Авторский элективный курс «Экономическая география Самарского края» с встроенным профессионально-ориентационным блоком углубленного изучения бизнес-аналитики «Школа юного бизнесмена» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 22.05.2015

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Шумская, С. А. Авторский элективный курс «Экономическая география Самарского края» с встроенным профессионально-ориентационным блоком углубленного изучения бизнес-аналитики «Школа юного бизнесмена» / С. А. Шумская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 132-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8199/ (дата обращения: 17.12.2024).

Актуальность курса. «Демократизация общества требует приобщения граждан к целям и интересам развития страны. Вслед за такими сакральными понятиями как патриотизм и любовь к родной земле, должны следовать действия, подкреплённые волей и ответственностью за судьбу страны и народа. То есть, необходимо осознанное и грамотное (поднятое до уровня сознательного и активного) выполнение человеком своих гражданских обязанностей, своего гражданского долга.

Однако, в сознании молодого поколения России (даже воспитанных в духе патриотизма), всё ещё нет ясного представления о том, каким образом можно быть максимально полезным обществу, где и как реализовать свой гражданский долг на практике. Это слабая связь теории и практики мешает нормальному…становлению гражданской идентичности молодого поколения россиян» [1].

По данным социологических исследований, реалии современного рынка труда таковы, что нынешним выпускникам школ придётся сменить за свою жизнь 3–4 профессии, дабы обеспечить себе трудоустройство и быть востребованным.

Чтобы освоить новую профессию или удержать позиции в ранее выбранной, — человеку придётся регулярно переучиваться, пополнять свои знания, совершенствовать свой профессионализм. А, значит, «обладать развитым навыком самообучения, уметь работать с любым видом и объёмом информации, иметь широкий кругозор» [2].

В итоге, базовыми требованиями современного образования становятся: а) научить глубоко и критически мыслить; б) самостоятельно делать выводы и давать оценки (на основе представленной информации); в) находить практическое применение своим способностям, талантам, навыкам, хобби; г) уметь адекватно выражать себя вербально и визуально; д) уметь быстро и эффективно вступать в необходимый контакт с людьми и целенаправленно вести беседу; е) уметь ориентироваться в окружающем мире различных профессий, возможностей и требований; ж) быть «про́активным», а не ре́активным (в любых жизненных ситуациях).

При реализации данных требований, ключевым является краеведческий аспект преподавания, так как важно, чтобы учащиеся видели применение полученных компетенций именно в родном регионе (!).

Процесс преподавания школьного курса экономической географии (в 9–10 классах) показал мне, что учащиеся: а) имеют крайне слабые представления о крупнейших отраслях, предприятиях и хозяйственных связях Самарской области; б) неграмотны в юридических вопросах касательно бизнеса России; в) не имеют представления о «механизмах» функционирования предприятий; г) не допускают даже мысли в отношении организации собственного дела, считая задачу «неподъёмной».

Данные «пробелы» в образовании препятствуют адекватной профессиональной ориентации учащихся, их полноценной жизненной самореализации в экономических условиях Самарского региона.

С целью реализации требований современного образования, а также, необходимости создания курса, несущего, одновременно, профессионально-ориентационный и краеведческий характер, мною разработан элективный курс «Экономическая география Самарского края» с встроенным профессионально-ориентационным блоком углубленного изучения бизнес-аналитики «Школа юного бизнесмена».

Цели курса:

1)        приобретение учащимися фундаментальных компетенций в сфере бизнес-образования для практической реализации собственного бизнес-проекта (организации предпринимательской деятельности) в экономических условиях Самарского региона;

2)        профессиональная самодиагностика с целью оптимального профессионального выбора.

Разработанный курс является авторским, носит выраженный профессионально- и практико- ориентированный характер, предназначен для учащихся 10-х классов школ, лицеев и гимназий. Курс, также, будет полезен абитуриентам и студентам географических и экономических специальностей ВУЗов, и всем тем, кто желает оперативно (и в доступной форме) получить знания для начала собственного дела.

Программа курса рассчитана на 68 часов, из них 36 часов (53 % учебного времени) — это практическая, самостоятельная и исследовательская деятельность учащихся. Программа курса модульная — может быть преподана в исходном виде или, (учитывая учебный план ОУ), в уменьшенном варианте — в рамках модуля, направленного, исключительно, на обучение финансовым и правовым основам бизнеса, инструментам анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Присутствует межпредметная интеграция со школьными дисциплинами: обществознание, экономика, математика, экономическая география, информатика (широко используется работа учащихся в поисковых программах сети Internet, с приложениями Microsoft Office (Word/Excel) при проведении исследований, написании экспертных заключений, при выполнении расчётов, систематизации и анализе статистического материала, разработке бизнес-проектов и т. д.)

Краеведческий характер элективного курса позволяет учащимся «прикоснуться к живому материалу», использовать, в качестве тренинговых заданий, — реальные ситуации и экономические показатели предприятий родного города и области.

Программа курса включает 6 разделов:

Раздел I. География хозяйственных связей предприятий г. Самары и Самарской области. Обучение построено на самостоятельной исследовательской деятельности учащихся с целью формирования «Маркетингового отчёта» по нескольким рынкам г. Самары с целью: а) формирования картосхемы, отражающей географию поставщиков различных видов товара и б) систематизации реализуемой в г. Самаре продукции: — по ценовым категориям, — по организационно-правовым формам предприятий-продавцов, — по количеству фирм-реализаторов каждой группы товара. На основе отчёта, учащиеся делают первые выводы о «цене вхождения» в рынок конкретных товаров Самарского региона, анализируют ценовую политику предприятий, их затраты на доставку товара (с учётом географии поставщика).

Информацию о компаниях Самарского региона (выпускаемой продукции, географии поставщиков и покупателей, финансовом состоянии за истекшие периоды, производственных планах, составе учредителей и т. д.) учащиеся учатся собирать на сайтах этих компаний в сети Internet, а также, в СМИ («Дело», «РБК-Дейли», «Самарское обозрение» и др.).

Работая с сайтами предприятий-экспортёров, формируют схему хозяйственных связей на региональном, федеральном и межгосударственном уровнях.

Раздел II. Основы финансового менеджмента (на примерах экономических показателей предприятий Самарского региона). В этом разделе учащиеся изучают основы финансового менеджмента, знакомятся с основами финансового анализа, который немыслим без знания таких понятий, как: «ОПФ предприятия» (см.14-ФЗ, 208-ФЗ), градация бизнеса (209-ФЗ), понятия «система налогообложения», «налогооблагаемая база» и другие.

Здесь (на примерах конкретных предприятий Самары и области) рассматриваются: — схемы организации бизнеса, — виды контрагентов, — типичные формы и схемы расчётов с контрагентами, — основные юридические и финансовые риски при заключении договоров (на основе анализа реальной договорной базы крупных предприятий Самарского региона), — основы бухгалтерского и управленческого учёта (их специфика и предназначение), — рассматриваются технологии оценки финансовой устойчивости предприятий.

Раздел включает много практических заданий по составлению балансов, рассмотрению структуры доходов и расходов предприятий, по самостоятельному формированию учащимися отчёта о прибылях и убытках (ОПиУ), отчёта о движении денежных средств (СF) на основании реальных финансовых показателей предприятий Самарского региона.

Раздел III. «Этика и мораль предпринимательства» — призван сформировать у будущих бизнесменов понимание ответственности перед обществом за свою финансовую деятельность. Предполагаются такие формы работы, как:

а) Дискуссии по темам «Бизнес и мораль», «Самопрезентация — это искусство или искусственность?», «Деловой стиль — эффектная личина или образ жизни?» и другие.

б) Творческая работа по выработке учащимися «Морально-этического кодекса цивилизованного предпринимателя».

в) Эссе по теме «Казаться или быть? — Вот в чём вопрос!» (это размышления учащихся о возможности достижения успеха в современном мире, оставаясь самим собой).

Раздел IV. Основы маркетинга и рекламы. Учащимся предлагаются исследовательские работы:

а) «Анализ различных видов рекламы (ТВ, баннеры, буклеты, сайты) на примере Самарского региона по следующим критериям: а) убедительность, б) нравственность, в) ненавязчивость, г) добросовестность».

б) «Подготовка и презентация собственного проекта рекламной компании одного из видов товара или услуги» (по выбору учащегося).

Предусмотрен тренинг по опыту применения правил телефонного маркетинга в процессе делового контакта с владельцами предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) Самары.

Раздел V. Деловые игры «Оценка и прогноз финансовой устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ)» (на примере финансовой отчётности и юридических документов предприятий Самарского региона). Это практическое закрепление полученных ранее знаний. Учащиеся, работая в группах, проводят ретроспективный и прогнозный анализ финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) предприятий. В группах предполагается узкая специализация участников: директор компании, финансовый менеджер, рекламщик, специалист по работе с кредиторами, специалист по реализации продукции и т. д.

Раздел VI. Бизнес-проектирование (основы организации собственного дела) — его вершиной является итоговая работа учащихся по разработке собственного бизнес-проекта с позиции «start-up». Обязательное условие: реализация бизнес-проекта должна быть в одном из сегментов рынка (производства или услуг) Самарского региона.

В основу программы положены принципы:

-          Системности и последовательности. Регулярность занятий (1–2 раз в неделю по 1 учебному часу), последовательная система усвоения знаний, с регулярным обобщением посредством практических заданий.

-          Научности. Курс учитывает современное состояние науки и практики в области педагогики, экономической географии, финансового анализа и менеджмента. В основе теоретической и практической части курса лежат действующие технологии анализа и прогнозирования финансовой устойчивости предприятий, используемые, как в РФ, так и в международной финансовой практике (такими структурами, как: ЕБРР, IFC, академия бизнеса «Ernst & Yang», рейтинговые агентства «Standart & Poors» и «Moody’s»).

-          Доступности. Учебный материал построен от простого к сложному, от известного к неизвестному. Программа учитывает индивидуальные особенности учащихся за счёт:

а) заданий-тренажёров различной степени сложности (уровень А и В);

б) возможности работать в комфортном темпе посредством выполнения неудавшихся заданий дома;

в) возможности для учащихся проявить себя в работе с людьми (например, в процессе интервьюирования, телефонного маркетинга, в рекламном проекте) — если тяжело даётся аналитика или работа с документами и финансовой отчётностью;

г) возможности снизить аналитическую сложность итогового задания, заменив разработку собственного бизнес-проекта на экспертизу уже действующего предприятия.

-          Наглядности. Программа авторская, поэтому дидактический материал будет нарабатываться в процессе реализации программы. Предусмотрено активное использование картосхем, схем-рисунков, отражающих: а) географию связей предприятия с поставщиками и покупателями, б) характер взаимодействия между структурными подразделениями одной компании, в) специализацию и стиль управления фирмами внутри холдинга, г) аналитическую взаимозависимость между статьями баланса, ОПиУ и CF. Также, предусмотрен дидактический раздаточный материал, который остаётся в личное пользование учащихся.

Важно отметить, что для учебного курса характерна особая технология организации учебного процесса — это погружение учащихся в процесс построения собственного бизнес-плана, работа с фактическими цифрами предприятий Самарского региона, решение реальных проблем, которые возникали у бизнес-единиц в процессе их функционирования на самарском рынке, общение с владельцами нескольких компаний Самары, посещение ряда предприятий.

-          Проблемности. Бизнес — это постоянное решение проблем, поэтому бизнес-образование неразрывно с методом постановки проблемы. Предусмотрено «погружение» в реальные проблемные ситуации, фактически возникавшие у некоторых самарских предприятий.

-          Демократичности. Учебный курс предполагает стиль сотрудничества между учителем и учащимися, совместный поиск решений, участие в дискуссиях на паритетных началах. При правильной реализации программы, направляющая функция педагога (на начальном этапе курса), во второй его половине должна, постепенно, перейти в консультационную (тьюторскую).

Методы обучения и система отслеживания образовательных результатов.

Контроль начального уровня подготовки (при вхождении в курс) — представлен тестированием уровня знаний, понимания процессов и явлений, связанных с бизнесом вообще, а, также, с бизнесом Самары, в частности. Такие вопросы, как: а) Какие ОПФ характерны для крупного и малого бизнеса Самары?, б) Чем отличается выручка от прибыли, а прибыль от остатка денежных средств?, в) Что такое баланс предприятия?, г) Какие показатели говорят о платежеспособности предприятия?, д) Какие сегменты Самарского рынка являются наиболее монополизированными? и т. д.

Промежуточный контроль. Реализация практической части курса, достигается, в основном, методами имитационного типа: а) деловые игры, имитирующие погружение в реальный бизнес-процесс или, например, пресс-конференцию владельца проблемной компании, б) финансовый анализ конкретных предприятий с реальными экономическими показателями, в) «мозговые штурмы» в поиске решений проблемных ситуаций (описанных из реальных жизненных событий на основе «реальной» юридической и финансовой документации), г) карточки-тренажёры (требующие точных расчётов, принятия оперативных, но верных решений).

Исследовательская деятельность учащихся представлена небольшими по объёму, но регулярными к исполнению, исследовательскими проектами (индивидуальными или в группе с чётким разделением функций и ответственности). Это такие проекты, как: самостоятельный сбор информации для маркетинговых отчётов разных видов, оценка стоимости бизнеса и «цены вхождения» в конкретный сектор экономики на самарском рынке, разработка рекламной кампании любимого товара, услуги или предприятия и т. д.

Практически все формы работы учащихся оцениваются с позиции «зачёт»/«незачёт». Оценка зависит: а) от полноты раскрытия темы, б) адекватности выбранных методов исследования, в) достоверности самостоятельно собранного материала, г) точности расчётов, д) логики и глубины выводов, е) целесообразности предложенных решений, ж) практического применения полученной информации, з) наличия аргументации и качества её изложения в процессе публичного выступления.

В теоретической части курса применяются методы не имитационного типа: лекция-диалог, проблемная лекция, дискуссия, семинар, конференция (при использовании ТСО). В целях проверки степени понимания и усвоения нового материала: тестирование, практические задания, совместный поиск типичных решений для наиболее распространённых проблемных ситуаций.

Итоговый контроль курса представлен разработкой собственного бизнес-проекта с позиции «start-up» (с горизонтом планирования от 1 до 3 лет, с подробным обоснованием источников и объёмов финансирования, аналитически аргументированным расчётом точки безубыточности и срока окупаемости проекта). Обязательное требование к бизнес-проекту: реализация в экономических условиях Самарского региона. Проекты могут разрабатываться как индивидуально, так и в парах. Автор, выступая с презентацией своего бизнес — проекта, должен его защитить, то есть, доказать его целесообразность и эффективность.

С целью снижения аналитической сложности, возможна замена итогового задания на бизнес-экспертизу уже действующего предприятия (на основании полученного от преподавателя готового пакета документов).

Процесс освоения элективного курса предоставит учащимся возможность:

1) осуществить, максимально приближённую к реальности, «пробу пера» своих личных способностей в сфере бизнеса;

2) получить уникальные навыки и знания об алгоритмеформирования бизнеса с позиции «start-up»: внутреннем механизме получения прибыли, различных факторах (внешнего и внутреннего порядка), влияющих на развитие хозяйствующего субъекта;

3) получить опыт установления делового контакта с незнакомыми людьми, возможность деловой самопрезентации в реальных условиях (при личном контакте и посредством телефона), овладеть методикой целенаправленного ведения деловых переговоров;

4) получить практический опыт самостоятельной оценки ассортиментного перечня товаров на самарском рынке (их качества и ценового диапазона) расширить свой кругозор, добавив уверенности в чисто бытовом плане (умения разбираться в качестве продукции, грамотно выбирать производителя товара, покупать товар «качественней, но дешевле» и т. д.).

Курс предполагает освоение целого ряда бизнес-компетенций, в их числе: механизм ценообразования, основы ведения управленческого учёта предприятия, методика калькуляции материальных затрат на производство готовой продукции, приёмы телефонного маркетинга и т. д. Эти знания необходимы любому бизнесмену, а также, важны для специалистов в среде «около-бизнеса» (обслуживающих чужой бизнес): финансовых менеджеров, бизнес-аналитиков, маркетологов, рекламщиков и др.

Практические компетенции, сформированные, по итогам курса, будут полезны учащимся в будущей профессиональной деятельности (какой бы она не была), и, абсолютно точно, явятся фундаментом для осознанной профессиональной ориентации в будущем (определения сферы деятельности, выбора профессии и жизненной позиции по отношению к бизнесу).

Элективный курс «Экономическая география Самарского края» с встроенным профессионально-ориентационным блоком углубленного изучения бизнес-аналитики «Школа юного бизнесмена» призван способствовать формированию нового поколения собственников, предпринимателей, управленцев и специалистов, способных быть полезными своему родному краю, а значит, и всей России.

Материал элективного курса является авторским, составлен на основании собственного 12-летнего опыта работы финансовым аналитиком.

 

Литература:

 

1.                  Желтов В. В. (д.ф.н.) статья Гражданская идентичность как основа государственной стабильности. http://www.jurnal.org/articles/2008/polit17. html;

2.                  Кукушкин В. С. Технология. Экономика. Сценарии творческих уроков,- М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: «МарТ», 2005. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Самарский регион, учащийся, Экономическая география, элективный курс, программа курса, раздел, Самар, самарский рынок, собственный бизнес-проект, финансовый анализ.

Похожие статьи

Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»

Роль междисциплинарной экономической олимпиады в становлении бухгалтера-аналитика (на примере опыта организации и проведении междисциплинарной олимпиады кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» экономического факультета ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА»)

Элективный курс по информатике и ИКТ «Современные веб-сервисы в творческих профессиях»

Разнообразные формы неформального обучения педагогов через деятельность регионального консультационного центра РИП-ИнКО «Школа — территория здоровья» (из опыта работы)

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Профессия — врач» с использованием технологии «ситуация»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Обучение детей старшей возрастной категории основам многослойной акварельной живописи (по опыту прохождения программы «Методика многослойной акварельной живописи в системе дополнительного образования» в ОЦ «Сириус» (Сочи))

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста в группе с ОНР на тему «Полет в космос»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Космические приключения» с использованием тико-конструктора (приоритетная область «Познавательное развитие»)

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Похожие статьи

Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»

Роль междисциплинарной экономической олимпиады в становлении бухгалтера-аналитика (на примере опыта организации и проведении междисциплинарной олимпиады кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» экономического факультета ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА»)

Элективный курс по информатике и ИКТ «Современные веб-сервисы в творческих профессиях»

Разнообразные формы неформального обучения педагогов через деятельность регионального консультационного центра РИП-ИнКО «Школа — территория здоровья» (из опыта работы)

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Профессия — врач» с использованием технологии «ситуация»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Обучение детей старшей возрастной категории основам многослойной акварельной живописи (по опыту прохождения программы «Методика многослойной акварельной живописи в системе дополнительного образования» в ОЦ «Сириус» (Сочи))

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста в группе с ОНР на тему «Полет в космос»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Космические приключения» с использованием тико-конструктора (приоритетная область «Познавательное развитие»)

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»