Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Сергалиева Д. Д., Рулева С. Г. Формирование межэтнических отношений младших школьников как инновационная технология в начальном образовании // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 601-604. — URL https://moluch.ru/archive/147/41444/ (дата обращения: 21.05.2018).



Россия является многонациональной страной. Всю её территорию населяют многие десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями. Известно, что человек не может существовать вне общения с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовала во все времена. Уровень общения, степень актуальности общения напрямую зависел от конкретной исторической обстановки, от политики режима и других объективных факторов.

В последнее десятилетие во многих городах России с традиционным преобладанием русского населения произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан приезжающих на работу или учёбу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как «вынужденные переселенцы». В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с представителями других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиции. Вместе с тем, отсутствие достаточной практики межкультурных и межэтнических контактов у населения, а также определенная идеологическая деятельность СМИ способствуют формированию негативных этнических стереотипов, агрессивности, жестокости, насилия по отношению к тем или иным этническим группам.

Актуальность исследования социально-педагогических условий воспитания культуры межнационального общения в школе определяется рядом факторов: процессами, происходящими в мировом сообществе, обусловленными изменением его социально-экономических ориентаций и обострением внимания к этнической специфике; регионализацией образования как средства жизнеустройства региона, призванного выстроить систему взаимосвязей образования с другими социальными институтами, учитывающими национальный компонент; процессами, происходящими в самом образовании и обнаруживающими ситуацию, когда школа становится основным центром культуры на селе. В период мирового экономического кризиса современное общество столкнулось с проблемами в сфере межнациональных отношений, которые приводят к тяжелым последствиям. Их решение одинаково важно для всех государств мира, особенно в постсоветской России, где ощущается потребность в деятельной, открытой личности, проявляющей ценностное отношение к другим людям и их взглядам независимо от их национальной принадлежности.

Образовательные стандарты второго поколения определили необходимость изменения содержания обучения и воспитания в начальной школе. В качестве одного из приоритетных направлений её развития сегодня признается создание условий для становления личности и её гражданского воспитания. Значительную роль в этом процессе играют знания об истории и культуре народа. Однако знания сами по себе не могут заставить детей проявлять межнациональную толерантность уважать другого человека, традиции и обычаи людей других национальностей. На наш взгляд, только формирование у младших школьников межнациональной толерантности в процессе внеклассной деятельности способно противостоять и национальной, и межрелигиозной, и межличностной конфронтации

Большинство исследователей определяют инновационные процессы в образовании как некоторую систему, которая, активно откликаясь на вызовы социокультурной реальности, не снижая внимания к традиционным направлениям, ориентируясь на современные общероссийские и мировые тенденции, вносит принципиальные изменения в обучение, воспитание и развитие личности. В инновационных процессах осуществляется преобразование не только самой педагогической деятельности и присущих ей средств и механизмов, но и существенно перестраиваются ее целевые установки и ценностные ориентации.

У учащегося современной школы должны быть сформированы: готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т. е. он должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования. Содержанием образования должен стать такой ключевой социальный результат образования, как российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации.

Эти ценности закладываются в основу предметных программ, программ воспитания и социализации. В этом отношении федеральные государственные образовательные стандарты впервые фиксируют в нормах образования те педагогические инновации, которые убедительно доказали свою практическую целесообразность. Однако в современной практике и теоретических поисках сложился ряд противоречий между:

— необходимостью реализации нового ФГОС НОО и не разработанностью методик и технологий осуществления внеурочной деятельности младших школьников в условиях поликультурного региона;

— необходимостью проектирования и реализации инновационной инфраструктуры как механизма, обеспечивающего инновационный режим развития региональной системы воспитания младших школьников и не разработанностью теоретического обоснования организационно-педагогических условий ее формирования.

Обнаруженные противоречия позволяют утверждать наличие в педагогической науке актуальной проблемы, нуждающейся в специальном исследовании: на каких теоретических основаниях должна быть сформирована инновационная модель, методики и технологии воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона.

Обновление процесса воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе необходимо осуществлять на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, достижений современной науки, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Это необходимо для полноценного развития личности средствами национальных культур этносов, постоянно проживающих на территории Астрахани, формирования основ этнической идентичности, культурной толерантности, включения ребенка в поликультурную среду.

Включение регионального аспекта в содержание воспитательной системы в контексте традиционной культуры народов области должно прослеживаться на всех возрастных этапах. Особенно активно процесс восприятия национальных, культурных ценностей происходит у детей, обучающихся в начальной школе. Младший школьный возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека. Дети этого возраста активно включаются во взрослую жизнь, формируют идентичность своей этнической группы, осваивают различные социальные роли и наиболее активно проходят этап становления национального самосознания.

Младший школьный возраст достаточно сензитивен для освоения того духовного и социального опыта, который выработан человечеством. Это благоприятнейший период формирования у учащихся ответственности за результаты собственной деятельности; рефлексивного отношения к себе и окружающему миру. Все это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентаций младшего школьника на основе прогрессивных народных традиций, культуры, которые обладают неограниченным потенциалом для развития и саморазвития личности.

В связи с этим на современном этапе приоритетными направлениями в деятельности образовательных учреждений в поликультурной воспитательной среде, являются:

‒ обучение и воспитание растущего человека в системе ценностей этносоциума, в том числе через трансляцию родного языка и культуры как основы формирования национального самосознания;

‒ приобщение к национальным обычаям, как своего, так и других народов, верованиям народа, духовной, традиционной культуре, характерным для этноса видам трудовой и экономической деятельности, национальным видам одежды, ремеслам;

‒ гражданское и патриотическое воспитание, формирование чувства любви и уважения к своей Родине;

‒ экономическое воспитание, формирование инициативности, трудолюбия, конкурентоспособности, коммуникабельности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения;

‒ экологизация образования: формирование навыков общения с природой, поскольку Астраханская область имеет многообразный ландшафт (степь, пойма);

‒ формирование способностей растущей личности к интеграции через национальное своеобразие культуры народов, проживающих на территории Астраханской области;

‒ формирование социального опыта и подготовка младших школьников к жизни в определенном социокультурном пространстве;

‒ формирование нравственного облика с учетом общечеловеческих и национальных ценностей.

Как видим требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения позволяют учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, предопределяют воспитание и развитие качеств личности на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава.

Заметим, что в педагогике толерантность рассматривается в системе понятий «ценности — отношение — поведение», где толерантность определяется как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании их инаковости (П. В. Степанов), как приобщение к искусству бесконфликтности, к умению жить в «мире непохожих людей и идей».

Очень важное замечание для нашего исследования сделал А. Г. Асмолов. Он отмечает, что в современной этнопсихологии межэтническая толерантность трактуется как личностное образование, которое входит в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур.

Формирование межэтнических отношений представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, который продолжается в процессе всего времени обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих в поликультурной среде, может возникнуть не только в результате наблюдения за общением родителей в производственной деятельности, но также в результате того, что их объединяет проживание в одном доме, на одной улице, совместное участие в подготовке и проведении, общих для всех, мероприятий и праздников.

Работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в этом возрасте у детей возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. В этом возрасте у детей происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладывается отношение к ним, происходит их своеобразная «оценка», на основе чего формируются основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.

Культура в сфере межнационального общения, толерантность, эмпатия и уважение этнонациональных, культурных, религиозных и иных принадлежностей людей, их права на взгляды и убеждения провозглашены и закреплены в документах многих международных организаций. Однако осуществление официально декларируемых принципов возможно лишь при наличии соответствующих представлений, убеждений, поведенческих установок, поступков у значительной массы людей. Воспитание культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли школы, т. к. именно здесь складываются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах сверстников.

Большой потенциал становления межэтнической толерантности у младших школьников, содержит в себе художественно-эстетическая деятельность, которая представляет собой уникальный инструмент духовного воздействия на личность ребенка, силу, облагораживающую его стремления и чувства и область приложения творческих сил и способностей детей.

Уроки изобразительного искусства, художественного труда и музыки могут выступать одним из средств формирования межэтнических отношений в начальной школе, так как изобразительная деятельность является наиболее привлекательным видом творческой деятельности для учащихся начальных классов и способна приносить учащимся удовольствие от творческого процесса и его результата. В то же время изобразительное искусство является носителем знания о мире, выступает средством передачи социального опыта, системы ценностей и взглядов на мир. Художественный труд формирует у ребенка эмоционально-ценностное отношение к проявлениям окружающего мира и развивает его воображение. Все это способствует формированию межэтнической культуры учащихся.

Данные учебные дисциплины включают сведения об этнокультурных особенностях. Этому способствуют уроки, на которых школьники рисуют сюжеты сказок, эскизы национальных костюмов, изучают произведения народных мастеров и создают различные орнаменты, элементы росписей, выполняют работы на исторические темы и т. д.

Тематика уроков изобразительного искусства позволяет формировать не только представления о межэтнических отношениях, но и проводить работу по оценке их сформированности, так как дети получают знания и проявляют свое отношение к выполняемой работе, а также используют свои знания и имеющийся опыт в своей деятельности.

Таким образом, образование должно донести до сознания младших школьников тот факт, что этнокультурное многоцветие, есть и будет, важно внушить школьникам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Анализ литературы позволил сформулировать следующие выводы: над проблемой формирования межэтнической отношений работают многие известные отечественные ученые, как педагоги, так и психологи. Данная проблема является недостаточно изученной. Это подтверждает необходимость проведения исследования по изучению уровней сформированности межэтнической толерантности у младших школьников и разработке технологии ее формирования.

Литература:

  1. В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Педагогическое образование и наука. — 2006. — № 1. — С. 32–37
  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2001. — 129 с.
  3. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст]/ А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова// Век толерантности: Научно — публицистический вестник, 2001., № 1. — C. 8 -18.
  4. Асмолов, А. Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию [Текст]/ А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2000.
  5. Байбородова, Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников [Текст]/ Л. В. Байбородова// Ярославский педагогический вестник. — 2003. — № 1. — С
  6. Бобинов, С. Приёмы восприятия толерантности [Текст]/ С. Бобинов// Педагогическая техника. — 2008. — № 5. — С. 39–49.
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, воспитания младших школьников, культуры межнационального общения, межэтнических отношений, Формирование межэтнических отношений, межэтнической толерантности, школьников межнациональной толерантности, отношений младших школьников, условиях поликультурного региона, начальной школе, социального опыта, деятельности младших школьников, Младший школьный возраст, становления межэтнической толерантности, формирования толерантности, воспитания культуры межнационального, культуры народов, подготовка младших школьников, формирования межэтнических отношений, ценностное отношение.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос