Урок по ФГОС как новая форма организации образовательного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 24.06.2015

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Сергеенкова К. В. Урок по ФГОС как новая форма организации образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 224-225. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8406/ (дата обращения: 24.06.2018).

Данная статья представляет собой сравнительный анализ традиционного и современного урока, делает акцент на необходимости пересмотра его формы организации.

Ключевые слова: традиционный урок, урок по ФГОС.

 

Главной задачей ФГОС ставят развитие деятельной и активной личности, вооруженной не только эмпирическими знаниями, но и умениями применить их на практике. Поставленная задача требует перехода к системно-деятельностному подходу, который на корню рушит сложившиеся взгляды на урок, его структуру и участников. В Таблице 1 мы представили основные моменты, которые следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, уроку по ФГОС.

Таблица 1

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Основная форма организации — урок (с традиционными этапами)

Основная форма организации — урок, НО с измененным смыслом дидактической категории (в форме экскурсии, практикума, собеседования и т. д.)

Метод: объяснительно-иллюстративный как наиболее часто встречающийся

Метод: многообразие методов и форм

Структура урока: учитель сообщает и определяет тему, цели, задачи, осуществляет контроль без включения учащихся в процесс.

Структура урока: ученик — живой участник образовательного процесса, который сам формулирует тему, цель (одну и диагностируемую), задачи (3 и диагностируемые), осуществляет контроль (само- и взаимоконтроль), дают оценку своей деятельности под руководством учителя.

Последовательность этапов:

организационный,

— проверка домашнего задания,

— закрепление новых знаний,

— всесторонняя проверка знаний,

— информация о дом. задании,

— инструктаж подготовка к усвоению нового материала.

Последовательность этапов:

мотивация к учебной деятельности,

— создание проблемной ситуации,

— выявление причины затруднения,

— поиск способов разрешения возникших затруднений,

— реализация плана разрешения возникшего затруднения,

— проверка эффективности найденного способа деятельности,

— самостоятельная работа и самопроверка,

— рефлексия и самооценка.

Знания (количество): пройденного материала; «встреча» знаний и самого человека не происходят (Б.Эльконин); дезинтеграция; запоминание;

Знания (качество): мыслительных действий; «встреча» знаний и человека; интеграция; просмысливание и переоткрывание

Учитель: знание своей предметной области; ориентация на развитие ЗУНов;

Учитель (= тьютор): знание связей своей предметной области с другими; ориентация на развитие способностей

Ученик: разрыв между сильными и слабыми учениками; ориентация на «среднего» ученика

Ученик: отсутствие разрыва между сильными и слабыми учениками; учет уровня и возможностей ученика

Обучение: копирование, повторение структуры науки; обучение только предметной области; обучение терминам (заучиваем);

______________

Содержание предметной области

Обучение: целостное восприятие мира в деятельности; обучение приемам, техникам, схемам и т. д.; обучение понятиям (формируем);

Деятельность

(надпредметное основание)

 

Содержание предметной области

Деятельность: репродукция

Деятельность: минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества

Домашнее задание: одно для всех

Домашнее задание: учащиеся выбирают сами, возможно дифференцировка.

 

Мы видим качественные изменения в современном обучении, хотя его основной формой до сих пор остается урок. Это может быть объяснено консервативными взглядами общества и участников образовательного процесса на понятия «обучение», «образование». Пройдет еще немало времени прежде, чем ныне существующая традиционная форма организации будет заменена вследствие изменения её структуры и новыми ролями ее участников, так как на сегодняшний день наблюдаются изменения в структуре данной дидактической категории.

 

Литература:

 

1.         Вахрушев, А.А., Данилов Д. Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.school2100.ru/upload/iblock

2.         Вахрушев, А. А. Современные проблемы модернизации образования / А. А. Вахрушев. М.: Начальная школа +до и после. — 2003. — № 8. С. 44–57.

3.         Дусавицкий, А.К.; Кондратюк, Е.М.; Толмачева, И.Н.; Шилкунова, З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя // Под ред. А. К. Дусавицкого. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. — 277 с.

4.         Лазарев, В. С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования / В. С. Лазарев. М.: Педагогика, 1998. — С. 13–27.

5.         Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. — 50 с. (Серия «Новые стандарты»).

6.         Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2004. — 288 с.

7.         Хуторской, А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. — 63 с. (Серия «Новые стандарты»)

8.         Хуторской, А. В. Что такое современный урок // Интернет-журнал «Эйдос». — 2012. — № 2. — [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529–10.htm

Основные термины (генерируются автоматически): предметная область, домашнее задание, деятельность, структура урока, современный урок, последовательность этапов, основная форма организации, образовательный процесс, дидактическая категория, традиционный урок.

Ключевые слова

традиционный урок, урок по ФГОС.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос