Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников
Автор: Апряткина Елена Николаевна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1236 раз
Библиографическое описание:
Апряткина, Е. Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е. Н. Апряткина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 176-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/595/ (дата обращения: 06.11.2024).
Современное российское общество столкнулось с множеством проблем. В частности, с проблемами, связанными с выходом из демографического кризиса, состоянием материнства и детства, с развитием этнокультурного пространства жизни семей на фоне миграционных процессов, поддержкой семей сирот, профилактикой правонарушений, безнадзорности и других форм неблагополучия детского населения. Данные проблемы характеризуют сложность и многогранность современной российской действительности. Все, что происходит в стране или мире, отражается в жизни современной российской семьи. На все происходящее семья чутко реагирует изменениями в уровне жизни, в эмоциональной стабильности, особенно в воспитательной дееспособности. Стрессогенный ритм жизни, социально-экономическая нестабильность, ситуации хронического экономического кризиса, разрушение традиционных семейных укладов, преобразование межпоколенных родственных связей привели к небрежности, беспомощности и безответственности родителей в деле воспитания детей. Ценность благородного и ответственного искусства взаимоотношений с детьми, являющегося сердцевиной семьи стала колебаться, слабеть и исчезать в душах молодых людей. В системе изменившихся семейных ценностей, независимо от материального благосостояния, социального статуса, уровня культуры и образования стали нередкими семьи с обезличенными отношениями, т. е. нет мужчины – ответственного «добытчика» и главы семьи, нет женщины с её особой ответственной ролью воспроизводства и воспитания подрастающего поколения, а есть совместно проживающие работники, творцы, политики.
Анализ статистической информации показывает, что в стране наступил кризис системы ценностей: аборт стал привычным делом, не вызывает прежнего осуждения отказ от родившегося ребёнка, сокращается количество браков, увеличивается число разводов, социальных сирот, беспризорников и безнадзорных детей, а вслед за этим «процветает» преступность, алкоголизм и наркомания. По данным государственного доклада Министерства социальной защиты населения, в России на тысячу браков приходится 700 разводов. Очевидное следствие уменьшающегося количества браков - растущее число детей, рожденных вне брака. Сегодня их число составляет около 30 процентов от общего числа новорожденных. Ежегодно в стране имеют место около 1,5 тыс. рождений у матерей в возрасте 15 лет, 9 тыс. - 16 лет, 30 тыс. - в возрасте 17 лет. Фактически удельный вес детей, рожденных женщинами моложе 18 лет, в общем числе родившихся, составляет 2,3 %. По количеству добровольно прерываемых беременностей, в том числе среди несовершеннолетних, страна уже давно занимает первое место в мире. По словам главного врача одного из московских родильных домов, в связи с финансовым кризисом, эта ситуация, судя по всему, ухудшится и приведет к еще большему росту числа абортов в России. По данным Госкомстата в январе и феврале в России было зарегистрировано 270800 новорожденных, что на 3700 меньше, чем в прошлом году. В недавнем докладе ООН отмечается, что за последние 16 лет население России сократилось на 12 миллионов. ООН полагает, что эта тенденция будет только усиливаться, и в 2050 году в России будет насчитываться всего лишь 116 миллионов жителей, против 142 миллионов в прошлом году. Ситуация еще более усугубляется распространением «наркоалкогольной» эпидемии среди детей и подростков. Ее масштабы впечатляют даже по цифрам официальной статистики, которая далеко не в полной мере отражает ситуацию. По данным Минздрава России, около 70% детей до 14 лет (как мальчиков, так и девочек) хотя бы один раз пробовали наркотические вещества и 82 % имели опыт употребления алкоголя. Причем возраст детей, употребляющих алкоголь и наркотики, заметно снизился. Все чаще среди «попробовавших» встречаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. В десятки раз возросло количество несовершеннолетних, находящихся на учете в наркодиспансерах, больных наркоманией, токсикоманиями и алкоголизмом. В некоторых городах в ряде учебных заведений алкоголизация и наркотизация стали тотальными. Ради приобретения наркотиков или на фоне алкогольного опьянения многие дети идут на преступления. И, как следствие, наблюдается резкое увеличение количества малолетних преступников.
Как мы видим, кризис современной российской семьи является несомненным фактом. Кризис семьи на фоне широкомасштабного социального кризиса, придаёт ему особую остроту и драматичность. Семья перестала быть гарантом психологического благополучия и защищённости. В результате ребёнок оказывается лишённым родительского тепла, заботы, защиты и психологического комфорта. А ведь это составляющие той нравственной, духовной и душевной опоры, дающей силы ребенку, помогающей ему в трудные минуты жизни преодолевать и противостоять негативным влияниям социальной среды, групповому давлению сверстников. Семейная незащищенность негативно сказывается на развитии внутренней личностной свободы ребенка, его творческих способностей, когнитивных и эмоциональных составляющих социального поведения. Ребёнок становится уязвимым, беспомощным в ситуации, когда навязывают алкоголь, сигареты или наркотики, когда необходимо справиться с собственными психическими и жизненными трудностями, когда стоит выбор между добром и злом. «Недолюбленные», «необласканные», ненужные и одинокие дети становятся равнодушными, бесцеремонными, агрессивными, способными неоднократно совершать правонарушения и преступления.
