Авторитет командира как основа воинского обучения и воспитания военнослужащих на этапе получения профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Савченко, О. А. Авторитет командира как основа воинского обучения и воспитания военнослужащих на этапе получения профессионального образования / О. А. Савченко, М. А. Радченко, П. Е. Кобзарь, Ф. И. Разгонов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8517/ (дата обращения: 19.11.2024).

Военно-педагогический процесс — это организованная и целенаправленная деятельность с целью формирования необходимых знаний, навыков и умений, боевых и морально-психологических качеств личности военнослужащего и воинских коллективов.

Сущность военно-педагогического процесса заключается в целенаправленной организаторской и учебно-воспитательной деятельности командиров и штабов по подготовке военных специалистов, подразделений и частей к успешному ведению боевых действий (выполнению боевых задач) в условиях современной войны. Особенность военно-педагогического процесса состоит в том, что обучение военнослужащих специальности в подразделении проходит в условиях различного уровня их общеобразовательной подготовки: по одной и той же программе обучаются имеющие высшее, незаконченное высшее, среднее, а иногда и неполное среднее образование, что требует максимальной индивидуализации обучения.

Под воинским обучением понимается организованный и целенаправленный процесс передачи военнослужащим и усвоения ими военных знаний, навыков и умений, необходимых для практической деятельности, а также подготовки и слаживания воинских коллективов для ведения боевых действий (выполнения боевых задач). Под воинским воспитанием понимается преднамеренное, организованное и систематическое формирование у военнослужащих качеств, необходимых для выполнения воинского долга.

Содержание обучения — это система формирования знаний, умений и навыков к выполнению воинского долга по предназначению.

Знание — это отражение военнослужащим явлений и предметов реального мира и их причинно-следственных связей и отношений. Усвоить знания — значит сделать определенные понятия, законы, теории военной науки своим достоянием, понимать их, сохранять в памяти, творчески пользоваться ими в практической деятельности.

Умение — способ действия, основанный на высокой теоретической и практической подготовке, позволяющий творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных условиях служебно-боевой деятельности. Умения характеризуют степень подготовки военнослужащих к выполнению своих обязанностей.

Навык — это автоматизированный компонент сознательного действия. Действие, ставшее навыком, выполняется быстро, легко, расчетливо с наименьшим напряжением и наивысшим результатом.

Основными принципами воинского обучения являются:

-        учить войска тому, что необходимо на войне;

-        сознательность, активность и самостоятельность обучения;

-        наглядность в обучении;

-        систематичность, последовательность и комплексность в обучении;

-        обучение на высоком уровне трудностей;

-        прочность овладения знаниями, умениями и навыками;

-        коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Методы воинского обучения — совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется передача и усвоение военных знаний и формирование умений и навыков, необходимых военнослужащим для их практической деятельности, а также боевое слаживание подразделений (частей, соединений и органов управления).

Методы обучения используемые командирами:

-        методы при участии обучающего:

-        словесные методы (рассказ, объяснение, инструктирование лекция),

-        наглядные методы (наблюдения и демонстрации),

-        практические методы (упражнения и практическая работа);

-        самостоятельная работа (работа с печатными источниками, изучение техники, тренировки, просмотр видеоматериала).

Форма обучения — это установленный порядок и режим деятельности обучаемого и обучаемых, вид учебного занятия, выражение организационной стороны обучения. Она определяет состав и группировку обучаемых, структуру занятия (учения), место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых.

Выделяют следующие группы форм обучения:

-        служебно-плановые мероприятия (парково-хозяйственные и парковые дни, работы по обслуживанию техники, дни регламентированного технического обслуживания (регламентированного обслуживания)).

-        учебно-плановые занятия — основная группа форм обучения (теоретические и практические занятия, тренировочные занятия, боевые стрельбы, учебно-боевые пуски ракет, учения, военные игры);

-        общественно-плановые мероприятия (внеучебная работа) — организуются в основном в часы воспитательной работы и при правильной постановке являются дополнительным резервом для повышения воинского мастерства, для быстрого освоения боевой техники.

Некоторые, особенно вновь назначенные командиры, не имеющие достаточных знаний и опыта руководства, допускают серьезные ошибки в обучении и воспитании военнослужащих, в командовании воинскими частями и подразделениями. Все это теснейшим образом связано с уровнем управления войсками (подразделениями в мирное время), не применением на практике основ военной науки.

Одним из ведущих факторов твердого и уверенного управления подчиненными подразделениями является непререкаемый авторитет командира. Повышение авторитета командира является наиболее оптимальным путём в управлении воинским коллективом. Встретившись с трудностями, они нередко становятся на путь завоевания ложного авторитета, который потом наносит большой вред и самому командиру и подразделениям.

Формами ложного авторитета могут быть:

-        псевдоавторитет подавления, когда проявляется стремление командира продемонстрировать свое превосходство в правах, держать подчиненного в постоянном напряжении перед возможностью наказания;

-        псевдоавторитет расстояния, когда командир держит подчиненных на дистанции, как можно реже и только официально общается с ними, является для подчиненных малодоступным и загадочным;

-        псевдоавторитет чванства, при этом командир формально или подчеркнуто снисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы (всем своим видом, позой, напускной важностью он унижает подчиненных, подчеркивая исключительность своей персоны и очень болезненно переносит критику);

-        псевдоавторитет педантизма, когда отдельные командиры создают в части целую систему ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций и стремятся эти условности превратить в самую суть требовательного отношения к людям (это неразрывно связано с мелкими придирками, скованностью и напряжением);

-        псевдоавторитет нотации, когда в стремлении завоевать авторитет отдельные командиры пытаются показать себя всезнающими и досаждают подчиненным своими поучениями и назиданиями, полагая, что их нотации и есть главное средство воспитания;

-        псевдодемократический авторитет, при котором командир считает, что он может завоевать авторитет попустительством, снижением требовательности под личиной «рубахи парня».

Важно помнить, что никакая должность сама по себе не приносит авторитета и уважения. Она только предъявляет определенные требования к личным качествам руководителя. Должностной авторитет приходит вместе с моральным и заблуждается тот, кто считает, что авторитет ему обеспечен автоматически, одновременно с назначением на должность. Зачастую можно встретить командиров, занимающих одинаковые должности, имеющих равное воинское звание, но пользующихся разным авторитетом. К одному подчиненные идут, говорят о нем с любовью и уважением, подражают ему. О другом же отзываются неодобрительно, а зачастую и с неприязнью. Очевидно секрет авторитета не в должности и звании, а в личностных качествах и стиле деятельности командиров, и в первую очередь таких, как высоко развитое чувство справедливости, профессиональная компетентность, нравственная чистота, скромность, заботливое и уважительное отношение к подчиненным и др.

Высокий авторитет командира способствует формированию у подчиненных интереса к службе, овладению своей специальностью, выступает мощным стимулом и мотивом их героических действий, инициативы и творчества в решении учебно-боевых задач. Авторитетный командир, как правило, становится объектом для подражания.

Авторитет командира во многом зависит от того, как он в своей деятельности опирается на законы, следует духу и букве уставов. Там, где в отношениях между военнослужащими господствует право, власть командира функционирует в рамках законности. Если нет этого — господствует вседозволенность, подрывающая авторитет командира.

Любой приказ, распоряжение должны соответствовать букве закона, требованиям правовых норм. Несоблюдение этого негативно влияет на авторитет командиров, так как незаконные приказы вызывают у подчиненных чувство обиды, неприязни и даже нежелание подчиняться такому командиру. Завоевав исходный авторитет, командиру следует совершенствовать стиль своей работы с целью его поддержания и развития, завоеванный авторитет не может сохраняться продолжительное время, если его постоянно не поддерживать, не искать пути его развития и укрепления. Если над ним не работать, от него не останется и следа.

Авторитет командира обеспечивается прежде всего его личной примерностью. Для этого командир должен быть душевно чистым и обладать способностью идейно влиять на людей. Он должен обладать организаторскими способностями, позволяющими ему без шума и суеты наладить работу коллектива, подойти к людям и организовать их. И наконец, он должен обладать такими морально-психологическими качествами, как вежливость и тактичность, настойчивость и сдержанность, корректность и принципиальность, приветливость и доброжелательность.

Авторитет командира немыслим без общей и педагогической культуры. Общая культура при этом является основанием для педагогической культуры, так как неразрывно связана с эрудицией, широким кругозором, глубокими познаниями в различных областях и оказывает самое непосредственное влияние на авторитет командира. Эта работа заключается также в изучении педагогической, художественной, мемуарной литературы. Важно доверять своим подчиненным — это значительно повышает их сознательность и чувство ответственности за дело.

Никогда не помешает и советоваться с подчиненными, это не ущемляет принципа единоначалия и авторитета, а приносит пользу общему делу. Недаром говорят, что одна голова — хорошо, а две лучше.

Необходимо уметь признавать свои ошибки. Не бывает безгрешных и всегда и во всем правых командиров. Умение признать свою ошибку или неправоту не только не понизит авторитет командира, но напротив — упрочит его.

Никогда нельзя делать замечания подчиненному в присутствии третьего лица, чтобы его не унизить, а при малых промахах подчиненных надо быть великодушным, порой укоризненный взгляд старшего начальника сыграет для него большую воспитательную роль, чем самое строгое взыскание. Никогда не забывать поблагодарить подчиненного за проделанную работу, даже если он был поощрен в официальном порядке.

Необходимо быть патриотом своей Родины, готовым к самопожертвованию, ведь без идеологии теряется смысл военной службы. Например, Ветераны Великой Отечественной войны до сих пор вспоминают, как они поднимались в атаку по призыву «За Родину», «За Сталина», ведомые командирами, которые не в окопах отсиживались, а личным примером увлекали бойцов за собой.

Офицер должен быть честным и верным данному слову. Командир, давший слово или принявший какое-либо обязательство перед старшими начальниками или подчиненными и не сдержавший его или не выполнивший обязательство, рискует потерять авторитет раз и навсегда. Старая русская пословица гласит: «Не давши слова — крепись, а давши — держись».

Быть здоровым и физически подготовленным, сильным и ловким. Это один из наиболее важных аспектов в завоевании авторитета командиром. Офицер, бегающий кросс впереди подразделения, легко выполняющий разрядные нормы на комплексных проверках и смотрах спортивно-массовой работы, будет иметь авторитет намного больший, чем офицер, слабый физически, боящийся подойти к перекладине.

Авторитет командира слагается из знаний, справедливости, интеллекта, трудолюбия, организованности, чуткости, целеустремленности, тактичности, идейности, нравственности и этикета, мастерства, командирских способностей, способности управлять коллективом, педагогических качеств, психологической и физической подготовленности и работа над воспитанием данных качеств откроет еще много путей завоевания авторитета.

 

Литература:

 

1.      Кобзарь, П. Е. Повышение мотивации и качества военного образования через интенсификацию учебно-воспитательного процесса в вузе / П. Е. Кобзарь, О. А. Савченко, К. А. Манченко, Вестник Сибирского отделения Академии Военных наук. — Омск: АВН, 2012. — Вып. 15. — С. 237–239.

2.      Хозей, С. П. Причины конфликтов в воинском коллективе и пути их предупреждения / С. П. Хозей, О. А. Савченко, Ю. В. Бабкин, [и др.]. Вестник Сибирского отделения Академии Военных наук. — Омск: АВН, 2013. — Вып. 16. — С. 42–51.

3.      Бонченков, И. А. Компетентность и компетентностный подход к образовательному процессу в вузе / И. А. Бонченков, О. А. Савченко. Вестник Сибирского отделения Академии Военных наук. — Омск: АВН, 2013. — Вып. 23. — С. 230–234.

4.      Савченко, О. А. К вопросу о формировании сплочённости воинского коллектива / О. А. Савченко, П. Е. Кобзарь, С. А. Забаровский. Сб. науч. трудов кафедры физической подготовки, посвящ. 75-й годовщине образования ОАБИИ: «Физическая подготовка как основа воспитания профессионально важных качеств военнослужащих». Под ред. В. А. Сальникова, С. Е. Бебинова. — Омск: ОАБИИ, 2014. — С.29–35.

5.      Савченко, О. А. Система профессиональной подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении / О. А. Савченко. II Межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы и перспективы развития системы военного образования на современном этапе». — Омск: ОАБИИ, 2014. — С.58–64.

6.      Манченко, К. А. Повышение качества организации самостоятельной работы курсантов и слушателей через взаимодействие преподавателей и командиров подразделений / К. А. Манченко, О. А. Савченко, Е. В. Каменская, [и др.]. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в условиях модернизации профессионального образования. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. — С.136–140.

7.      Савченко, О. А. Значение командного звена в организации самостоятельной подготовки в воинском коллективе / О. А. Савченко, Е. К. Шмидт. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в условиях модернизации профессионального образования. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. — С.162–165.

8.      Кобзарь, П. Е. Перспективы развития системы профессиональной подготовки (воспитания) курсантов в высшем военном учебном заведении / П. Е. Кобзарь, О. А. Савченко, Е. В. Каменская. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в условиях модернизации профессионального образования. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. — С. 226–233.

Основные термины (генерируются автоматически): авторитет командира, командир, подчиненный, военно-педагогический процесс, воинское обучение, знание, навык, подразделение, практическая деятельность, военная наука.

Похожие статьи

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Процессуальность и пролонгированность как характеристики педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России

Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России

Развитие системы профессионального образования военных кадров для пограничных войск в Советский период

Развитие физических качеств, необходимых для занятий волейболом, в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Воспитательная работа как вид профессиональной деятельности сотрудников учебных центров ФСИН России

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Похожие статьи

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Процессуальность и пролонгированность как характеристики педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России

Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России

Развитие системы профессионального образования военных кадров для пограничных войск в Советский период

Развитие физических качеств, необходимых для занятий волейболом, в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Воспитательная работа как вид профессиональной деятельности сотрудников учебных центров ФСИН России

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России