В настоящее время проблема потенциальных возможностей детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, приспособления их в жизни в обществе приобретает большую социальную значимость. Эта категория детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.
Об особенностях работы и особых образовательных потребностях детей с тяжелыми и множественными нарушениями писали (Т. А. Басилова, Л. Б. Баряева, Г. П. Бертынь, М. Г. Блюмина, Л. А. Головчиц). Потенциальные возможности данной категории детей к интеграции в общество изучались такими авторами, как (А. Р. Маллер М. И., Кузьмицкая, Г. В. Цикото). Сопровождаемому проживанию посвящены работы (А. М. Царева, Е. И. Холостовой, Н. Ф. Дементьевой и др.).
Подготовка к самостоятельной жизни — это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Подготовка выпускников с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни всегда была острой проблемой. Очень часто, выходя в социум, эти дети сталкиваются с проблемами, которые многие люди просто не замечают. И если не подготовить их к этому на практике, то большая часть занятий просто нивелируется. Именно поэтому, при обучении необходимо уделить особое внимание формированию элементарных практических навыков для социальной адаптации и подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Актуальность исследования, представленного в статье, подтверждается противоречием между потребностью создания условий подготовки к самостоятельной жизни детей старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями и недостатком методик, технологий и моделей подготовки к самостоятельному проживанию заявленной категории детей в образовательной организации.
Цель исследования: выявление уровня подготовки к самостоятельному проживанию детей старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (вариант 2).
Эксперимент проводился на базе МАОУ «Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми. В эксперименте участвовали обучающиеся старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) в количестве 5 человек.
Для исследования нами была составлена программа обследования, включающаяметодику «Социограмма» X. С. Гюнцбурга вариант РАС-1, анкету для родителей «Шкала навыков, необходимых для социальной адаптации» (по D. Norris and P. Williams).
Нами были выделены уровни диагностики, позволяющие оценить начальные параметры развития участников эксперимента:
– уровень сформированности речи и познавательных способностей;
– уровень сформированности навыков самообслуживания;
– уровень социальной приспособленности;
– уровень сформированности навыков организации досуговой деятельности.
В результате проведенного эксперимента мы можем констатировать следующее. Навыки самообслуживания по теме «Поведение за столом», «Туалет и умывание», «Одевание и раздевание» «Двигательная активность» сформированы полностью у двух человек, у трех человек они сформированы частично. Дети не умеют пользоваться столовыми приборами, не могут отрезать хлеб или намазать масло. Обучающиеся сами ходят в туалет, моют руки и лицо, но не могут самостоятельно почистить зубы, привести волосы в порядок, полностью помыться. Тема «Одевание и раздевание» оказалась наиболее трудной, следует отметить, что среди других обследованных параметров развитие этих навыков ниже. Всем обучающимся требуется помощь взрослого. Параметр «Речь и познавательные способности» у испытуемых с нарушениями интеллекта так же на низком уровне. Все обследуемые понимают обращенную речь, следуют простым инструкциям, но неправильно реагируют на указания, не сопровождающиеся жестом педагога. Словарный запас у всех детей скудный. Мелкая моторика и подвижность сформированы слабо, дети могут играть с мячом, но не могут прыгать на скакалке, держать равновесие, отрезать бумагу по начерченным линиям. Параметр «Социальная приспособленность», включающий в себя игру и бытовую деятельность, так же недостаточно сформирован у всех детей, а он является одним из важных параметров, так как от понимания ребенком предъявляемых к нему требований зависит их выполнение, которое, в свою очередь, показывает ребенку, насколько он социально адаптирован в окружающей его среде. Анализ результатов анкеты «Отдых и развлечение» указывает на низкий уровень организации досуговой деятельности обучающихся исследуемой категории. По наблюдению родителей, их дети затрудняются выбрать для себя вид отдыха, так как не знают, что значит «отдыхать». «Досуг», в их понимании, лишь просмотр телевизора, сидя на диване. Хотя, по нашему мнению, участие в различных видах досуговой деятельности является необходимым для социализации в обществе данной категории детей.
Таким образом, подводя итоги констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что обучающиеся старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями частично владеют или не владеют некоторыми навыками самостоятельного проживания, но многие из них, однако, с помощью педагога их реализуют.
Анализ диагностических данных свидетельствует о необходимости разработки в условиях образовательной организации модели подготовки к самостоятельному проживанию детей старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (вариант 2), необходимой для формирования у них: социально — коммуникативных навыков, навыков самообслуживания и досуговой деятельности. Реализация модели будет проходить в рамках учебного плана, внеурочной деятельности и непосредственного взаимодействия с семьей ребенка. Ведь от взаимодействия с родителями и понимания ими сути и цели работы по подготовке к самостоятельному проживанию будет зависить результат эффективности образовательного процесса и процесса социализации ребенка в общество.
Литература:
- Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам –– М.: Теревинф, 2000г., 320 с.
- Виноградова Е. А., Зуева Е. А., Нестерова А. Г., Царёв А. М.; под ред. Царёва А. М. Вместе к самостоятельной жизни: Опыт Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области. Псков, 2014. 114 с.
- Маллер А. Р. Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с.
- Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие.- 4 изд.- М:. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2006. — 340 с.
- Царёв А. М. Жизнь с достоинством (сопровождаемое проживание) Практическое пособие. — М.: Издательство «Перо», 2017. — 272 с.
- Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн.-СПб.: Речь, 2005.-477 с.