Для решения проблемы и позитивного изменения сложившейся ситуации необходимо осуществлять научный поиск новых форм, методов и технологий социально-педагогической деятельности не только с детьми из неблагополучных семей или семей группы риска, но и с их родителями, другими членами семей, то есть с семьей в целом. В ходе исследования одной из целей опытно-экспериментальной работы являлось разработка и апробация программы социально-педагогической работы с родителями. Цели программы: формирование детско-родительских отношений и укрепление позитивных эмоциональных внутрисемейных связей. Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и образовательном учреждении. В своей работе детско-родительские отношения мы определяем, как взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами на протяжении всего развития науки и практики. Так, Божович Л.И., Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития, показали зависимость отношения родителей к ребенку от его возрастных изменений. Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и др. определили зависимость психического развития ребенка от его эмоционального контакта и особенностей сотрудничества с родителями. В работах Д. Баумринд, Л. Беньямин, А.Я. Варги, К. Роджерса, Г.Т. Хоментаускаса, Э. Шефера рассматривается влияние отношения родителей на поведение ребенка. По их мнению, родительское отношение и способы управления ребенком впоследствии являются образцом поведения для ребенка, как по отношению к родителям, так и по отношению к остальным окружающим. Р.А. Белл, А. Болдуин, Е.А. Личко и Э.Г. Эйдемиллер предложили разные классификации стилей родительского поведения и выделили стили, способствующие аномальному развитию личности ребенка. Вопросу взаимоотношений в системе "мать — ребенок" посвящены работы Л.А. Абрамян, Д. Боулби, С. Броуди, Н.М. Гордецовой, А.Д. Кошелевой, В.С. Мановой-Томовой, М.Раттер, Дж. Риццо, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковской, В.В. Столина, Б. Суран и др. В своих работах особое внимание они уделяют проблеме материнской депривации по отношению к ребенку. Неправильное воспитание, как фактор, предрасполагающий к возникновению невротических реакций у детей, подробно рассмотрен в работах А.Адлер, И. Александреско, Б. Берельсон, С. Блюменфельд, З.И. Гарбузова, Т. Георгиу, А.И. Захарова, Д.Н. Исаева, Г. Стейнер и др.
В качестве теоретико-методологических основ нашего исследования мы выделяем теорию семейных отношений и детско-родительских отношений как их важнейшей составляющей (А.С. Варга, Т.Н. Доронова, В.Н Дружинин, И.С. Кон, Р.С. Немов, Т.А. Репина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер); исследования эмоциональной сферы ребенка, как базовой основы для формирования взаимоотношения дошкольника с окружающими (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Д. Кошелева и др.), концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).
На первом этапе опытно-экспериментальной работы мы изучали качество отношений между супругами и эмоциональную атмосферу семье. Анализ результатов исследования показывает, что лишь в незначительной части семей (17 %) поддерживается эмоционально позитивная атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, понимания и любви. В таких супружеских союзах практически нет конфликтов, зато существуют собственные традиции и ритуалы. В этих семьях люди искренни и естественны в отношениях друг с другом. Все члены семьи чувствуют себя полноценными людьми: любимыми, высоко ценимыми, нужными, от каждого ждут любви, признания и уважения. Дети в таких семьях непосредственные и дружелюбные, а взрослые относятся к ним с уважением, как к полноценным личностям. Родители ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать детям, как негативные оценки, так и позитивные. Их поведение не расходится со словами. Эти родители усвоили важную истину, что хороший воспитатель умеет выбрать соответствующую ситуации время, чтобы поговорить с ребенком тогда, когда тот действительно готов выслушать взрослых. Когда ребенок ведет себя неправильно, отец или мать пытаются понять причину такого поведения и проявляют максимум терпения и внимания, стараясь своей поддержкой помочь ему. В этой ситуации ребенку становится легче преодолеть свой страх и чувство вины. В такой семье можно с юмором относиться к каким-то своим ошибкам, смеяться и шутить, когда это уместно. Это так называемая «семья – отдушина», где все члены семьи ощущают себя свободно, не стесняются говорить о своих чувствах. Друг другу они могут высказать все, что чувствуют: разочарование, гнев, боль, похвалу, страх.
Почти треть семей (24 %) респондентов взаимоотношения строят «по привычке» или «по обязанности», то есть в этих семьях нет ссор, скандалов, но также нет и проявления дружеского расположения, взаимной привязанности, желания поделиться своими переживаниями, помочь друг другу, поддержать. В таких семьях люди просто избегают друг друга: они настолько погружаются в свою работу или в какие-то дела вне дома, что все реже и реже общаются со своими близкими. Это же очень просто – жить с кем-то под одной крышей и не видеться целыми днями. Эмоциональная атмосфера таких семей характеризуется неудобством, дискомфортом и холодностью: за внешней вежливостью членов семьи друг к другу ощущается неустойчивость, напряжение, грусть или даже тоска. Иногда семейная атмосфера полна скрытности. Юмор в таких семьях чаще превращается в иронию, сарказм или даже в насмешку. В таких семьях лица и тела людей говорят об их эмоциональных страданиях. Их тела скованны и напряжены. Лица кажутся мрачными, угрюмыми и печальными или они могут ничего не выражать, словно маски. Кажется, что они не только не видят, но и не слышат.
Более чем в половине семей (58 %) происходят конфликты и скандалы, но некоторые из них (38 %) допускают ссоры в редких случаях и стремятся, решив проблему, нейтрализовать конфликт, наладить в семье нормальные взаимоотношения. К сожалению, немало супружеских союзов (16 %), в которых ссоры возникают очень часто и по разным причинам. Здесь люди придираются друг к другу по малейшему поводу, изводят себя и окружающих конфликтами, выяснениями отношений. Взрослые без конца диктуют детям и друг другу, что они должны или не должны делать, у них просто не остается возможности для радостного общения. Нередко члены таких семей искренне поражаются тому, что можно наслаждаться обществом друг друга. Более того, есть семьи (4 %), в которых бесконечные скандалы привели супругов к желанию разорвать семейные отношения по причине полного отчуждения и враждебности. Их брак уже фактически распался, но супруги продолжают жить вместе, что является наибольшим психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации. 1% родителей уже находятся в стадии бракоразводного процесса.
Учитывая, что одним из средств создания благоприятного эмоционального микроклимата семьи, формирования и поддержания положительного эмоционального настроя в ней является совместное проведение досуга, на следующем этапе нашей работы мы выяснили, какое значение родители придают совместному досугу. Оказалось, что только 25 % семей достаточно часто проводят содержательный семейный досуг. 58 % сожалеют о том, что на проведение семейных мероприятий времени остается очень мало. 11 % родителей считают совсем необязательным проводить досуг вместе с семьей, а 6 % убеждены, что отдыхать нужно «только отдельно от семьи». Примечательно, что в той четверти семей, где совместный семейный досуг приветствуется, предпочтение отдается совместным играм, так необходимым в период дошкольного детства (28 %). 22 % детей и родителей любят совместно читать. Диапазон жанров произведений очень широк, начиная от сказок и заканчивая научными энциклопедиями. 21 % семей занимаются совместной художественно-творческой деятельностью. Есть семьи (17 %), в которых праздником для всех являются коллективные выезды на природу, о которых потом еще долго вспоминают, находясь под воздействием позитивных эмоций. 13 % респондентов не хотят, чтобы их «чадо» отставал от своих сверстников в интеллектуальном развитии, поэтому много времени проводят, читая книги и выполняя задания педагогов. Всего лишь 5 % семей совместно участвуют в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и 3 % в музыкально-развлекательных. 53 % родителей отметили, что всей семьей выполняют трудовые действия. Такой высокий процент применения совместного труда объясняется желанием родителей «занять ребенка хотя бы чем-нибудь, лишь бы не мешал». Что к психологическому комфорту и эмоциональному сближению не имеет никакого отношения.
