Автор: Шалашова Ирина Викторовна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)

Статья просмотрена: 559 раз

Библиографическое описание:

Шалашова И. В. Формирование графической грамотности будущих учителей технологии как педагогическая проблема [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 148-150.

Современное общество живет в период небывалого роста объема информационных потоков, как в экономике, так и в социальной сфере. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса в развитии общества - информатизации.

Информатизация - одно из важнейших направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении микроэлектронной вычислительной техники, средств связи, автоматизированных банков данных, взаимоувязанных между собой в информационно-вычислительные системы. Лимитирующим фактором становится информация и научное знание [10].

Слово информация произошло от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение. В широком смысле это абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков [2].

Каждого человека в мире окружает большое количество разных видов информации: звуковая, текстовая, числовая, видеоинформация и т.д. Одним из таких видов является графическая информация.

Одни под графической (изобразительной) информацией понимают первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и других материалах, изображающих картины реального мира [2]. Другие информацию, представляемую в виде образов (наглядных символов) или фигур на схемах, эскизах, диаграммах, графиках [5].

Под графической информацией также понимают всю совокупность информации, которая нанесена на самые различные носители — бумагу, пленку, кальку, картон, холст, оргалит, стекло, стену и т.д. [8].

Как и всякий объект, графическая информация обладает свойствами. С точки зрения данного исследования, наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства графической информации: объективность, достоверность, полнота, точность, понятность, доступность, краткость и пр.

1. Объективность графической информации. Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация - это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Объективную графическую информацию можно получить с помощью измерительных приборов.

2. Достоверность графической информации. Графическая информация достоверна, если она отражает истинные параметры чего-либо. Достоверная информация помогает правильно выполнять поставленные задачи. Недостоверной графическая информация может быть выражена следующим причинам:

- преднамеренным искажением (дезинформацией) или непреднамеренным искажением субъективного свойства;

- искажением в результате недостаточно точных средств ее фиксации (изображения).

3. Полнота графической информации. Графическую информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и выполнения решений. Неполная информация может привести к ошибочному решению или построению.

4. Точность графической информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта (чертежа, детали) и т.п. [4].

Одной из задач высшего профессионального образования в условиях информатизации общества и с развитием графической информации является формирование графической грамотности у будущих специалистов.

Анализ ситуации в системе профессиональной подготовки в условиях педагогического вуза показал, что обучение качественного специалиста в условиях ограниченности времени возможно только при достаточно высоком уровне  графической   грамотности, сформированном в школе. Однако, по разным причинам происходит снижение уровня графических знаний выпускников школ, и вследствие этого существует необходимость формирования графической грамотности в педвузе практически с нуля.

Время, предусмотренное программой на изучение начертательной геометрии входящей в блок изучения дисциплин «Графика» и «Инженерная графика» в педагогическом  вузе по специальности «Профессиональное обучение» и по направлению «Технологическое образование», тратится на адаптацию мышления учащихся к новым требованиям, а не на освоение фундаментальных знаний и базовых умений.

Тем не менее, современное образование предусматривает серьезную графическую подготовку будущих специалистов, качество которой призваны обеспечить преподаваемые в педагогическом вузе именно эти общепрофессиональные дисциплины (начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика), которые способствуют развитию пространственного воображения, творческого и конструктивного мышления специалиста, а также воспитанию профессиональной и графической культуры обучающихся. Каждая из этих графических дисциплин для продуктивного развития обуславливается определенными исходными положениями, дающими правильные представления об изучаемых предметах, правильное освоение содержания этих предметов создают теоретическую и практическую базу для овладения символикой чертежей и другой технической документации.

Педагогическая теория, исходя из совокупности различных взглядов педагогов и психологов, помогает преподавателю строить конкретные рассуждения об изучаемом явлении - развитии пространственного мышления личности в графической деятельности, в которой большую роль играет соответствующая система понятий и терминов.

Основные понятия служат фундаментом процесса обучения и являются показателем его уровня развития. Понятия выступают характерным результатом мышления, формирование и освоение которых в процессе обучения составляет предмет исследований таких ученых, как П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин.

По словам Рубинштейна С.Л., понятие - это последовательное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений [9].

Считается, что процесс возникновения и освоения понятий сопровождается созданием образов и их оперированием, то есть одновременно с разработкой и внедрением суждений возникает адекватная система образов. В настоящее время для многих людей понятие «образованность» утратило свой первоначальный смысл становления личности, превратилось в «информированность». Хорошие графические навыки не существуют без знаний и гармонии в мыслях, общей образованности и начитанности. Осознание скрытого корневого значения «образ» в слове «образование» позволяет целостно осветить следующее понятие.

Под графической образованностью человека следует понимать наличие широкого кругозора, характеризующегося широтой и объемом графических знаний, умений и навыков. Качество образования следует оценивать по уровню полученных знаний и сформированных личных качеств будущего специалиста, нацеленного на выполнение социальной и профессиональной функций.

Методика оценки качества графической образованности будущего специалиста может быть разделена на две части: оценка графической грамотности выпускника по результатам обучения в вузе и оценка графической культуры будущего специалиста, полученная на основе социологической информации о его деловых, творческих способностях и коммуникативных отношениях в коллективе.

Понятие «графическая культура» еще шире и многогранней. В широком значении оно понимается как совокупность достижений человечества в области разработки и освоения графических способов передачи информации [7].

Рассматривая процесс формирования графической культуры как сложный многоплановый поэтапный процесс графической подготовки, имеющий различные уровни развития (от первоначального графического знания к всестороннему овладению и творческому осмыслению способов их реализации в профессиональной деятельности), М.В. Лагунова [6], выделила следующие иерархические ступени графической культуры в обучении:

- элементарная графическая грамотность;

- функциональная графическая грамотность;

- графическая образованность;

- графическая профессиональная компетентность;

- графическая культура.

Под элементарной графической грамотностью, М.В. Лагунова [6] предлагает рассматривать уровень графической подготовки, характеризуемый тем, что: обучаемый знает элементарные закономерности теории изображений и способы их познания, основанные на общем геометрическом образовании, имеет практические навыки оформления изображений и навыки работы с чертежным инструментом.

Графическая культура, как элемент общей культуры, характеризуется высоким уровнем знаний, умений и навыков в области визуализации, пониманием механизмов эффективного использования графических отображений для решения профессиональных задач, умением интерпретировать и оперативно отображать результаты на приемлемом эстетическом уровне.

Показателем культуры будущего специалиста является его творческая активность в подготовке к профессиональной деятельности, ориентированной на непрерывное самообразование в среде графических информационных технологий на основе исследовательского подхода.

Понятие «графическая культура» обусловливается более высокой степенью развития личности и переплетается со многими другими компонентами феномена «культура», например, профессиональной культурой. Это интегрирующее понятие, включающее знание и умение человека в области инженерной и компьютерной графики и способность к творческой деятельности. Анализ литературы по психологии и педагогике подтверждает, что владение графической культурой удовлетворяет субъективную потребность к творческой самореализации и саморазвитию.

П.И. Совертков [3] в своей работе выделил следующие уровни графической грамотности студентов, проходящих олимпиадную подготовку и работающих над исследовательскими проектами:

- элементарная графическая грамотность: обучаемый знает элементарные закономерности теории изображений в параллельной проекции; умеет преобразовывать основные фигуры;

- функциональная графическая грамотность: обучаемый знает основные положения теории изображений фигур в параллельной проекциях; умеет проводить анализ метрических отношений на оригинале и учитывает их при изображении фигур;

- исследовательская графическая грамотность: учащийся знает простейший математический аппарат машинной графики.

Таким образом, графическую грамотность можно определить, как способность оперировать понятиями, связанными с визуализацией информации, умение точно и быстро передавать информацию с помощью графических средств. При этом каждый выпускник педагогического вуза должен иметь представление о классических и современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания графических изображений, иметь общее представление о проектной деятельности (инженерно-конструкторской, архитектурно-строительной и др.).


Литература:

1. Андрюшина, Т.В. Психологические условия развития пространственного мышления личности в графической деятельности [Текст] / Т.В. Андрюшина. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2000. – 148 с.

2. Виды информации и её свойства [Электронный ресурс] //http://ru.wikibooks.org.

3. Ганеев, С.М. Формирование графической грамотности учащихся при обучении решению планиметрических задач в условиях компьютерной поддержки [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / С.М. Ганеев.- Омск, 2004. - 220 c.

4. Жихарева, Н.А. Графическая информация и средства ее обработки [Электронный ресурс] /Н.А. Жихарева //http://revolution.allbest.ru/programming/00193778_0.html.

5. Изобразительная (графическая) информация [Электронный ресурс] //http://www.gisa.ru/13223.html.

6. Лагунова, М.В.  Графическая  культура инженера (основы теории) [Текст]: монография / М.В. Лагунова. - Н.Новгород, ВГИПИ, 2001. – 251с.

7. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: Педагогика, 1991. – 296с.

8. Особенности графической информации и способов ее кодирования [Электронный ресурс] //http://tid.com.ua/tid1/addonres.php?id=3217.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. - Т. 1-2.

10. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] //http://slovari.yandex.ru].

11. Якиманская, И.С. Развивающее обучение [Текст] / И.С. Якиманская. - М., 1979. - 114с.

Основные термины (генерируются автоматически): графической информации, графической грамотности, будущих учителей, графической культуры, Формирование графической грамотности, формирования графической, графической деятельности, графической грамотности будущих, графической подготовки, оценка графической, будущего специалиста, формирования графической грамотности, формирование графической грамотности, графической грамотности выпускника, Объективность графической информации, Достоверность графической информации, Полнота графической информации, графическая информация, графической культуры будущего, графической грамотности студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос