Использование инновационной технологии «тренировочная квартира» в социальной реабилитации детей-инвалидов
Авторы: Зольникова Ирина Юрьевна, Кушнарева Татьяна Сергеевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 10.07.2015
Статья просмотрена: 7545 раз
Библиографическое описание:
Зольникова, И. Ю. Использование инновационной технологии «тренировочная квартира» в социальной реабилитации детей-инвалидов / И. Ю. Зольникова, Т. С. Кушнарева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 93-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/7898/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.
Адольф Дистерверг
Тренировочная квартира — это новый и самый эффективный метод социальной реабилитации, включающий в себя инновационную образовательную и воспитательную систему, направленную на подготовку детей-инвалидов к самостоятельной независимой жизни в социуме.
Инновационная образовательная и воспитательная система охватывает весь социально — педагогический процесс интеграции и моделируется в соответствии с потребностями социума.
В настоящее время неприспособленность к независимой самостоятельной жизни — одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются во взрослой жизни дети — инвалиды. До своего совершеннолетия они постоянно находятся под опекой. Дома рядом с ними все время находятся родители или другие близкие родственники, а в доме-интернате — младший медицинский персонал, воспитатели, педагоги, специалисты. Таким образом, такой ребенок не получает даже самых элементарных бытовых навыков, навыков трудовой деятельности, а также социальных связей вне семьи и столкнувшись с необходимостью начать взрослую самостоятельную жизнь, оказывается совершенно беспомощным.
Для того, чтобы помочь каждому ребенку — инвалиду преодолеть эти трудности, обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя без посторонней помощи, с 2013года на база ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» реализуется инновационная технология «тренировочная квартира».
Реализация мероприятий технологии осуществляется в рамках разработанной инновационной программы «Равные возможности» по формированию навыков самостоятельного проживания у детей-инвалидов на базе тренировочной квартиры через инновационные подходы:
- Технология социальной диагностики.
- Технология социального консультирования.
- Технология социально-бытовой реабилитации.
- Технология вспомогательных и технических средств реабилитации.
- Технология социальной интеграции.
- Технология социальной терапии.
Обучаются в тренировочной квартире воспитанники дома-интерната и дети отделения дневного пребывания от 10 до 18 лет с разным уровнем самостоятельности, с различными физическими и умственными способностями. Дети проводят в тренировочной квартире 2 час в день.
Зачисление воспитанников на курс социализации в тренировочную квартиру происходит на основании решения ПМПК дома-интерната. В начале курса реабилитации социальным педагогам проводится первичная диагностика и на каждого ребенка составляется индивидуальный план развития. В конце курса социальный педагог осуществляет итоговую оценку сформированности вышеперечисленных навыков и составляет рекомендации для воспитателей, специалистов и родителей, если этот ребенок проживает в семье. Курс социализации ребенка длится 2 года.
Тренировочная квартира расположена в помещении дома-интерната и в соответствии с видами жизнедеятельности детей — инвалидов представлена 3 блоками:
Санитарно-гигиенический блок включает два помещения: ванная комната и туалет. Каждое из этих помещений модифицировано с учетом потребностей инвалидов.
Кухонно-бытовой блок включает кухню и столовую.
Модификация кухни, как помещения для приготовления пищи, заключается в том, что она оборудована стационарными устройствами и адаптивной посудой, приспособленными для самообслуживания инвалидов.
Спально-гостиничный блок включает гостиную и спальню.
Модификация спальни оборудована зоной для сна, учебной и игровой зоной. Модификация гостиной оборудована зоной отдыха.
Квартира обставлена традиционной мебелью, имеются необходимые бытовые предметы, постельное белье, посуда, уборочный инвентарь, бытовая техника. Для детей и подростков с двигательными нарушениями в квартире имеется специализированное оборудование (поручни, туалетные системы), для выполнения бытовых операций приобретены адаптивная посуда, бытовые приборы.
Главной и конечной целью инновационного подхода, является активное включение ребенка — инвалида в различные социальные процессы и ситуации, формирование у них навыков самостоятельного проживания в быту и умение пользоваться вспомогательными средствами реабилитации.
Внедрение в социально-педагогическую работу с детьми — инвалидами технологии «тренировочная квартира» предполагает последовательность действий, основанных на профессиональном мастерстве социального педагога, по использованию индивидуальных социальных технологий, направленных на активизацию личностных ресурсов ребенка с ограниченными возможностями здоровья и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации. Результатом применения технологий социальной работы является полное или частичное восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Технологии социальной работы с детьми-инвалидами в условиях тренировочной квартиры включают комплекс мероприятий, направленных на восстановление способностей ребенка-инвалида к жизнедеятельности в социальной среде.
Интегрированная технология социальной диагностики — включает в себя совокупность методов, приемов и предполагает способность распознавать личностные ресурсы ребенка — инвалида, резервные возможности его социального окружения, обеспечивающие достижение успехов в отношениях с окружающими людьми, самореализации в различных сферах деятельности. На основании полученных знаний ставится социальный диагноз проблемы, выбираются технологии социальной работы, позволяющие разрешить имеющиеся трудности в жизнедеятельности ребенка-инвалида. В начале курса реабилитации в тренировочной квартире мною проводится первичная диагностика и на каждого ребенка составляется индивидуальный план развития. В конце курса осуществляется итоговая оценка сформированности социально-бытовых навыков. Разрабатываются рекомендации для воспитателей, специалистов и родителей. Курс социализации ребенка — инвалида в тренировочной квартире длится 2 года.
Технология социального консультирования детей-инвалидов в тренировочной квартире представляет собой организованное конструктивное взаимодействие социального педагога и ребенка по вопросам понимания особенностей жизненной ситуации, поиску резервных ресурсов ребенка, оказанию содействия в адаптации к социуму, реализации их законных прав и интересов.
Технология социально-бытовой реабилитации включает комплекс методов, приемов и практических бытовых процедур, способствующих достижению ребенком-инвалидом независимости в социуме.
В тренировочной квартире дети-инвалиды учатся:
- готовить бутерброды, салаты, резать и чистить овощи, фрукты, пользоваться адаптивной, кухонной, столовой и чайной посудой, готовить макароны, картошку, правильно хранить продукты и др.
- правильно использовать хозяйственно-бытовые и электрические приборы для приготовления пищи (миксер, электрический чайник, электрическая плита, духовка, микроволновая печь, соковыжималка, мясорубка, кухонный комбайнер, мультиварка, холодильник, стиральная машина, телевизор, пылесос).
- правилам личной гигиены (ухаживать за своим телом, руками, ногами, полостью рта, пользоваться косметическими средствами), выполнять мелкий ремонт одежды, ручную и машинную стирку, следить за внешним видом, подбирать одежду по назначению.
- убирать постель, протирать пыль, ухаживать за комнатными растениями, убирать со стола крошки после приготовления пищи, убирать мусор в мусорное ведро, мыть посуду, чистить ковер пылесосом, чистить раковины, сортировать белье по полкам в шкафу, создавать уют в квартире.
- правильно и с пользой организовывать свой досуг, оплачивать счета за коммунальные и другие услуги в электронном виде.
Технология социальной интеграции помогает детям — инвалидам приобретать жизненно важные навыки общения, социальный опыт в различных жизненных ситуациях, умения строить свои отношения друг с другом и окружающими людьми. Один раз в неделю проходят занятия с выходом в общественные места (магазин, больницы, на почту и т. д.), где дети-инвалиды в реальных условиях взаимодействуют с людьми.
Технология вспомогательных и технических средств реабилитации включает ребенка-инвалида в доступную среду жизнедеятельности и в процесс приобретения практических умений в сфере вспомогательных и технических средств реабилитации.
Используемые в квартире специализированные кухонные, бытовые приборы, посуда, специализированное оборудование (поручни, туалетные системы) для выполнения бытовых операций позволяют детям — инвалидам самостоятельно принимать пищу (столовые приборы, фиксирующие на руке и на столе, разделочные доски, ограничители для пищи, стаканы со специальной ножкой, средства для открывания банок), выполнять гигиенические навыки.
- Технология социальной терапии способствует решению проблемы социальной изолированности детей — инвалидов, основана на социальном принятии, признании, одобрении результатов творческой деятельности и используемая как средство реабилитации по улучшению физического и психического здоровья.
В комплекс социально-терапевтических мероприятий входят следующие инновационные методики и технологии:
- Сказкотерапия детских проблем — методика используется для интеграции личности ребенка-инвалида, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, решения детских проблем. В работе использую:
1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4. Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы со сном.
5. Сказки для детей, которые испытывают трудности в межличностном общении и др.
- Изотерапия — технология направлена на оказание помощи в самоопределении, самоощущении себя в окружающем мире, помогает детям-инвалидам выражать эмоции, чувства, внутренние конфликты, переживания, внутренне раскрепощаться, высвободить наружу имеющийся творческий потенциал, найти запасные способы решения проблем, выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.
- Фоновая и интегративная музыкатерапия — методика используется в качестве фона при проведении практических бытовых мероприятий и сочетается с другими видами терапии.
- Танцетерапия помогает детям-инвалидам выразить свои чувства и конфликты, выплеснуть отрицательные эмоции, преодолеть страх перед окружающими людьми, формировать навыки общения, способствует интеграции в социум.
- Анималотерапия, контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия ребенка-инвалида с окружающим миром и способствуют как психической, так и социальной их реабилитации.
- Трудотерапия — это методика направлена на адаптацию детей-инвалидов к жизни в домашних условиях.
Результатом применения технологий социальной терапии является восстановление у детей — инвалидов способностей, достижение высоких результатов в значимой для него деятельности, преодоление негативных последствий во взаимоотношениях с окружающими людьми. Основой для реализации методов социальной терапии является терапевтическая среда, которая создается и поддерживается мною в тренировочной квартире, с помощью которой происходит формирование у ребенка — инвалида ценностных ориентаций (забота, взаимопомощь, поддержка и др.), положительных эмоций.
В инновационный образовательный процесс детей — инвалидов в условиях тренировочной квартиры внедрены мультимедийные средства в виде сетевых электронных библиотек, интерактивных презентаций, тестов, при помощи которых дети — инвалиды тренируются в применении усвоенного материала, углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, развивают творческие способности.
Несмотря на небольшой период эффективного применения инновационного метода в социальной реабилитации детей-инвалидов — тренировочную квартиру в нашем учреждении, результаты радуют не только детей, но и их воспитателей, специалистов, родителей, медицинский персонал, обслуживающий персонал. Ведь одной из важнейших задач является закрепление и повторение полученных навыков в условиях, приближенных к домашним, а также для применения их в различных жизненных ситуациях.
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов диагностики
Литература:
1. В. В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДО — 2000 год.
2. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.
3. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
4. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
5. Выготский Л. С. Проблемы умственной отсталости. М., 1983.
6. Тин А. А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
7. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.
8. Дементьева Н. Ф., Шатанова Е. Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология. М., 1987. № 3.
9. Дементьева Н. Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.
10. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1967.
11. Забрамная С. Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. М., 1979.
12. Занков Л. В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М.,1954.
13. Иванов Е.С, Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей. СПб., 2000.
14. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. СПб., 1996.
15. Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем. // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999.
16. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.
17. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
18. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990.
19. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
20. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1998.
21. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми //Дефектология. М., 1984. № 1
22. Мнухин С. С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении//Восстановительная терапия и социально-трудовая адаптация. Л., 1965.
23. Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.