Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 11.02.2017

Статья просмотрена: 1595 раз

Библиографическое описание:

Сергеева А. А. Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы) // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 441-443. — URL https://moluch.ru/archive/140/39328/ (дата обращения: 17.11.2019).



Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

В. В. Путин

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально — гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Россия — многонациональное государство: рядом живут люди разных национальностей, дети разных национальностей учатся в школах. Поэтому очень важно, чтобы не забывались культура разных народов, традиции, обычаи, история. Если человек не знает своих истоков, своей национальной культуры, ему будет чужда и культура другого народа, без знания основ народной жизни, родного фольклора невозможно воспитать интерес и уважение к истории и традициям других народов. Несомненно, что знание истории, культурных традиций и обычаев сможет обогатить и объединить многие народы. На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины, произведениям словесного искусства, так как, только познавая национальные традиции, обряды, обычаи, школа способствует сохранению национальной самобытности народа. Без этого невозможно создать гражданское общество обновленной России.

Материал народной культуры в высшей степени, как никакой другой, обладает свойством активизации внутренних потенциальных возможностей детей, пробуждает интерес к творческому участию в учебном процессе, вовлекает в этот процесс родителей, бабушек, дедушек, помогая тем самым укреплению связей между поколениями, обеспечивая содержательное духовное взаимодействие семьи и школы во благо детей. Этнокультурный материал позволяет учителю систематически работать над освоением традиционной отечественной культуры с детьми — наследниками великой культуры своих предков. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала еще более актуальной и важной.

Ведущей целью моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся начальной школы является создание условий для формирования культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность с использованием этнокультурного компонента.

Для этого в учебно-тематические планы по всем предметам включается (там, где это возможно) этнокультурный русский (татарский) компонент, в классе оборудован уголок Родины (символы государственности, народные игрушки, народные сказки, куклы в национальных костюмах, альбомы с национальной одеждой, кулинарные книги народов России и т. д.), проводятся народные праздники (Масленица, Навруз, Сабантуй), конкурсы чтецов произведений разных народов, творческие конкурсы по мотивам народных сказок. В данном случае патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Исходя из этого, мною были определены следующие задачи:

– Формирование представления об истории, культуре России, пробуждение интереса к малой Родине — Республике Татарстан.

– Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

– Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

– Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

– Сплочение разных поколений членов семей учащихся, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников во время уроков и во внеурочной деятельности ведется по направлениям:

  1. Историко-краеведческое направлениесистема мероприятий, направленная на познание культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, литературному чтению; дети посещают музеи города и библиотеки; изучают русские и татарские народные праздники; ежегодно проводят смотр строя и песни, а также возлагают цветы к памятнику на День Победы; готовят праздничные мероприятия к 23 февраля, 8 марта, Дню семьи, Дню Победы; в школе ежегодно проводится традиционный конкурс «Народы России едины», который помогает детям в короткий срок увидеть многообразие народов России, их национальные особенности, народный колорит, уникальность и важность каждого народа Российской Федерации, почувствовать свою причастность к созданию уголка того народа, который класс получил по жребию, оценить свой вклад в изучение особенностей народа, принять участие в поиске материалов, книг, костюмов «своей» народности.
  2. Гражданско-патриотическое направление — предполагает формирование гражданской позиции служения своему народу. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств. По этому направлению часто проводятся беседы на важные и нужные темы: «Конституция России и права человека», «Символы России и Татарстана», «Праздники нашей Родины» или классные часы по данной тематике: «Я — гражданин России», «Парламентский урок», уроки мужества «Войной опалённые строки».
  3. Литературно-музыкальное направление отвечает за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально — образного содержания произведения, от переживаний детей. В первую очередь, в этом направлении используются произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития, народные сказки. Для работы в начальной школе мною были выбраны ценности, которые соответствуют сферам интересов и возможностям осмысления детей младшего школьного возраста. Они сформулированы в афористическом виде в пословицах и поговорках, высказываниях классиков отечественной культуры следующим образом:

– отношение к учению — «Век живи — век учись»;

– отношение к труду — «Скучен день до вечера, коли делать нечего»;

– отношение к семье — «В семью, где лад, счастье дорогу не забывает»;

– отношение к защите Отечества — «Береги землю родимую, как мать любимую».

Изучая произведения классической литературы, дети учатся любить, беречь и охранять родную природу, испытывать чувство гордости за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им, трепетно относиться к близким и окружающим людям. Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские и татарские народные песни, сказки). Для более глубокого понимания произведения приходится обращаться и к творчеству художников, посещать музеи и картинные галереи, отправляться в виртуальные путешествия.

  1. Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на укрепление стойкого интереса к спорту, развитие силы, ловкости, выносливости и сбережение здоровья детей. Кроме уроков физической культуры, на которых, в том числе, проходит разучивание русских и татарских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах», семейных спортивных праздниках, народных забавах, которые проводятся на традиционных народных праздниках — «Масленица», «Сабантуй».
  2. Экологическое направление — направлено на воспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Дети класса участвуют в традиционных акциях «Сбережём свой край», «Сохраним леса России», изучают лекарственные растения, создавая «Зеленую аптеку нашего края», растения, занесенные в Красную книгу Татарстана, выращивают рассаду цветов для озеленения территории школы, готовят проекты и научно — исследовательские работы о состоянии экологии родного края, отдельных растений, способах воздействия человека на окружающую среду.
  3. Трудовое направление — привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, особенностях каждой профессии, профессиональных качествах, рассказывают об этом на классных часах; рассуждают над вопросом «Кем быть?»; учатся уважать труд старших; принимают участие в трудовых десантах, субботниках, мероприятиях по озеленению территории школы; с удовольствием дежурят в классе.
  4. Семейное направление — утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи (акция «Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи. Проводятся семейные праздники «Семья — основа России», «Мамин день», «Наши прародители», которые сближают поколения, помогая родным людям стать ближе друг другу.

Таким образом, в течение учебного года, дети по крупицам, ненавязчиво, исподволь, получают множество важной информации о духовном опыте своего народа и народов, живущих рядом.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины — процесс длительный, требующий от учителя знаний, настойчивости, последовательности и большого терпения. Задача каждого педагога — выявить и использовать в своей профессиональной деятельности «народную мудрость», которая повысит этнокультурную осведомлённость учащихся, поможет воспитать терпимость, миролюбие и уважение к людям всех национальностей. Можно утверждать, что включение в содержание начального образования материалов, основанных на культуре, традициях, обычаях разных народов — это своеобразная энциклопедия жизни. Ведь только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности, происходит становление гражданина и патриота.

«Без прошлого — нет будущего» — гласит народная мудрость, а будущее — это дети, которых нам на сегодняшний день предстоит правильно воспитать.

Основные термины (генерируются автоматически): народ, ребенок, праздник, отношение, Семья, озеленение территории школы, Татарстан, учебно-воспитательный процесс, родной край, начальная школа, народная культура, младший школьный возраст, традиция.


Похожие статьи

Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка...

Начальная школа, как основа образования, так же претерпевает значительные изменения, в том числе и в организации воспитательного процесса.

Исходя из факта полиэтничности и наличия разнообразия культур России, учебно-воспитательный процесс в современной...

Приобщение младших школьников к народной культуре

Кроме образовательных задач школа призвана решать и воспитательные задачи.

Поэтому одной из основных задач в нашей работе является приобщение младших школьников к народной культуре в системе учебно-воспитательного процесса.

Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного...

народная культура, народная педагогика, ребенок, традиция, старший дошкольный возраст, бурятский народ, процесс приобщения, ознакомление детей, культура, приобщение детей.

Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве

Нужно отметить, что функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной

Каждый ребенок усваивает культуру своих предков в процессе общения дома в семье, а потом уже и в процессе общения со сверстниками в школе.

Формирование межэтнических отношений младших школьников...

Включение регионального аспекта в содержание воспитательной системы в контексте традиционной культуры народов

Младший школьный возраст достаточно сензитивен для освоения того духовного и социального опыта, который выработан человечеством.

Воспитание у младших школьников интереса к национальной...

Это значит, что сегодня учебно-воспитательный процесс в школе, должен включать в себя эффективные формы и методы развития и воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа...

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

В рамках непосредственно образовательной деятельности рекомендуется знакомство детей с культурой и традициями русского народа (традиция отмечать семейные праздники), закрепление знаний детей о названии родной страны, культуре...

Формирование ценностных ориентаций у детей младшего...

младший школьный возраст, ребенок, группа, формирование, представитель, ориентация, национальность, национальная культура, хакасский народ, контрольная группа.

Этнопедагогика эстетического воспитания в начальной...

...учебно-воспитательного процесса на родном языке; формирование интеллектуальных способностей и духовно-нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа...

Похожие статьи

Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка...

Начальная школа, как основа образования, так же претерпевает значительные изменения, в том числе и в организации воспитательного процесса.

Исходя из факта полиэтничности и наличия разнообразия культур России, учебно-воспитательный процесс в современной...

Приобщение младших школьников к народной культуре

Кроме образовательных задач школа призвана решать и воспитательные задачи.

Поэтому одной из основных задач в нашей работе является приобщение младших школьников к народной культуре в системе учебно-воспитательного процесса.

Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного...

народная культура, народная педагогика, ребенок, традиция, старший дошкольный возраст, бурятский народ, процесс приобщения, ознакомление детей, культура, приобщение детей.

Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве

Нужно отметить, что функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной

Каждый ребенок усваивает культуру своих предков в процессе общения дома в семье, а потом уже и в процессе общения со сверстниками в школе.

Формирование межэтнических отношений младших школьников...

Включение регионального аспекта в содержание воспитательной системы в контексте традиционной культуры народов

Младший школьный возраст достаточно сензитивен для освоения того духовного и социального опыта, который выработан человечеством.

Воспитание у младших школьников интереса к национальной...

Это значит, что сегодня учебно-воспитательный процесс в школе, должен включать в себя эффективные формы и методы развития и воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа...

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

В рамках непосредственно образовательной деятельности рекомендуется знакомство детей с культурой и традициями русского народа (традиция отмечать семейные праздники), закрепление знаний детей о названии родной страны, культуре...

Формирование ценностных ориентаций у детей младшего...

младший школьный возраст, ребенок, группа, формирование, представитель, ориентация, национальность, национальная культура, хакасский народ, контрольная группа.

Этнопедагогика эстетического воспитания в начальной...

...учебно-воспитательного процесса на родном языке; формирование интеллектуальных способностей и духовно-нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа...

Задать вопрос