Совершенствование процессов обеспечения качества подготовки специалистов — критерий государственной аккредитации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хусаенова, А. А. Совершенствование процессов обеспечения качества подготовки специалистов — критерий государственной аккредитации / А. А. Хусаенова, Л. М. Насретдинова, Р. Р. Богданов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8065/ (дата обращения: 26.04.2024).

Повышение требований к обеспечению качества медицинской помощи ориентирует высшую школу на подготовку специалистов нового уровня. В современном здравоохранении в связи с модернизацией необходимо качественно подготовленные кадры, соответствующие мировым стандартам.

Ключевые слова: качество образования, компетентность, подготовка специалистов.

 

Качество образования как социальная и педагогическая система описывается через систему показателей, характеризующих конечный результат деятельности — высокий уровень подготовки выпускников, а также отлаженную научно обоснованную систему обеспечения образовательного процесса.

Понятие компетентности в образовательной обеспечивается за счет трех основных аспектов: 1) овладения нужными умениями и навыками, 2) юридического соответствия получаемой профессии, 3) достаточного опыта для занятий профессиональной деятельностью. Компетентностный подход в высшем медицинском образовании позволяет формировать ключевые (базовые, универсальные) и профессиональные компетенции, т. е. готовность студентов использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

Реализация такой модели в образовательном процессе на выпускающих кафедрах БГМУ осуществляется путем использования технологий активного обучения: решения типовых и проблемных ситуационных задач (в т. ч. мультимедийных), проведения социально-психологических тренингов, «мозговых атак», «круглых столов», «деловых» и «ролевых» игр, использования кейс-технологий; выполнения научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ студентов; выполнения курсовых работ; составления научных обзоров и рефератов и т. д. Активный поисковый и исследовательский методы обучения позволяют стимулировать познавательную деятельность студентов, освоение ими приемов будущей профессиональной деятельности, приобретение умений ставить задачи и находить пути их решения (сбор доказательств по достоверности выдвинутой гипотезы, анализ полученных данных, разработка мероприятий по управлению профессиональной ситуацией). На основе концепции деятельностного (активного) подхода к освоению дисциплин у студентов формируются умения решать смоделированные, а затем и реальные профессиональные задачи путем использования «аппарата» всех дисциплин, входящих в типовой учебный план.

Для успешной реализации образовательной программы учебный процесс на кафедрах университета обеспечен современными техническими средствами обучения: персональными компьютерами, мультимедийными проекторами, видеодвойками, проекторами–оверхедами, слайдопроекторами, интерактивными досками. В университете развернуты центр практической подготовки, симуляционный центр.

Преподавание в БГМУ ориентировано не только на формирование у студентов профессиональных знаний и умений, предусмотренных образовательными программами, но и на повышение их психологической компетентности. Специализированные темы по биоэтике, дисциплины элективов, социально-психологический тренинг общения, коммуникативная мастерская медицинского работника, религиозная этика, морально-правовые основы деятельности врача и провизора позволяют целенаправленно формировать у студентов умение взаимодействовать с самим собой, с коллегами, социумом, в котором будет разворачиваться в дальнейшем их профессиональная деятельность.

Одной из важных составляющих обучения студентов в БГМУ является введение в образовательный процесс дисциплин по выбору студентов. Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует об их целесообразности и достаточно высокой эффективности, возможности через это расширить рамки обязательных дисциплин обучения по большому количеству актуальных вопросов практической и теоретической медицины. Кураторами дисциплин по выбору в университете являются профессора и наиболее опытные доценты.

Подготовка специалиста, конкурентоспособного на международном рынке труда, невозможна без инновационных технологий, являющихся важным фактором формирования качества образования. Инновационный процесс в высшем образовании предполагает, в частности, внедрение современных информационных технологий, позволяющих значительно повысить доступность информации, скорость ее поиска, обновления и передачи. Целью проекта Е-LEARNING, разрабатываемого в БГМУ, является создание электронных обучающе-контролирующих комплексов, в полной мере использующих возможности современных информационных технологий для повышения качества образовательного процесса в рамках образовательных стандартов медицинских специальностей.

Актуальность электронных обучающе-контролирующих комплексов в сфере высшего медицинского образования определяется требованиями обеспечения непрерывности образования, необходимостью постоянного обновления знаний. Комплекс Е-LEARNING позволяет реализовать новые принципы и методы обучения, при которых увеличение объема приобретаемых знаний происходит не путем увеличения трудозатрат и времени обучения, а путем улучшения качества оказываемых образовательных услуг. Научно-методическая и практическая новизна электронных обучающе-контролирующих комплексов состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс новых информационных технологий, прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню.

Структура обучающе-контролирующего комплекса предполагает наличие модуля электронного учебника для студентов, адаптированного к традиционным системам обучения, и модуля приложений к учебнику, включающего электронные формы практикума по дисциплине, атласа, тренажера, набора тестов, а также пособия для врачей общей практики, адаптированных как к традиционным, так и к дистанционным системам обучения.

Важное место в обеспечении качества образования занимает информационно-библиотечный комплекс вуза. Оснащение библиотеки БГМУ современным оборудованием позволяет обеспечить принципиально новое качество обслуживания пользователей библиотеки. Сегодня библиотека БГМУ является лидером по хранению и использованию информации по биомедицинской тематике в Республике Башкортостан. Библиотека вуза обеспечивает доступ преподавателей и студентов к электронным ресурсам Центральной научной медицинской библиотеки, Межбиблиотечному абонементу, а также к иностранным электронным ресурсам компании ЭВСКО, Оксфордского университета, ресурсам издательской компании Metapress, работам нобелевских лауреатов издательства Эльзевир. Базы данных, к которым библиотека БГМУ имеет доступ, многочисленны и весьма разнообразны — от академических до узко-профессиональных. Среди них такие известные как реферативная научная база данных по медицине MEDLINE, Кохрановская библиотека доказательной медицины и др.

В университете сформирована четкая структура управления качеством образовательного процесса: Ученый совет университета и ректорат разрабатывают политику качества образования, принимают стратегические решения, взаимодействуют с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, УМО и др.

Координационный научно-методический совет университета осуществляет организацию и разрабатывает методы контроля качества образовательного процесса; Ученые советы факультетов и Учебно-методические советы специальностей разрабатывают конкретные мероприятия по оптимизации контроля качества и принимают оперативные решения по их осуществлению; педагогические коллективы кафедр реализуют решения вышестоящих органов управления по повышению качества преподавания и его контролю.

Контроль качества подготовки специалистов в БГМУ осуществляется поэтапно в виде текущего и рубежного контроля с использованием как традиционных методов, так и методов программированного контроля на персональных компьютерах в специально оборудованных дисплей-классах. Формами рубежного (итогового) контроля на клинических кафедрах являются написание студентами учебных историй болезни, рефератов, решение ситуационных задач, диагностика по объективному обследованию больного, данных дополнительных методов исследования, аудиограмм, компьютерное тестировании Форма проведения экзаменов — унифицированная.

В последние годы на всех кафедрах университета экзамен включает три этапа:

-        оценка практических навыков и умений,

-        тестовый контроль

-        экзамен.

В университете систематически проводится внутренний аудит качества образования через тестирование остаточных знаний студентов. Для тестирования используются вузовские фонды оценочных средств, прошедшие внешнее рецензирование.

Конечным результатом деятельности по обеспечению качества образования является уровень профессиональной подготовки выпускников, в оценке которого непосредственное участие принимают работодатели.

Сегодня БГМУ активно участвует в процессе совершенствования системы обеспечения качества подготовки специалистов. Прикладывая все усилия для повышения качества базового медицинского образования в нашем вузе, мы четко осознаем, что качество учебного процесса определяет качество медицинской деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, профессиональная деятельность, MEDLINE, высшее медицинское образование, кафедра университета, Качество образования, конечный результат деятельности, обеспечение качества образования, Российская Федерация, учебный процесс.

Ключевые слова

качество образования, компетентность, подготовка специалистов, подготовка специалистов.

Похожие статьи

Проблема повышения качества образования в вузе

Профессиональная деятельность будущего специалиста в современном обществе предполагает профессиональную мобильность, творческую самореализацию, владение профессиональным общением, умение применять технологии...

Актуальные вопросы качества профессионального образования

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление, качество образования, образовательное пространство, обратная связь...

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа, высокое качество...

Качество образования как педагогическая проблема

качество образования, высшее образование, качество, вуз, учебный процесс, образовательный процесс, высшее учебное заведение, реальная потребность рынка труда, система требований, темп развития системы.

Обеспечение гарантий качества образования в вузе...

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

Интенсивно обновляются содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме комплексного...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность...

Модель системы управления качеством образования

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество... Качество образования как педагогическая проблема.

Системное управление качеством образования

К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, внутришкольный контроль и др.

Похожие статьи

Проблема повышения качества образования в вузе

Профессиональная деятельность будущего специалиста в современном обществе предполагает профессиональную мобильность, творческую самореализацию, владение профессиональным общением, умение применять технологии...

Актуальные вопросы качества профессионального образования

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление, качество образования, образовательное пространство, обратная связь...

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа, высокое качество...

Качество образования как педагогическая проблема

качество образования, высшее образование, качество, вуз, учебный процесс, образовательный процесс, высшее учебное заведение, реальная потребность рынка труда, система требований, темп развития системы.

Обеспечение гарантий качества образования в вузе...

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

Интенсивно обновляются содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме комплексного...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность...

Модель системы управления качеством образования

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество... Качество образования как педагогическая проблема.

Системное управление качеством образования

К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, внутришкольный контроль и др.