Развитие культуры межнациональных отношений в младшем школьном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 22.12.2014

Статья просмотрена: 3622 раза

Библиографическое описание:

Алчанова, З. С. Развитие культуры межнациональных отношений в младшем школьном возрасте / З. С. Алчанова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6910/ (дата обращения: 26.04.2024).

Воспитание культуры межнационального общения подрастающего поколения в условиях многонационального поликультурного общества приобретает особую значимость. Подлинно народное (этническое) воспитание способствует приобщению детей к духовным ценностям народа. Конечной целью этнического воспитания является привитие индивиду навыков идентифицирования себя со своим этносом и интегрирование в другие этнические общности.

Одной из актуальных проблем современного мира и, в частности, школы можно считать проблему развития культуры межнациональных отношений младших школьников. Это проблема не нова. Но именно в последние годы отмечен рост интереса к этой проблеме со стороны специалистов. Дети по разным причинам испытывают затруднения именно во взаимопонимании, принятии и социализации. На сегодняшний день можно увидеть следующее: актуальность проблемы возрастает именно потому, что возрастает уровень дискриминации личности, экстремизма, расизма, насилия и нетерпения как факторов, разрушающих нравственные, эстетические и культурные принципы каждого человека. В силу указанных причин, на данном этапе развития человечества, именно эта проблема является наиболее актуальной.

В младшем школьном возрасте существенно изменяется по характеру общения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. В группах сверстников локализуются основные связи и отношения учащихся: они становятся тем полем, на котором развертываются столь значимые для детей коллизии отношений.

Общение со сверстниками — обязательная предпосылка становления личности ребенка. В процессах общения ученик вырабатывает коммуникативные умения и навыки, формирует знания об окружающем мире людей и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и взрослыми. Совместная деятельность и общение образуют единство [2, с. 105].

В условиях многонациональной школы младшие школьники включаются в процесс межнационального общения. Отсюда следует необходимость воспитания культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде [3, с. 18].

Ряд исследователей педагогики в своих работах предлагают разные пути решения проблем в межнациональном общении младших школьников.

П. В. Степанов указывает, что для развития у школьников культуры межнационального общения необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их изучение. На первое место, по мнению автора, должна выходить работа педагога не столько над проблемой расширения и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще. Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности, как отмечает исследователь, могут являться встречи ученика с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы школы с ее открытостью внешней социокультурной среде; с ее направленностью на освоение этой среды; с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде с ее ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога [1, с. 105].

В свою очередь В. П. Комаров выделяет 6 основных принципов воспитания культуры межнационального общения:

1)        направленность учебно-воспитательного процесса на повышение уровня культуры межнационального общения;

2)        формирование культуры межнационального общения как интегративного качества учащихся на трех уровнях — познавательном, эмоционально-оценочном и поведенческом;

3)        постоянный и всесторонний учет национально-культурного фактора во всех сферах жизнедеятельности учащихся — учебной, производственной, социокультурной;

4)        представление учащегося активным субъектом целостного воспитательного процесса, с учетом его особенностей в данном учебном заведении;

5)        преемственность в педагогической деятельности — четкая логика воспитательного процесса при его системно-функциональном построении;

6)        индивидуальный и дифференциальный подход к воспитанию учащихся разных национальностей, с учетом особенностей микро- и макросреды [4, с. 9].

Формирование этнотолерантности, как отмечает автор Г. В. Палаткина, следует начинать с раскрытия понятия «быть отличным от.»... Автор считает, что необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Знакомство с культурой, через познание мира различных народов, который ярко и полно раскрывается в эпосе, сказках, пословицах, поговорках, будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. Очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее. Автор подчеркивает, что организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения основного правила — толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности.

В. М. Бызова, на примере сказок народа, продемонстрировала как жанр устного творчества (фольклор) эффективно влияет на формирование нравственных качеств ребёнка. В фольклоре национальное своеобразие выражается через национальные сословно-психологические типажи сказочных героев. Сказки развивают способность выделять существенные признаки связи и отношения, знакомых детям явлений. В произведениях устного народного творчества всегда указывается конкретное географическое место действия, особое место отводится снаряжению, определяющему специфику северной жизни (лыжам, лодкам, снастям и т. д.) [2, с. 96]

Л. Мунирова считает, что организация на уроках является позитивным взаимодействием представителям этнокультурных групп. Дети, принадлежащие разным этническим группам, непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом щедро оделяя личным, индивидуальным вниманием каждого ребенка [1, с. 108].

Межнациональное общение учащихся способствует изменению характера взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, прибавляется теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает; дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Ученики относятся к другим и себе с большим уважением; в то же время растет и самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.

