Библиографическое описание:

Исмагилова З. М. Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательном процессе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 134-137.

Национальная культура несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе школ, и, в первую очередь, в формировании личности учащихся. Поэтому важной задачей для школ республики все более становится формирование личности как носителя ценностей и традиций родной культуры, их проводника, пропагандиста и продолжателя. Важным условием решения данной проблемы следует считать разработку целевой комплексной программы по использованию, развитию ценностей национальной культуры в учебно-воспитательном процессе, стратегическая цель которой – развитие национальных культур как основного фактора самобытности народов и гаранта сохранения межнационального баланса в республике и в целом в России.

На территории Республики Татарстан активно взаимодействуют различные этнические общности – татары, русские, чуваши, мордва, удмурты, узбеки, казахи, азербайджанцы, евреи, армяне и другие. Они различны по языку, традициям культуры, национальным проявлениям образа жизни. Сосуществование и развитие всех народов нашей республики требует непрерывного поиска путей достижения устойчивого, гармоничного баланса их интересов. Предметом решения данной проблемы в значительной мере выступают национальные культуры, несущие в себе ценности, традиции и ориентации, которые способны углублять контакты, объединить все народы нашей республики и обеспечивать стабильный устойчивый баланс из жизненных интересов, духовного сродства, трудовой деятельности. Естественно возникает вопрос, как обеспечить здоровое взаимодействие и самих национальных культур и всех, кто связан с ними на генетическом, семейном уровне. Особая роль в этом сложном и несомненно перспективном процессе принадлежит образованию.

Система образования Республики Татарстан берет на себя важную миссию, с одной стороны, возрождения, обогащения, дальнейшего развития национальных культур, с другой формирование культуры межнационального общения юных граждан Отечества в период всемирного экономического кризиса, в период антиправительственных манифестаций во многих странах мира, в период многочисленных терактов в Москве, в России и во всем мире.


Реальные и потенциальные возможности интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса в системе образования Республики Татарстан

В преодолении всемирного экономического кризиса, в решении острейших глобальных, национальных и региональных проблем человечества огромная роль принадлежит образованию. «Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО, - что политика, направленная на улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащения национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования, будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и подготовку конкурентоспособности в области освоения передовой технологии».

Мировой опыт показывает объективную неизбежность возникновения и действия различного рода специфических особенностей в образе жизни населения, функционирования производства в рамках отдельных территорий, регионов, входящих в состав любого государства, независимо от того, является ли оно унитарным, федеральным либо конфедеральным. Дифференциация регионов предопределяется природными условиями, национально-этническими особенностями (быт, язык, обычаи, культура), а также структурой и уровнем развития производства. Данная дифференциация особенно присуща регионам России, в том числе и Республике Татарстан, где изначально формировались весьма разнообразные этносы по природно-географическим и национально-этническим характеристикам, по образу жизни и деятельности народов, их уровню культурного и экономического развития. Данные особенности стали условием проведения региональной политики в отношении к системе образования.

История распорядилась таким образом, что на территории Татарстана сложилась многонациональная структура населения. При этом более 80% населения составляют – татары и русские.

Жизнь выдвигает в качестве одного из важнейших национально-государственных приоритетов сохранение в республике межнационального согласия.

Настало время соединить богатство национальных культур наших народов с учебно-воспитательным процессом, придав их взаимосвязи интегративный смысл. Это должно быть не механическое, не спонтанное соединение, при котором теряются сущностные характеристики как одного, так и другого участника. Речь идет о таком эффекте их интеграции, который обогащает каждого из них, резко повышая интерес учащихся и к явлениям национальной культуры и к учебным предметам как базы для их интеллектуального развития.

Цель интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса - помощь школе в развитии нового поколения юных граждан нашего Отечества, отличающегося интеллигентностью, высокой духовной культурой, мыслящего творчески, настроенного патриотично.

Патриотизм – сложная черта: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, его труд.

Все эти черты находят свое воплощение в гражданственности. В ней выражена самая высокая мотивация поведения, определяемая его общественным долгом, назначением человека в обществе; в ней выражаются такие интегральные свойства, как честь, чувство собственного достоинства.

Интернационализм имеет своим объективным основанием многонациональный характер общества. Интернационализм как принцип морали обогащает патриотические устремления, не дает замкнуться в узких рамках национальной ограниченности.

Формирование национального самосознания учащихся

Под национальной культурой или этнокультурой мы понимаем созданные конкретным народом материальные и духовные ценности, заложенные в них традиции трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве его исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение своей жизненной необходимостью, востребованностью. Национальная культура – это непрерывный процесс создания, обновления, накопления таких ценностей и традиций, что неизменно обогащает духовный потенциал народа, отдельных людей, придает им чувство национального достоинства, гордости, патриотизма и авторитет у других этнических общностей. Национальная культура – это своеобразный исторический образ народа, узнаваемый, уважаемый, ценимый. Все это в полной мере относится к татарскому, русскому и другим народам Республики Татарстан.

Успешная организация педагогического процесса, среды и режима работы школы, коллективной общественно-полезной внеучебной деятельности учащихся, досуга(посещение музеи, театры, концерты, встречи с известными людьми: писателями, поэтами, общественными деятелями, участие в научно-практических конференциях, участие в спортивных соревнованиях,), отвечающего их индивидуальным запросам и интересам, возможна только при четкой постановке всего набора образовательно-воспитательных целей.

В прошлом учебном году мы с учеником 10 класса Бурдиным Алексеем написали научную работу по теме: «Творчество поэта-патриота Мусы Джалиля военных лет (1941-1944гг.)» для участия в XIой Научной Повожской Конференции Учащихся имени Н.И.Лобаческого. Так вот, Алексей очень хорошо выступал, очень выразительно рассказал стихотворение Мусы Джалиля «Волки» (стихотворение о войне) сел возле меня и прошептал: «Я-гений!...». Таким образом, юноша (он раньше в аналогичных конференциях ни разу не выступал) навсегда убрал, стоящий барьер перед публикой, и он впредь выступит перед аудиторией самоуверенно и без переживаний. И это, я считаю своим плюсом, так как указала путь ученику как надо выступать перед публикой, как себя вести перед людьми. Этим я хочу сказать, что инициативу в первую очередь должны показать мы – учителя. А неспосбных детей не бывает – нужна индивидуальная работа с ребёнком.

Формы организации учебного процесса общеизвестны. Это урок традиционный, урок инновационного типа, практикум, игровые занятия, семинар, защита проекта и ряд других . В соответствии с этим актуальными становятся педагогические технологии и методы, такие как: инновационная технология, аудиовизуальная технология, диалоговая технология, проектная технология, а также проблемный, модульный, развивающий и другие типы обучения. Их свободный выбор – за инновационными школами, лицеями, колледжами.

На такой целостной основе и достигается:

  1. расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебной и внеучебной деятельности;

  2. развитие национального и интернационального сознания и самосознания, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, стимулирования практических видов деятельности и общения;

  3. формирование у учащихся нравственных и эстетических качеств личности посредством приобщения их к традициям родного народа, других родственных народов, достижениям общечеловеческой, единой государственной и отдельной национальной культуры;

  4. развитие духовных потребностей учащихся в условиях совместной деятельности учителей, родителей и общественности района.

Важная интегрирующая роль национальной культуры отводится таким ее элементам, как язык, музыка, литература, промыслы, искусство, зодчество, танец, все множество фольклорных форм и т.д.

Для чего же требуется такая интеграция? Функционирование национальной культуры в процессе обучения способствует повышению качества усвоения учебного материала, познавательной активности и мотивации учащихся. Введение элементов национальной культуры в содержание уроков усиливает их интегративный потенциал и способствует формированию личности с высоким уровнем интеллектуальной культуры, духовности. Интеграция является объективной потребностью перехода системы регионального образования в качественно новое состояние. Это концептуальная база моделирования всей системы национально-регионального развития образования в новых исторических условиях. В то же время это преимущественно инновационный тип реализации содержания национальной культуры в учебном процессе.

Интегративность национальной культуры реализуется через соответствующую координацию целей учебно-воспитательного процесса, корректировку образования, использование педагогических технологий, межпредметных связей и адекватных им приемов в процессе обучения.

Реализация интегративности национальной культуры осуществляется в следующих целях учебно-воспитательного процесса:

- формирование целостного представления о национальной культуре, включая такие основные ее компоненты как традиции, язык история, литература, создание таких условий, при которых ученики могли самореализовать свои знания о национальной культуре, формирование у учащихся системности знаний о национальной культуре и ее отдельных элементах;

- развитие у учащихся умений распознавать, вычленять национальные особенности культуры из разных предметов и создавать единое целостное представление о ней, умений обобщать и систематизировать свои знания;

- воспитание толерантного человека с большой духовной культурой, формирование его национального самосознания.

Особое значение при формировании национальной культуры отводится национальному языку. Родной язык имеет принципиальное значение для воспитания учащихся в коренной культурной традиции своего народа. Только в условиях активно функционирующего и развивающегося родного языка возможно полноценное использование национальной культуры, усвоение ее гносеологического эпического и эстетического компонентов.

Наша задача – сохранить родной язык, традиции, обычаи и обряды народов, проживающих в нашей Республике.

Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

Под влиянием национальной языковой среды складываются важные этнопсихологические черты, характерные для данного этноса, поскольку в этой среде заложено определенное видение окружающей действительности, закодированы особенности общения и программы человеческого поведения. Понятно в этой связи, что посредством национального языка задаются и определенные мировоззренческие ориентации. Все это указывает на огромный воспитательный потенциал родного языка и соответствующей языковой среды.

Использование элементов национальной культуры в учебно-воспитательном процессе предполагает:

- определение сущности национальной культуры и ее педагогического потенциала;

- рассмотрение педагогической логики включения элементов национальной культуры в предметы гуманитарного и естественно-математического цикла в допрофессиональную подготовку;

- проектирование элементов национальной культуры и их интеграцию в инвариантное содержание учебных предметов;

- организация процесса обучения с элементами национальной культуры, которая предполагает использование методов и приемов проблемно-развивающей, блочно-модульной, аудиомузыкальной и других инновационных технологий обучения;

- непрерывное диагностирование эффективности формирования ценностей и традиций национальной культуры у учащихся на уровне педагогического мониторинга.

Подводя итоги, подчеркнем, что национальная культура должна войти в повседневную жизнедеятельность обучающегося, стать элементом в осуществлении практических дел , в удовлетворении их познавательных, эстетических и иных потребностей, в осмыслении различных сторон жизни общества. При этом, инициативу должны показать, в первую очередь, учителя, ведь учительское слово никакой компьютер не заменит.

Теоретическим фундаментом процесса интеграции национальной культуры выступает предложенная система принципов; методологической базой – совокупность концептуальных направлений реализации этих принципов; технологическим обеспечением – система образовательно-воспитательных целей и средств их достижения.

Несмотря на мировой экономический кризис, теракты и антиправительственные манифестации этносы должны сохранять свой язык, обычаи, традиции, культуру.


Литература:

  1. Закон Республики Татарстан. О языках Республики Татарстан (С изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Татарстан от 28 марта 1996 г.)

  2. Статья 3. Правовое положение языков.

  3. Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование. – Москва: Педагогика, 2000. – 272 с.

  4. Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательный процесс. – Казань: Издательство «Хәтер», 1999.-40 с.

  5. Хузиахметов А.Н. Воспитание личности школьника. – Казань: Издательство “Матбугат йорты”, 2000. – 224 с.

  6. Общественно-политический журнал Татарстан. Казань: Республиканское Государственное учреждение «Редакция журнала «Татарстан»», №7, 2008. – 72 с.

Основные термины (генерируются автоматически): национальной культуры, элементов национальной культуры, интеграции национальной культуры, учебно-воспитательном процессе, Республики Татарстан, национальной культуре, Интеграция национальной культуры, ценностей национальной культуры, обогащения национальной культуры, явлениям национальной культуры, роль национальной культуры, традиций национальной культуры, сущности национальной культуры, отдельной национальной культуры, учебно-воспитательного процесса, Функционирование национальной культуры, элементами национальной культуры, формировании национальной культуры, области национальной культуры, Интегративность национальной культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос