Использование инновационной технологии «тренировочная квартира» в социальной реабилитации детей-инвалидов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зольникова, И. Ю. Использование инновационной технологии «тренировочная квартира» в социальной реабилитации детей-инвалидов / И. Ю. Зольникова, Т. С. Кушнарева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 93-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/7898/ (дата обращения: 17.12.2024).

Цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.

Адольф Дистерверг

 

Тренировочная квартира — это новый и самый эффективный метод социальной реабилитации, включающий в себя инновационную образовательную и воспитательную систему, направленную на подготовку детей-инвалидов к самостоятельной независимой жизни в социуме.

Инновационная образовательная и воспитательная система охватывает весь социально — педагогический процесс интеграции и моделируется в соответствии с потребностями социума.

В настоящее время неприспособленность к независимой самостоятельной жизни — одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются во взрослой жизни дети — инвалиды. До своего совершеннолетия они постоянно находятся под опекой. Дома рядом с ними все время находятся родители или другие близкие родственники, а в доме-интернате — младший медицинский персонал, воспитатели, педагоги, специалисты. Таким образом, такой ребенок не получает даже самых элементарных бытовых навыков, навыков трудовой деятельности, а также социальных связей вне семьи и столкнувшись с необходимостью начать взрослую самостоятельную жизнь, оказывается совершенно беспомощным.

Для того, чтобы помочь каждому ребенку — инвалиду преодолеть эти трудности, обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя без посторонней помощи, с 2013года на база ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» реализуется инновационная технология «тренировочная квартира».

Реализация мероприятий технологии осуществляется в рамках разработанной инновационной программы «Равные возможности» по формированию навыков самостоятельного проживания у детей-инвалидов на базе тренировочной квартиры через инновационные подходы:

-          Технология социальной диагностики.

-          Технология социального консультирования.

-          Технология социально-бытовой реабилитации.

-          Технология вспомогательных и технических средств реабилитации.

-          Технология социальной интеграции.

-          Технология социальной терапии.

Обучаются в тренировочной квартире воспитанники дома-интерната и дети отделения дневного пребывания от 10 до 18 лет с разным уровнем самостоятельности, с различными физическими и умственными способностями. Дети проводят в тренировочной квартире 2 час в день.

Зачисление воспитанников на курс социализации в тренировочную квартиру происходит на основании решения ПМПК дома-интерната. В начале курса реабилитации социальным педагогам проводится первичная диагностика и на каждого ребенка составляется индивидуальный план развития. В конце курса социальный педагог осуществляет итоговую оценку сформированности вышеперечисленных навыков и составляет рекомендации для воспитателей, специалистов и родителей, если этот ребенок проживает в семье. Курс социализации ребенка длится 2 года.

Тренировочная квартира расположена в помещении дома-интерната и в соответствии с видами жизнедеятельности детей — инвалидов представлена 3 блоками:

Санитарно-гигиенический блок включает два помещения: ванная комната и туалет. Каждое из этих помещений модифицировано с учетом потребностей инвалидов.

Кухонно-бытовой блок включает кухню и столовую.

Модификация кухни, как помещения для приготовления пищи, заключается в том, что она оборудована стационарными устройствами и адаптивной посудой, приспособленными для самообслуживания инвалидов.

Спально-гостиничный блок включает гостиную и спальню.

Модификация спальни оборудована зоной для сна, учебной и игровой зоной. Модификация гостиной оборудована зоной отдыха.

Квартира обставлена традиционной мебелью, имеются необходимые бытовые предметы, постельное белье, посуда, уборочный инвентарь, бытовая техника. Для детей и подростков с двигательными нарушениями в квартире имеется специализированное оборудование (поручни, туалетные системы), для выполнения бытовых операций приобретены адаптивная посуда, бытовые приборы.

Главной и конечной целью инновационного подхода, является активное включение ребенка — инвалида в различные социальные процессы и ситуации, формирование у них навыков самостоятельного проживания в быту и умение пользоваться вспомогательными средствами реабилитации.

Внедрение в социально-педагогическую работу с детьми — инвалидами технологии «тренировочная квартира» предполагает последовательность действий, основанных на профессиональном мастерстве социального педагога, по использованию индивидуальных социальных технологий, направленных на активизацию личностных ресурсов ребенка с ограниченными возможностями здоровья и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации. Результатом применения технологий социальной работы является полное или частичное восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Технологии социальной работы с детьми-инвалидами в условиях тренировочной квартиры включают комплекс мероприятий, направленных на восстановление способностей ребенка-инвалида к жизнедеятельности в социальной среде.

Интегрированная технология социальной диагностики — включает в себя совокупность методов, приемов и предполагает способность распознавать личностные ресурсы ребенка — инвалида, резервные возможности его социального окружения, обеспечивающие достижение успехов в отношениях с окружающими людьми, самореализации в различных сферах деятельности. На основании полученных знаний ставится социальный диагноз проблемы, выбираются технологии социальной работы, позволяющие разрешить имеющиеся трудности в жизнедеятельности ребенка-инвалида. В начале курса реабилитации в тренировочной квартире мною проводится первичная диагностика и на каждого ребенка составляется индивидуальный план развития. В конце курса осуществляется итоговая оценка сформированности социально-бытовых навыков. Разрабатываются рекомендации для воспитателей, специалистов и родителей. Курс социализации ребенка — инвалида в тренировочной квартире длится 2 года.

Технология социального консультирования детей-инвалидов в тренировочной квартире представляет собой организованное конструктивное взаимодействие социального педагога и ребенка по вопросам понимания особенностей жизненной ситуации, поиску резервных ресурсов ребенка, оказанию содействия в адаптации к социуму, реализации их законных прав и интересов.

Технология социально-бытовой реабилитации включает комплекс методов, приемов и практических бытовых процедур, способствующих достижению ребенком-инвалидом независимости в социуме.

В тренировочной квартире дети-инвалиды учатся:

-          готовить бутерброды, салаты, резать и чистить овощи, фрукты, пользоваться адаптивной, кухонной, столовой и чайной посудой, готовить макароны, картошку, правильно хранить продукты и др.

-          правильно использовать хозяйственно-бытовые и электрические приборы для приготовления пищи (миксер, электрический чайник, электрическая плита, духовка, микроволновая печь, соковыжималка, мясорубка, кухонный комбайнер, мультиварка, холодильник, стиральная машина, телевизор, пылесос).

-          правилам личной гигиены (ухаживать за своим телом, руками, ногами, полостью рта, пользоваться косметическими средствами), выполнять мелкий ремонт одежды, ручную и машинную стирку, следить за внешним видом, подбирать одежду по назначению.

-          убирать постель, протирать пыль, ухаживать за комнатными растениями, убирать со стола крошки после приготовления пищи, убирать мусор в мусорное ведро, мыть посуду, чистить ковер пылесосом, чистить раковины, сортировать белье по полкам в шкафу, создавать уют в квартире.

-          правильно и с пользой организовывать свой досуг, оплачивать счета за коммунальные и другие услуги в электронном виде.

Технология социальной интеграции помогает детям — инвалидам приобретать жизненно важные навыки общения, социальный опыт в различных жизненных ситуациях, умения строить свои отношения друг с другом и окружающими людьми. Один раз в неделю проходят занятия с выходом в общественные места (магазин, больницы, на почту и т. д.), где дети-инвалиды в реальных условиях взаимодействуют с людьми.

Технология вспомогательных и технических средств реабилитации включает ребенка-инвалида в доступную среду жизнедеятельности и в процесс приобретения практических умений в сфере вспомогательных и технических средств реабилитации.

Используемые в квартире специализированные кухонные, бытовые приборы, посуда, специализированное оборудование (поручни, туалетные системы) для выполнения бытовых операций позволяют детям — инвалидам самостоятельно принимать пищу (столовые приборы, фиксирующие на руке и на столе, разделочные доски, ограничители для пищи, стаканы со специальной ножкой, средства для открывания банок), выполнять гигиенические навыки.

-          Технология социальной терапии способствует решению проблемы социальной изолированности детей — инвалидов, основана на социальном принятии, признании, одобрении результатов творческой деятельности и используемая как средство реабилитации по улучшению физического и психического здоровья.

В комплекс социально-терапевтических мероприятий входят следующие инновационные методики и технологии:

-          Сказкотерапия детских проблем — методика используется для интеграции личности ребенка-инвалида, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, решения детских проблем. В работе использую:

1.                  Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2.                  Сказки для гиперактивных детей.

3.                  Сказки для агрессивных детей.

4.                  Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы со сном.

5.                  Сказки для детей, которые испытывают трудности в межличностном общении и др.

-          Изотерапия — технология направлена на оказание помощи в самоопределении, самоощущении себя в окружающем мире, помогает детям-инвалидам выражать эмоции, чувства, внутренние конфликты, переживания, внутренне раскрепощаться, высвободить наружу имеющийся творческий потенциал, найти запасные способы решения проблем, выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.

-          Фоновая и интегративная музыкатерапия — методика используется в качестве фона при проведении практических бытовых мероприятий и сочетается с другими видами терапии.

-          Танцетерапия помогает детям-инвалидам выразить свои чувства и конфликты, выплеснуть отрицательные эмоции, преодолеть страх перед окружающими людьми, формировать навыки общения, способствует интеграции в социум.

-          Анималотерапия, контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия ребенка-инвалида с окружающим миром и способствуют как психической, так и социальной их реабилитации.

-          Трудотерапия — это методика направлена на адаптацию детей-инвалидов к жизни в домашних условиях.

Результатом применения технологий социальной терапии является восстановление у детей — инвалидов способностей, достижение высоких результатов в значимой для него деятельности, преодоление негативных последствий во взаимоотношениях с окружающими людьми. Основой для реализации методов социальной терапии является терапевтическая среда, которая создается и поддерживается мною в тренировочной квартире, с помощью которой происходит формирование у ребенка — инвалида ценностных ориентаций (забота, взаимопомощь, поддержка и др.), положительных эмоций.

В инновационный образовательный процесс детей — инвалидов в условиях тренировочной квартиры внедрены мультимедийные средства в виде сетевых электронных библиотек, интерактивных презентаций, тестов, при помощи которых дети — инвалиды тренируются в применении усвоенного материала, углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, развивают творческие способности.

Несмотря на небольшой период эффективного применения инновационного метода в социальной реабилитации детей-инвалидов — тренировочную квартиру в нашем учреждении, результаты радуют не только детей, но и их воспитателей, специалистов, родителей, медицинский персонал, обслуживающий персонал. Ведь одной из важнейших задач является закрепление и повторение полученных навыков в условиях, приближенных к домашним, а также для применения их в различных жизненных ситуациях.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов диагностики

 

Литература:

 

1.         В. В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДО — 2000 год.

2.         Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.

3.         Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.

4.         Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

5.         Выготский Л. С. Проблемы умственной отсталости. М., 1983.

6.         Тин А. А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.

7.         Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.

8.         Дементьева Н. Ф., Шатанова Е. Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология. М., 1987. № 3.

9.         Дементьева Н. Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.

10.     Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1967.

11.     Забрамная С. Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. М., 1979.

12.     Занков Л. В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М.,1954.

13.     Иванов Е.С, Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей. СПб., 2000.

14.     Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. СПб., 1996.

15.     Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем. // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999.

16.     Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.

17.     Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.

18.     Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990.

19.     Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.

20.     Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1998.

21.     Маллер А. Р., Цикото Г. В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми //Дефектология. М., 1984. № 1

22.     Мнухин С. С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении//Восстановительная терапия и социально-трудовая адаптация. Л., 1965.

23.     Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Основные термины (генерируются автоматически): тренировочная квартира, ребенок, инвалид, социальная терапия, навык, окружающий мир, приготовление пищи, социальная работа, социальный педагог, техническое средство реабилитации.

Похожие статьи

Использование доброжелательной технологии «Утро радостных встреч» как средство эффективной социализации детей раннего возраста

Инклюзивные экскурсии как технология социальной реабилитации детей-инвалидов

Использование образовательных технологий в системе сотрудничества «преподаватель-студент»

Использование IT-технологий в организации совместной образовательной деятельности детей и родителей

Использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательной области «музыка»

Использование социально-педагогических технологий в формировании семейных ценностей у детей-сирот

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование интеллект-карт в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Применение технологии «Портфолио» в работе воспитателя

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Похожие статьи

Использование доброжелательной технологии «Утро радостных встреч» как средство эффективной социализации детей раннего возраста

Инклюзивные экскурсии как технология социальной реабилитации детей-инвалидов

Использование образовательных технологий в системе сотрудничества «преподаватель-студент»

Использование IT-технологий в организации совместной образовательной деятельности детей и родителей

Использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательной области «музыка»

Использование социально-педагогических технологий в формировании семейных ценностей у детей-сирот

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование интеллект-карт в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Применение технологии «Портфолио» в работе воспитателя

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся