Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ: к вопросу об источниковой и правовой базах в соответствии с основными формами работы дисциплины | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 06.05.2015

Статья просмотрена: 2859 раз

Библиографическое описание:

Титова, С. С. Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ: к вопросу об источниковой и правовой базах в соответствии с основными формами работы дисциплины / С. С. Титова, Г. Я. Гревцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 207-210. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8128/ (дата обращения: 30.10.2024).

Ключевые слова: сольфеджио, детская школа искусств, мультимедийные ресурсы

 

Key words: Solfeggio, Children’s School of arts, Multimedia resources

 

Сольфеджио — дисциплина музыкально-теоретического цикла, ключевая в развитии не только теоретических, но практических музыкальных навыков. Обновление рассматриваемой дисциплины с учетом современных возможностей и, конечно, требований вносит свои коррективы в осуществление привычных основополагающих форм работы.

С 2012 г. к четырем видам образовательных программ: общеобразовательным основным, общеобразовательным дополнительным, профессиональным основным, профессиональным дополнительным — был добавлен пятый, как разновидность общеобразовательных дополнительных — дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

В соответствие с Федеральными государственными требованиями [7] к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. N 161–166; от 09 августа 2012 г. N 854) по специальностям (Фортепиано, струнные/духовые и ударные/ народные инструменты, хоровое пение, инструменты эстрадного оркестра, музыкальный фольклор (вокальное и инструментальное исполнительство)) — обязательными являются [8] следующие навыки и умения: навыки чтения с листа, первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений, знания музыкальной грамоты, сформированность вокально-интонационных навыков ладового чувства, навыки вокального исполнения муз. текста, в том числе путем индивидуального сольфеджирования, пения с листа, навыки записи муз. текста по слуху, первичные навыки и умения по сочинению муз. текста, сформированный звуковысотный муз. слух и память, чувство лада и метроритма, теоретические знания профессиональной муз. терминологии, умение сольфеджировать одноголосные и двухголосные муз. примеры, умения импровизировать на заданные муз. темы или ритмические построения.

Срок обучения в соответствии с новыми ФГТ составляет 8 лет, возможен дополнительный девятый год (с сокращением на 1 неделю 8 класса, с 40 недельным 9 классом).

Итоговая аттестация по рассматриваемой дисциплине «сольфеджио» проводится в виде экзамена, наряду с дисциплинами «Музыкальная литература», «Специальность».

Технические и материальные условия по ФГТ по обозначенным специальностям для дисциплины «сольфеджио»: фортепиано, наглядные пособия, звукотехническое оборудование (проигрыватель, колонки), доска (без указания ее характеристик, курсив автора, т. е. исходя из возможностей учреждения возможно — интерактивная, совместно с проектором).

Образовательную сферу культуры и искусства Челябинской области представляют 133 детские школы искусств, 2 средних специальных учебных заведения, 2 областных и 1 федеральный вузы.

Сеть ДШИ г. Челябинска, подведомственных Управлению культуры, стабильна и представляет 14 учреждений, в которых реализуются образовательные программы различных видов искусства — музыкального, хореографического, изобразительного, театрального. Из них: бюджетных муниципальных учреждений — 13, автономных учреждений — 1.

Правовая база для деятельности ДШИ в Челябинской области в настоящее время базируется на:

-                   Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013;

-                   Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

-                   Федеральной целевой программе 2012–2018 г «Культура России» в области муз. образования (на примере показателей деятельности дополнительного художественного образования);

-                   Областной целевой программе «Оснащение музыкальными инструментами и сопутствующим оборудованием образовательных учреждений культуры и искусства Челябинской области на 2013–2015 годы» (показатель учреждений дополнительного художественного образования);

-                   Муниципальной программе развития и содержания муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детей «Детские школы искусств» города Челябинска на 2013–2016 годы;

-                   Муниципальной программе развития и содержания муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детей «Детские школы искусств» города Челябинска на 2013–2016 годы (Утверждена распоряжением Администрации города от 26.12.2013 № 8131);

