом оборудовании

Тема 6.3.

Основы электробезопасности

Тема 7.1.

Полупроводниковые приборы и устройства

 

Продолжительность изучения модуля ___6_____ недель

Вид контроля

Вид учебных поручений и форма отчетности или контроля

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Примечание

Текущий рейтинг-контроль

Индивидуальное расчетное задание

Расчет и выбор автоматических выключателей.

3

6

4.5

Индивидуальное расчетное задание

Расчет и выбор сечения проводов и кабелей по допустимой потере напряжения

3

6

4.5

Лабораторная работа Снятие вольтамперной характеристики диода

3

6

4.5

Рубежный рейтинг-контроль

Обязательная контрольная работа

6

12

9

Посещаемость, ч (всего/по ув.пр.)

-0,25

+0,2

 

Текущая успеваемость

-0,25

+0,25

 

 

Литература:

 

1.         Беспалов, П. И. Основы модульной технологии обучения Текст. /173

2.         Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

3.         Ваганова, Т. Г. Модульно-компетентностное обучение физике студентов младших курсов технических университетов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Ваганова. М.: [б.и.], 2007. — 24 с.

4.         Логинова Ирина Евгеньевна Статья. «Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине «Электротехника и электроника» http://nsportal.ru/npo-spo/energetika-energeticheskoe-mashinostroenie-i-elektrotekhnika/library/2013/12/08/statya

5.         Лозинская, А. М. Модульно-рейтинговая система контроля учебных достижений при обучении физике в средних специальных учебных заведениях / А. М. Лозинская // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». — 2009. — № 1 (35). — С. 144–148.

6.         Лозинская, А. М. Структурирование учебного материала и способы его представления при модульном подходе к обучению физике / А. М. Лозинская // Школа и вуз: достижения и проблемы непрерывного физического образования: сб. науч. тр. четвертой рос. науч.-метод. конф. учителей школ и преподавателей вузов / ГОУ ВПО Урал. гос. техн. ун-т — УПИ. — Екатеринбург, 2006. — С. 33–39.

7.         Лозинская, А. М. Фреймовый способ структурирования содержания модульной программы обучения физике / А. М. Лозинская // Известия Урал. гос. ун-та им. М. А. Горького. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2009. — № 3 (67). — С. 176–184.

8.         Никандров Д. М-74 Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации / Под.ред. М. В. Рыжакова — М., СпортАкадемПресс, 2005

9.         Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. —2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): Дисциплинарный модуль, профессиональное образование, суммарный рейтинг, текущая работа, рубежный рейтинг-контроль, вид контроля, дисциплина, итоговая оценка, модульное обучение, учебный процесс.

Похожие статьи

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Критерии контроля знаний при модульном обучении

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания

Основные термины (генерируются автоматически): студент, течение семестра, модуль курса, вид контроля, учебный процесс, промежуточный контроль.

Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая

Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов реализуется в соответствии с рейтинг-планом дисциплины...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

высшее образование, образовательная программа, учебный процесс, модуль, дисциплина, ECTS, модульная образовательная программа, учебный план, кредитная технология обучения, Болонская Декларация.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Выделяют установочный, промежуточный, тематический, рубежный и итоговый тесты. Выбор формы тестового задания зависит от целей тестирования и содержания.

Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый...

модуль, знание, рейтинговая форма контроля, вид деятельности, содержание, умение, итоговый контроль, модульная интерпретация, понятийная база, практическая часть.

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

О проведении текущего контроля успеваемости курсантов...

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Этапы контроля рейтинговой системы | Статья в журнале...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм. Критерии контроля знаний при...

Похожие статьи

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Критерии контроля знаний при модульном обучении

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания

Основные термины (генерируются автоматически): студент, течение семестра, модуль курса, вид контроля, учебный процесс, промежуточный контроль.

Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая

Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов реализуется в соответствии с рейтинг-планом дисциплины...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

высшее образование, образовательная программа, учебный процесс, модуль, дисциплина, ECTS, модульная образовательная программа, учебный план, кредитная технология обучения, Болонская Декларация.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Выделяют установочный, промежуточный, тематический, рубежный и итоговый тесты. Выбор формы тестового задания зависит от целей тестирования и содержания.

Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый...

модуль, знание, рейтинговая форма контроля, вид деятельности, содержание, умение, итоговый контроль, модульная интерпретация, понятийная база, практическая часть.

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

О проведении текущего контроля успеваемости курсантов...

балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, работа, Личностное качество студента, Критерий оценивания, итоговая оценка, MOODLE, балльно-рейтинговая система.

Этапы контроля рейтинговой системы | Статья в журнале...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм. Критерии контроля знаний при...