На следующем этапе, чтобы помочь взрослым узнать и понять эмоции, испытываемые дошкольником в процессе общения с семьей, мы разработали практикум для родителей «Комфортно ли моему ребенку дома?» С этой целью психолог заранее проводит с детьми рисуночный тест «Моя семья». Одновременно взрослым дается задание нарисовать «портрет» своей семьи (без участия детей). Во время встречи психолог предлагает каждому родителю рассмотреть рисунок своего ребенка и поразмышлять над тем, как ощущает себя дошкольник дома? Какие чувства он испытывает в процессе общения со всеми членами семьи? Объяснить, что представления и чувства дошкольника складываются из прошлого и настоящего опыта взаимодействия со всеми членами семьи. Попытаться почувствовать общую тональность рисунка и ответить на следующие вопросы: «Какое настроение ребенка передает рисунок? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх?»; «Кто изображен на рисунке? Что они делают?»; «Присутствует ли он сам?»; «Кто из нарисованных людей самый счастливый?»; «Кто самый несчастный?»; «Каковы размеры других изображенных фигур по отношению к фигуре ребенка?»; «Насколько удалены друг от друга изображенные люди? Почему?». Далее психолог предлагает пофантазировать, о том, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым – родителям, педагогам: «Мне очень спокойно рядом с родителями. Я чувствую себя абсолютно защищенным, и любые неудачи мама с папой помогут мне пережить…», «Мне тревожно, не на кого рассчитывать, потому что рядом никого нет…», « Я боюсь, мне страшно…». Затем психолог раздает родителям их собственные рисунки и предлагает сравнить их с рисунками детей. Теперь взрослые должны задуматься и ответить сами себе на вопросы психолога: «Есть ли сходство между рисунками, в чем оно (в сюжете, в переданных чувствах)?»; «Чей рисунок получился более оптимистичным – свой или ребенка?»; «Вы нарисовали ребенка, каким хотите его видеть или каким видите его на самом деле?»; «Какой образ ребенка получился у вас – эмоционально спокойный или тревожный?». Продолжая беседу, психолог задает родителям следующие вопросы: «Считаете ли вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах, которые он испытывает по отношению к вам?»; «Как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными переживаниями?»; «Испытывает ли он в этом трудности?»; «Как вы ему в этом помогаете?». Психолог стремится к тому, чтобы все родители высказались и задумались о характере взаимоотношений с ребенком (сопричастность, сопереживание друг другу или его зависимость от них). Относятся ли они к нему с любовью, принимают ли его таким, какой он есть? Уверен ли ребенок в том, что его родители считают его лучшим. Завершая встречу, психолог советует родителям поговорить с ребенком о его рисунке. Спросить, есть ли он сам на рисунке? Где? Если нет, поинтересоваться, а где хотел бы быть? Ребенок может дорисовать рисунок по своему желанию.
С целью обогащения опыта взрослых по совместному проведению досуга, мы разработали программу игрового взаимодействия родителей и детей «Музыкальные игры с ребенком дома». Начать встречу необходимо с обсуждения двух точек зрения на природу музыкальности. Первая: «Музыкальность ребенка имеет генетическую основу». Вторая: «Музыкальность развивается у каждого ребенка при условии создания благоприятных условий». Какой точки зрения придерживаетесь вы? После обсуждения, педагог делает короткое обобщение, признав правомерность обеих точек зрения, подчеркнув ценность участия родителей в музыкально-игровом творчестве ребенка. Затем в музыкальный зал приглашаются дети. Музыкальный руководитель предлагает дошкольникам и их родителям стать участниками разнообразных музыкальных игр, помогающих освоению свойств музыкального звука: силы, тембра, длительности звучания. Но, главной целью, конечно же, является создание ситуации сопричастности взрослых к музыкальному творчеству детей, позволяющей родителям проникнуть в особенности личностного развития сына или дочери, лучше понять и эмоционально поддержать своего ребенка в творческом развитии, установить с ним эмоциональный контакт, стать доступным партнером по взаимодействию. Для этого родители вместе с детьми участвуют в музыкальных играх. Во время игры «Громко-тихо запоем» семейная пара водящих ищут спрятанную остальными участниками игрушку, ориентируясь на силу звучания песенки, которую поют вместе все участники игры. Игра «Научи матрешек танцевать» заключается в том, что все участники игры садятся вокруг одного большого стола, чтобы видеть глаза друг друга. Музыкальный руководитель отстукивает двумя деревянными матрешками несложный музыкальный рисунок, предлагая затем ребенку или взрослому воспроизвести его. После образцового показа, ритм для повторения могут задавать как дети родителям, так и родители детям.
Дидактической целью игры «Оркестр кошки Мурки» является узнавание музыкальных инструментов, принесенных кошкой, по их звучанию. После того, как все музыкальные инструменты отгаданы и розданы, Мурка предлагает всем сыграть одним дружным оркестром. Во время «Музыкальной пантомимы» члены семейных пар, договорившись между собой, изображают музыкантов, играющих на тех или иных музыкальных инструментах. Остальные участники по демонстрируемым движениям должны отгадать, на каком инструменте играют водящие. Кто первым отгадает, тот становится водящим и показывает свою «игру». Педагогу иногда приходится подсказывать родителям, что во время игры ребенку необходимо почувствовать, что взрослому приятно с ним общаться, нравится то, что и как делает ребенок. Взрослому следует продемонстрировать ребенку свою реакцию (участие, признательность, приятное удивление, благодарность и т. п.). Завершая встречу, необходимо подчеркнуть развивающую ценность использования не только подобных музыкальных игр в процессе формирования детско-родительских отношений, но и «нацелить» взрослых на поиск других форм взаимодействия с детьми. Предложить родителям литературу, которая поможет им обогатить свой педагогический опыт и ощутить истинную радость и счастье от общения с ребёнком, понять его уникальность и неповторимость.