Таким образом, анализируя исследования различных авторов, можно сделать вывод, что в работе по формированию представлений и элементарных понятий об этнокультуре разных народов учитель начальных классов может использовать разные методы. Чем разнообразней и содержательней разъяснительная работа, тем больше влияния она окажет на детей. Рассказ, беседа, чтение, инсценировки, обсуждение сказок, просмотр диафильмов, кинофильмов, проведение уроков-фестивалей национальных культур, уроков-КВН, викторины, аукционы, организация национальных гостиных, с приглашением представителей разных национальностей и многое другое — вот те формы работы, которые могут использоваться в воспитательной практике учителей начальных классов. Каждый из видов работы имеет свои особенности и требует как от учителя, так и от учащихся различной подготовки.

 

Литература:

 

1.         Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур /Н. М. Воскресенская // Педагогика, 2007. № 2. — С. 105–107.

2.         Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. — М., 2007. — 158 с.

3.         Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности, // Межкультурная коммуникация: Материалы регион, науч, конф, / Омский гос, ун-т,-Омск, 1999,- С.18–20

4.         Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы/В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова// Педагогика. 1999. № 4. С. 9–10.

Основные термины (генерируются автоматически): межнациональное общение, культура, ребенок, отношение.

Похожие статьи

Ключевые слова: межнациональное общение, культура...

Согласно Гасанову З. Т., культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение

Остановимся на особенностях межнационального общения младших подростков. В подростковом возрасте дети не только...

межнациональное общение, формирование культуры...

межнациональное общение, культура, ребенок, отношение. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками.

Формирование культуры межнационального общения...

Отсюда следует необходимость воспитания культуры межнационального общения. Формирование межэтнических отношений младших... отношение, формирование, социальный опыт, ребенок, школьник, начальная школа, межэтническая толерантность...

Межэтнические отношения учащихся школы | Статья в сборнике...

...к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения.

воспитания, приучающих к толерантному отношению, общению между собой детей разных наций и народностей...

Применение в процессе обучения ролевых игр как средства...

В младшей школе особо эффективно использование ролевых игр в профилактике конфессиональных конфликтов и формировании культуры межнационального общения. В таких играх легко выясняется отношение детей друг к другу...

Формирование культуры межнационального общения...

Согласно определению З. Т. Гасанова, культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству [3, с 51]. «В общении со взрослыми ребенок усваивает...

Проблемы и особенности воспитания детей в межнациональных...

Принадлежность супругов в межнациональных браках к определенной этнической культуре прямо влияет на особенности воспитания ребенка в таких семьях. Итак, отношения в таких семьях большей частью зависимы от традиций общения...

Формирование культуры межнационального общения младших...

Библиографическое описание: Коваленко А. И. Формирование культуры межнационального общения младших школьников

игра, ребенок, ролевая игра, межнациональное общение, роль, участник игры, отношение, игровая группа, межнациональное согласие, младшая школа.

Культура общения детей дошкольного возраста устанавливает...

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Именно поэтому формирование культуры общения детей дошкольного возраста приобретают особую актуальность...

Похожие статьи

Ключевые слова: межнациональное общение, культура...

Согласно Гасанову З. Т., культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение

Остановимся на особенностях межнационального общения младших подростков. В подростковом возрасте дети не только...

межнациональное общение, формирование культуры...

межнациональное общение, культура, ребенок, отношение. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками.

Формирование культуры межнационального общения...

Отсюда следует необходимость воспитания культуры межнационального общения. Формирование межэтнических отношений младших... отношение, формирование, социальный опыт, ребенок, школьник, начальная школа, межэтническая толерантность...

Межэтнические отношения учащихся школы | Статья в сборнике...

...к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения.

воспитания, приучающих к толерантному отношению, общению между собой детей разных наций и народностей...

Применение в процессе обучения ролевых игр как средства...

В младшей школе особо эффективно использование ролевых игр в профилактике конфессиональных конфликтов и формировании культуры межнационального общения. В таких играх легко выясняется отношение детей друг к другу...

Формирование культуры межнационального общения...

Согласно определению З. Т. Гасанова, культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству [3, с 51]. «В общении со взрослыми ребенок усваивает...

Проблемы и особенности воспитания детей в межнациональных...

Принадлежность супругов в межнациональных браках к определенной этнической культуре прямо влияет на особенности воспитания ребенка в таких семьях. Итак, отношения в таких семьях большей частью зависимы от традиций общения...

Формирование культуры межнационального общения младших...

Библиографическое описание: Коваленко А. И. Формирование культуры межнационального общения младших школьников

игра, ребенок, ролевая игра, межнациональное общение, роль, участник игры, отношение, игровая группа, межнациональное согласие, младшая школа.

Культура общения детей дошкольного возраста устанавливает...

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Именно поэтому формирование культуры общения детей дошкольного возраста приобретают особую актуальность...