-                   Законе Челябинской области от 28.10.2004 N 296-ЗО «О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области»;

-                   Положение о деятельности в сфере культуры на территории города Челябинска. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/802043145 Дата обращения: 22.04.15

Так, насущными приоритетными направлениями развития в ДШИ [9] (в свете темы нашей работы) выступают:

-                   дальнейшее оснащение материально-технической базы школ современными ИКТ для активного применения в образовательном процессе;

-                   расширение интерактивных средств обучения и применение их в образовательном процессе, оснащение интерактивными досками (в соответствии с докладом начальника управления культуры — планируемый показатель не менее 50 % школ искусств);

В данной работы мы обратимся к рассмотрению форм работы дисциплины «Сольфеджио» в связи с соответствующими им мультимедийными ресурсами.

Цель [3, c.9], [5].

Форма работы

Мультимедийные ресурсы

чистая интонация

чтение с листа, сольфеджирование (вокально-интонационные одноголосные и двухголосные муз. примеры)

1. Определение нот в разных регистрах (большой, малой, первой и второй октавах) и различных ключах (скрипичном и басовом). Доступны 2 режима: как соотношение клавиш фортепиано изображением на нотном стане и наоборот.

1.                   Флеш-игра «Угадай ноты» (требование — интерактивная доска или ПК). Ссылка (дата обращения 22.04.15): http://flashtop.com.ua/flashgame_4878_ugaday-noti.html

2.                   Альтернативная флеш-игра «Изучаем названия гот» (Задействованы: скрипичный, альтовый басовый ключи; подсчитываются верные и ложны ответы, выбор осуществляется через соотношение лишь изображения с клавишами фортепиано, без возможности обратного соотношения). Ссылка (дата обращения 22.04.15): http://www.musstudent.ru/biblio/102-program/374-izuchaem-nazvaniya-not-flesh-igra.html

2. Альтернативное чтение с листа печатных учебников- чтение нот с помощью примеров, набранных в нотных редакторах с функцией проигрывания записанного. Преподавателю необходимо предварительно набрать нужные муз. номера при помощи используемых редакторов и передать файлы учащимся.

Цель — не повторение услышанного, а самоконтроль учащегося. Прослушивание лишь после исполнения, или при трудностях с выдерживанием интонации (съезжания: понижение или повышения). Пример — редактор «Overture». Ссылка на демоверсию 22.04.15): http://www.obnovisoft1.ru/geniesoft-overture

понимание закономерностей формы и средств выразительности

основы анализа муз. произведений

Использование презентаций, предварительно подготовленных преподавателем по темам «муз. анализа». Возможно обратиться и к ресурсам сайта ЕКЦОР Ссылка (дата обращения 22.04.15):http://school-collection.edu.ru/catalog/

Тематика: период (в т. ч. тренажер на определение периодов повторного и неповторного строения — ссылка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3a5357b-232f-4ba8–9163–77d157cfeb34/period_samoocenka.html); рондо (тренажер на составление буквенной схемы рондо — http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/25a62afe-8bb3–46d9-be59–2af928015f4f/rondo_samoocenka.html), «Детский альбом» и «Времена года» П..И. Чайковского,

звуковысотный муз. слух (мелодический и гармонический) и память, чувство лада и метроритма

запись муз.текста или ритма по слуху [4, c.5–24], музыкальный или ритмический диктанты

1. Определение последовательностей звуков на слух от простейшей (три ноты, где первая нота «до») до любой последовательности нот — в качестве тренировки слуха, памяти и подготовки к муз. диктанту.. Флеш-игра «Угадай какие ноты Music Games» Ссылка (дата обращения: 22.04.15): http://flashmusicgames.com/rus/learning-note_practice3.html

2. Альтернативная форма к живому исполнению диктанта преподавателем — аудио-диктанты к издающимся новым сборникам диктантов. Можно создавать свои аудио-диски с диктантами или использовать готовые.

Например: ссылка на архив нотных сборников диктантов (дата обращения 22.04.15)- https://cloud.mail.ru/3AD35B2081EB4C30808EE0AFE37A4FF7

Пример аудио-диктантов: Вахромеева Т. Муз.диктанты с (уровень 1–4 классы) [Ноты]/ Т. Вахромеева. — М.: Музыка, 2009. + СD Mp3.

3. Игры «Мелодические интервалы», «Гамонические интервалы», «Классические аккорды» компании «Вирартек». Ресурс (дат обращения 22.04.15): http://virartech.ru/games/

4. Ресурс для уровня учащихся 1–2 классов — игра на определение ритмоформул на слух компании «Вирартек». Игра доступна как в демоверсии так и на лицензионном диске, заказываемом через этот же сайт.

Ссылка демоверсии (дата обращения 22.04.15): http://virartech.ru/games/08-rhythmic-dictation44

музыкальная грамотность

изучение профессиональной муз. терминологии, обозначений, теории

1.                   1. Решение интерактивного теста с помощью интерактивной доски или (в идеальном варианте — на индивидуальных ПК).

2.                   Тест создается преподавателем с необходимыми параметрами: количеством вопросов, вариантов ответов, баллов. Ссылка на тест сохраняется для личного пользования. Ссылка (дата обращения: 22.04.15) на примерный ресурс (демонстративный тест для учащихся 3 класса, созданный автором статьи, включает 14 вопросов):

http://www.banktestov.ru/test/?id=31398

Создать тест возможно, например, на сайте banktestov или с помощью программки «Hot Potatoes».

2. Ресурс для уровня учащихся 1 классов — игра на определение обозначений муз. символов компании «Вирартек» (тактовая черта, длительности, паузы). Доступ: http://virartech.ru/games/05-musical-symbols

творчество, логика

импровизация на заданные муз. темы или ритмические построения, сочинение муз. текста [6, с. 134–196].

Для сочинения подойдет как нотный редактор, в наборе которого есть функция прослушивания, так и программки автоаккомпанемента — для создания основы к вокальному исполнению произведения (пример тому — простенькая программка «Band-in-a Box»).

Во втором случае придется все же поработать с мелодией отдельно (письменно на бумаге и спеть самостоятельно/ в нотном редакторе/ или с помощью миди клавиатуры сыграть и записать трек/ или при помощи микрофона записать пропеваемый завук).

Соединить мелодию и аккомпанемент возможно в программке «Sonar», обработать звук по качеству — в программке «Sound Forge».

Изменить тембры заданной темы поможет синтезатор с функцией переключения «инструментов», или программки обработки звука, например уже указанная «Sonar» или нотный редактор.

 

Обозначенные ресурсы используются автором статьи в практике на базе МБУ ДОД «ДШИ № 9» г. Челябинска. Отчетная методическая работа автором была осуществлена в виде методического сообщения (03 марта 2015 г. для преподавателей теоретического отделения ДШИ № 9) с элементами практического показа (при участии учащихся 3 классов специальностей «инструментальное исполнительство»).

 

Литература:

 

1.    Давыдова, Е. В. Методика преподавания сольфеджио: пособ. для учащихся муз. вузов [Текст] / Е. В. Давыдова. — М.: Музыка, 1986. — 160 с.

2.    Картавцева, М. Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио [Текст] / М. Т. Картавцева // В помощь педагогу музыканту. — М.: Музыка, 1987. — 72 с.

3.    Островский, А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио: пособ. для педагогов [Текст] / А. Л. Островский. — Л.: Музыка, 1970. — 297 с.

4.    Сиротина, Т. Ритмическая азбука [Текст]: учеб.-метод. пособ. для 1–4 классов ДМШ/ Т. Сиротина. — М.: Музыка, 2007. — 96 с., нот.

5.    Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. N 161–166; от 09 августа 2012 г. N 854).

6.    Шатковский, Г. И. Развитие музыкального слуха [Текст]: метод. разраб./ Г. И. Шатковский. — М.: Амрита, 2010. — 208 с., нот.

7.    Нормативное правовое регулирование образовательных учреждений культуры и искусства ФГТ на сайте министерства культура Режим доступа: http://doc.msk.muzkult.ru/fgt/ Дата обращения: 30.04.2015

8.    Выборка навыков и умений из полного текста ФГТ произведена автором с учетом форм и задач дисциплины «Сольфеджио».

9.    Доклад Начальника Управления по «Развитию и содержанию муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детей «Детские школы искусств» города Челябинска» Режим доступа: upr-kult.eps74.ru/Storage/File/.../src/.../доклад %20на %20комиссии.dос Дата обращения: 22.04.2015

Основные термины (генерируются автоматически): Челябинская область, дата, нотный редактор, обращение, ссылка, дополнительное художественное образование, интерактивная доска, Муниципальная программа развития, образовательный процесс, Российская Федерация.

Похожие статьи

Роль мультимедийных образовательных технологий в воспитании музыкальной культуры учащихся (на примере предметов музыкально-исторического цикла в ДШИ)

Воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения является приоритетной задачей музыкального образования. В статье автор раскрывает роль, возможности мультимедийных образовательных технологий на предметах музыкально-исторического цикла в ДШИ.

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Барочная вокальная музыка в современном исполнительском искусстве Беларуси: образовательно-педагогический аспект изучения

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в части обучения вокальному исполнительству музыки эпохи барокко в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки». Представлена система научно-методического ...

Развитие творческой индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии

В статье автор представляет материалы из опыта работы со слабослышащими детьми в вокальной студии «Родничок».

Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на духовом инструменте венова

Статья посвящена проблеме развития эмоционального интеллекта в рамках дополнительного образования в классе духовых инструментов на основе освоения материалов на новом музыкальном инструменте венова. Были выявлены факторы развития эмоционального интел...

К вопросу об истории христианской музыки в рамках преподавания дисциплин ОРКСЭ

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Проблема организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в школьном курсе «Информатика и ИКТ»

В работе представлены основные проблемы организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» и способы их решения.

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Историческое комментирование на уроках русского языка как способ познавательной деятельности

Статья посвящена одному из методов педагогики — историческому комментированию. Материал дает характеристику и рекомендации ко введению данного метода в практическое использование. В статье представлены цитаты ведущих психологов, педагогов, подкрепл...

Похожие статьи

Роль мультимедийных образовательных технологий в воспитании музыкальной культуры учащихся (на примере предметов музыкально-исторического цикла в ДШИ)

Воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения является приоритетной задачей музыкального образования. В статье автор раскрывает роль, возможности мультимедийных образовательных технологий на предметах музыкально-исторического цикла в ДШИ.

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Барочная вокальная музыка в современном исполнительском искусстве Беларуси: образовательно-педагогический аспект изучения

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в части обучения вокальному исполнительству музыки эпохи барокко в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки». Представлена система научно-методического ...

Развитие творческой индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии

В статье автор представляет материалы из опыта работы со слабослышащими детьми в вокальной студии «Родничок».

Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на духовом инструменте венова

Статья посвящена проблеме развития эмоционального интеллекта в рамках дополнительного образования в классе духовых инструментов на основе освоения материалов на новом музыкальном инструменте венова. Были выявлены факторы развития эмоционального интел...

К вопросу об истории христианской музыки в рамках преподавания дисциплин ОРКСЭ

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Проблема организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в школьном курсе «Информатика и ИКТ»

В работе представлены основные проблемы организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» и способы их решения.

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Историческое комментирование на уроках русского языка как способ познавательной деятельности

Статья посвящена одному из методов педагогики — историческому комментированию. Материал дает характеристику и рекомендации ко введению данного метода в практическое использование. В статье представлены цитаты ведущих психологов, педагогов, подкрепл...