Организация учебной деятельности учащихся на уроке | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Бочарникова Э. А., Жигулина О. В., Муравьёва С. П. Организация учебной деятельности учащихся на уроке [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14118/ (дата обращения: 11.12.2018).



В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

Ключевые слова: учебная деятельность, урок, форма организации обучения.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что характерная черта образовательного пространства сегодняшнего дня — инновационные процессы, огромный рынок и конкуренция образовательных идей. Появление новых альтернативных программ, расширение рынка технологий обусловливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации.

Форма организации обучения или, организационная форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения.

Наиболее обоснованным представляется подход И. М. Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.

Понятие деятельности как научное было введено в философскую мысль в XVIII столетии И. Кантом, но только в методологии XIX века, начиная с работ Г. Гегеля, Л. Фейербаха, а также с анализа этих работ, проведенного К. Марксом, было дано собственное содержательное, полное толкование деятельности как категории.

В философии деятельность понимается как «специфически, человеческий способ отношения к миру, предметная деятельность; представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельностным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности» [2].

Психологическая трактовка деятельности основывается на том, что деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей). Б. Г. Ананьев подчеркивает: «Деятельность человека как фактор человеческого развития составляет необходимое звено в сложной цепи причинно-следственных зависимостей сознания от общественного бытия».

Г. И. Щукина в понятие учебной деятельности включает одновременно и деятельность обучающего, и деятельность обучаемого и считает, что учебно-познавательная деятельность — «... это совместная деятельность, форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное — в ней совершаются как познавательные процессы, так и социализация подрастающих поколений» [1]. Следовательно, можно говорить о том, что учебно-познавательная деятельность в школьном обучении занимает особое место. В результате ее осуществления, освоения знаний, новых способов действий с ними, в ходе приобретения школьником новых способностей происходит, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие.

С точки зрения теории обучения психологи выделяют учебную деятельность, которая направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Осуществление учебной деятельности в этой форме предполагает, что все учащиеся класса выступают как единое целое: учитель излагает материал всем учащимся в одинаковой форме, всем задает одни вопросы, все выполняют одно задание.

Она рассчитана на учащихся, имеющих равный уровень подготовки и предполагает, что все работают в одном темпе.

Объясняя, рассказывая материал, учитель пытается определить по лицам учеников, их отдельным реакциям, как воспринимается объясняемое, с заинтересованностью ли работают [2].

Маневрируя разными методами и приемами, учитель подбирает средства для включения всех в активную познавательную деятельность.

Фронтальная работа дает возможность включить большинство учащихся класса в учебную деятельность. Наиболее распространенная форма такой работы — фронтальная беседа, в ходе которой учитель обращается с вопросами, построенными в соответствии с логикой рассматриваемого материала, учащиеся отвечают на вопросы, поправляя и дополняя друг друга. Перед всеми школьниками ставится единая цель, разъясняются задачи, организуется совместная учебная деятельность, и каждый имеет возможность активно участвовать в ней.

Например, при эвристической беседе гипотезы одних, доводы и аргументы других, уточнения третьих, общие выводы и формулировки четвертых, позволяют ученикам за короткое время разобрать и уяснить учебный материал.

При формировании знаний используется рассказ или школьная лекция, имеющие меньше возможностей для организации совместной деятельности школьников.

При закреплении, совершенствовании знаний, формировании умений и навыков больше возможностей для организации совместной деятельности школьников.

При закреплении, совершенствовании знаний, формировании умений и навыков больше возможностей для организации коллективной работы.

Если при закреплении учебного материала работа носит фронтальный характер, то все ученики выполняют одни и те же задания. Проверяя сделанное, учитель привлекает большую часть учащихся, особенно слабых, к комментированию выполненных упражнений, примеров [3].

Проверка знаний тоже может быть организована в форме фронтальной работы. Так, проверяя выполнение домашнего задания, учитель спрашивает отдельных учеников, привлекая остальных к рецензированию ответов, побуждая их дополнять, исправлять неточности в ответах.

Одним из достоинств фронтальной формы организации учебной деятельности школьников являются сравнительно малые затраты времени на получение учителем информации о степени усвоения материала, о его доступности большинству учащихся, об уровне их активности.

Изучение опыта разных учителей позволяет сделать вывод, что наиболее эффективна работа пар сменного состава, так ребята не успевают привыкнуть друг к другу, наскучить друг другу, в измененных ситуациях каждый приносит другому момент новизны, не закрепляются позиции «учитель — ученик», «лидер — подчиненный».

Взаимодействие учащихся положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы.

Особую трудность представляет выявление детей, которые не играют, а просто сидят со всеми в кружке. Этот проигрыш оформляет учитель, оценивая работу группы и отдельных ее участников. Даже если было найдено правильное решение, но не было соответствующей организации работы, — группа получает штрафные очки.

Этапы становления коллективно-распределенной деятельности.

I.Подготовительный этап.

Уже в первые дни ребенка в школе мы учим его способам организации, выработке правил игры, освоению разных форм и способов взаимодействия. Это может происходить, например, так.

Детям раздаются геометрические фигуры разного цвета. Каждый называет свою форму и цвет фигуры.

Сколько разных цветов было использовано при изготовлении фигур, столько будет и «домиков» — цветовых обозначений места работы каждой группы.

Каждая группа получает задание: познакомиться за 15 секунд. Затем группа представляет себя. Учитель показывает на ребенка, а дети хором называют его имя. По итогам знакомства вручаются ордена Дружбы и Внимания.

II.Пары сменного состава.

1.Игра «Ручеек» не требует особой подготовки.

Два ряда детей встают лицом друг к другу. Первый ряд неподвижен, а другой — двигается по сигналу учителя вправо, от человека к человеку. При этом последний переходит вперед, в начало ряда.

Формы учета и контроля выполнения задания разнообразны. У каждого может быть свой маршрутный лист, где он пишет имя своего партнера, и оценку выполнения работы дети ставят друг другу на маршрутных листах. При этом мы не используем пятибалльные отметки. Чаще это символика:

– справился с заданием;

– справился с заданием, но были ошибки;

– справился с заданием с большим трудом.

Может быть использована цветовая символика с подобной расшифровкой, т. е. с опорой на положительное, позитивное.

Результаты групповой работы обязательно оформляем, выделяя прежде всего конечный результат и только потом — способы его достижения. Работу в группе дети часто оценивают как соревнование, поэтому подведение итогов должно пройти соответственно [3].

Удобно пользоваться накопительной системой очков. Например, за правильно выполненное задание каждая группа получает 5 очков. Первой выполнила задание группа «а» — она получает дополнительное очко. За правильность выполнения работы, аккуратность, взаимопомощь и взаимоконтроль также начисляются дополнительные баллы. А штрафные очки получают группы, не уложившиеся в отведенное время, расшумевшиеся, выполнившие работу неаккуратно и т. п.

На «экране успехов» считаем как индивидуальные очки, так и общие. По итогам, например, набрав всем классом 2003 очка, проводим праздник.

И еще одно важное правило: рабочая задача в группе должна быть равномощна групповому поиску решения. Если задача посильна только одному участнику группы, теряет смысл объединение детей для работы.

Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.

Литература:

1. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. М., 2013, 624 с.

  1. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. — 2015. — № 4. — С. 102–112.
  2. Левин Э. Метод индивидуально–группового обучения / Левин Э., Прокофьева О., Люшнина И. // Директор школы. — 2015. — № 9. — С. 58–64. 10.
  3. Павленко Н. Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. — М.: КноРус, 2012. — 496 c.
  4. Пастюк О. В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О. В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. — 160 c.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, организационная форма обучения, группа, учащийся, работа, друг, учитель, сменный состав, учебно-познавательная деятельность, учебный материал.

Ключевые слова

урок, учебная деятельность, форма организации обучения

Похожие статьи

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Учебно-познавательная деятельность становится более осознанной.

группа, работа, ребенок, ученик, учитель, Сингапурский проект, рабочий лист, участник группы, учащийся...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.

Эффективность группового обучения и его влияние на...

групповая работа, группа, совместная деятельность, игра, групповая учебная деятельность, задание, участник, Мозговой штурм, взаимная ответственность, групповая деятельность. Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Влияние групповой работы на активизацию познавательной...

учебный процесс, учебный материал, урок биологии, познавательная активность учащихся, процесс познания, учащийся, учебная деятельность, непрерывная обратная связь, конечный счет, внеурочное время.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка...

Триединство форм организации познавательной деятельности...

Это формы обучения в целом, формы учебной деятельности учащихся, формы организации текущей работы класса, индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная форма, лекционно-семинарская форма.

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность.

Сущность дифференциации обучения | Статья в сборнике...

‒ организацию малых групп (работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятия или индивидуальных особенностей освоения учебного материала детьми); ‒ объединение детей в пары сменного состава...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Учебно-познавательная деятельность становится более осознанной.

группа, работа, ребенок, ученик, учитель, Сингапурский проект, рабочий лист, участник группы, учащийся...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.

Эффективность группового обучения и его влияние на...

групповая работа, группа, совместная деятельность, игра, групповая учебная деятельность, задание, участник, Мозговой штурм, взаимная ответственность, групповая деятельность. Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Влияние групповой работы на активизацию познавательной...

учебный процесс, учебный материал, урок биологии, познавательная активность учащихся, процесс познания, учащийся, учебная деятельность, непрерывная обратная связь, конечный счет, внеурочное время.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка...

Триединство форм организации познавательной деятельности...

Это формы обучения в целом, формы учебной деятельности учащихся, формы организации текущей работы класса, индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная форма, лекционно-семинарская форма.

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность.

Сущность дифференциации обучения | Статья в сборнике...

‒ организацию малых групп (работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятия или индивидуальных особенностей освоения учебного материала детьми); ‒ объединение детей в пары сменного состава...

Задать вопрос