Практическое сольфеджио в детской музыкальной школе: методическая разработка
Автор: Игнатова Мария Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 7191 раз
Библиографическое описание:
Игнатова, М. А. Практическое сольфеджио в детской музыкальной школе: методическая разработка / М. А. Игнатова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4071/ (дата обращения: 30.10.2024).
Вступление. Предмет сольфеджио в детской музыкальной школе всегда считался одним из самых сложных и мало кому интересных. Думается, что в большей степени это предопределено именно тем, что преподаваемый на уроках сольфеджио учебный материал не выводится в конечном итоге в какую-либо конкретную практическую плоскость. А ведь общеизвестным является тот важный факт, что детское познание опирается именно на активную практику — стремление действовать, создавать, конструировать, творить.
В данной методической разработке мы предлагаем некоторые конкретные практические задания, принцип подачи которых поможет интересно и эффективно освоить учебный материал курса сольфеджио. Необычный принцип подачи учебного материала заключается в том, что все хорошо известные традиционные формы работы, применяемые на уроках сольфеджио, опираются на технические достижения в области современного музыкального инструментария. Речь идет об эффективном использовании возможностей цифрового пианино[1].
Основная часть или некоторые задания практического сольфеджио.
1. Практическое освоение теоретического материала с позиции “знаю-действую”.
В качестве иллюстративного примера данного раздела мы взяли тему “Квинтовый круг диезных и бемольных тональностей”. Данный теоретический материал изучается во всех классах музыкальной школы по принципу “от простого материала к материалу сложному”. Как показывает моя педагогическая практика, отсутствие навыка выполнения практических заданий в освоении этой важной базовой темы приводит к наличию лишь “видимости” знаний.
Мы предлагаем следующее практическое задание для эффективного освоения данной темы. В память цифрового пианино записываем аккомпанемент для исполнения, например, всех мажорных диезных гамм — с одним знаком, далее с двумя, далее с тремя и. т.д. Партия сопровождения ко всем гаммам, следующим одна за другой, должна звучать как единое целое — без перерывов. Начало каждой следующей гаммы должно быть подчеркнуто. Аккомпанемент должен быть интересен в плане выбора фактуры и красиво звучать. Можно его выполнить (импровизировать), например, в джазовом стиле. Это необходимо для того, чтобы дети были увлечены музыкой и хотели играть.
После того, как аккомпанемент записан, необходимо установить на цифровом пианино какой-либо тембр[2] (например, скрипку или вибрафон). Далее детям предлагается играть и петь обычные звукоряды диезных мажорных гамм по квинтовому кругу на фоне звучащего аккомпанемента. В процессе игры, когда учащиеся ошибаются и не играют, например, нужные ключевые знаки, они сразу же слышат свои ошибки, поскольку фальшивые ноты резко диссонируют со звучащим аккомпанементом. В этом случае (в отличие от сольфеджирования[3] гамм) дети стараются быстро исправить допущенные неточности.
В процессе выполнения этого простого и увлекательного упражнения быстро запоминаются и порядок появления диезов, и звукоряды гамм. Аналогичные упражнения мы выполняем с бемольными мажорными гаммами, а далее — с минорными. С помощью этого упражнения можно достаточно эффективно освоить и три вида минорных гамм. Универсальность этого задания состоит в том, что его можно применять, варьируя в зависимости от конкретной ситуации, во всех классах музыкальной школы.
2. Практические задания, направленные на формирование звуковысотного, ладового и гармонического слуха.
В качестве эффективного упражнения, направленного на развитие звуковысотного и ладового слуха мы предлагаем использовать на уроках сольфеджио следующее. В память цифрового пианино записывается, после предварительной тональной настройки, последовательность звуков в определенной тональности. Для начала[4] мы берем несложные мелодические обороты, в основе которых — поступенное восходящее или нисходящее движение, далее — движение по звукам тонического трезвучия и скачок на тонику. Далее, соответственно, это задание будет постепенно усложняться. После прослушивания записанной мелодической линии детям предлагается ее сыграть и спеть (повторить). Играть можно как на фоне звучащего оригинала (одновременно с ним), так и после его звучания (исполнив “эхо”). Выполняя это задание, мы стараемся добиваться звуковысотной и ладовой точности. Ошибки, допускаемые в процессе выполнения этого задания, всегда подробно анализируются.
Аналогичные упражнения мы применяем и для слухового освоения созвучий — интервалов[5] и аккордов[6], причем как в мелодическом, так и в гармоническом звучании. Звучание интервалов и аккордов записывается в память цифрового пианино, далее — прослушивается, пропевается, определяется на слух, далее — исполняется от определенного звука. Возможности цифрового фортепиано позволяют чередовать как тембры, применяемые для записи, так и регистры, в которых звучат интервалы и аккорды.
Универсальность приведенных выше упражнений состоит в том, что они применимы практически во всех классах музыкальной школы и могут варьироваться по принципу постепенного усложнения.
3. Практическое освоение темы “Метроритмическая организация музыкального языка”.
Для практического освоения такой объемной и важной области организации музыки, как “Метроритм”, цифровое фортепиано также имеет свои преимущества. Одним из таких преимуществ, особенно, на начальном этапе нашей работы, является встроенный метроном. С его помощью мы объясняем все основные понятия: пульс, доли, размер и его виды, такт, темп, ритм, длительности нот.
В качестве эффективных практических упражнений на начальном этапе обучения мы применяем ходьбу под метроном шагами, равными разным длительностям, игру или пение под метроном звуков, равных разным длительностям, определяем на слух размер по сильной доле метронома. Следующий этап — чтение (прохлопывание) ритмических рисунков в разных размерах под метроном, затем — запись по слуху ритмического рисунка прозвучавшей под метроном мелодии. Далее — сочинение ритмического рисунка, его запись и прохлопывание под метроном. На этом этапе важно следить за тем, чтобы дети понимали и слышали сильную долю как некий “устой”, “опору”, а слабые доли воспринимали как “движение” к “устою”, “опоре”.
При записи ритмических рисунков необходимо следить за графической точностью — ритмический рисунок должен записываться параллельно с записью пульса. Пульс должен быть записан точно в том месте, где он звучит. Сильная доля отмечается акцентом. Например, при записи ритмического рисунка четверть с точкой и восьмая в размере 2/4 первый удар пульса (сильная доля) записывается вертикальной чертой под четвертью с точкой, а второй удар (слабая доля) — между четвертью с точкой и восьмой. Если в размере 2/4 нужно записать ритмический рисунок из четырех восьмых, графика должна быть следующая — на первый удар пульса приходятся две восьмые, на второй — тоже две. Первая и третья восьмые должны совпадать с графическим изображением пульса и находиться точно над ним. Таким образом, графика записи должна математически точно отражать само звучание.
В средних и старших классах эффективно отрабатывать под метроном различные ритмические группы: синкопу, триоль, пунктирный ритм, в особенности, в сочетании с другими ритмическими рисунками. При этом можно использовать тот же порядок действий, что и на начальном этапе — чтение под метроном, запись по слуху ритмического рисунка, сочинение своего ритмического рисунка с учетом изученных ритмических групп с его исполнением — проигрыванием или прохлопыванием.
Следует отметить, что существенное преимущество работы над метроритмом под метроном обусловлено, прежде всего, тем, что все свои ошибки и неточности дети слышат сами и сразу. Например, когда ускоряется или замедляется темп, не выдерживаются длительности или есть несовпадение долей с ритмическим рисунком. В заключении хочется сказать, что систематическая работа в обозначенном выше направлении приводит к ожидаемым результатам — наличию выработанного прочного навыка чтения с листа и умению грамотно и осмысленно записывать услышанное.
4. Подбор мелодий по слуху.
Для формирования у детей прочного навыка подбора мелодий по слуху мы предлагаем следующее интересное и увлекательное задание. В память цифрового пианино записывается несложная мелодия. Для начала мы записываем ее в первой октаве с применением тембра фортепиано. Мелодия должна быть по началу простой и не слишком длинной. Детям предлагается прослушать ее несколько раз, подобрать и сыграть одновременно со звучащим оригиналом. Когда мы выполняем это задание впервые, важно правильно направить детей — сразу подобрать мелодию им сложно, поэтому сначала дается задание найти по слуху тонику и определить лад. После этого мы играем звукоряд тональности, анализируем начало мелодии по тональной настройке, далее — подбираем, применяя полученные ранее знания (движение поступенное вверх или вниз, движение по тоническому трезвучию вверх или вниз, скачок и его особенности).
В средних и старших классах такие задания выполняются уже без педагога — в память цифрового пианино записывается мелодия, дети ее могут слушать (воспроизводить) столько, сколько потребуется. Их задача — тонально точно подобрать услышанную мелодию и суметь грамотно записать ее.
5. Гармонизация мелодий.
Работа в этом направлении является следующим этапом предыдущих практических заданий — подбора мелодий по слуху. Данный вид работы также достаточно традиционен и имеет, как правило, следующую схему. Сначала анализируется сама мелодия на предмет определения тональности и нахождения в ней изученных аккордов (трезвучий главных ступеней лада, доминантсептаккорда и др.). Преимущество же цифрового пианино при выполнении этого задания заключается в том, что мелодию можно записать, а аккорды играть на фоне ее воспроизведения другим тембром, например, используя для этого скрипку. В этом случае достаточно эффективно формируется умение слышать моменты смены гармонии. Если же берется неверный аккорд, диссонирующий с мелодией, это так же дети сразу же слышат и стараются исправить неточности.
При выполнении таких заданий эффективно практически осваиваются темы “обращения трезвучий главных ступеней лада” и “обращения доминантсептаккорда”. Данный материал объясняется с позиций плавного движения голосов при соединении аккордов в аккомпанементе. Если при соединении аккордов голоса резко “скачут”, такая гармоническая последовательность звучит намного хуже, что опять-таки ясно слышно при исполнении вариантов аккомпанемента на цифровом пианино, в особенности в исполнении плавным певучим тембром органа или скрипки.
6. Сочинение и аранжировка мелодий.
Работа в этом направлении является следующим этапом предыдущих практических заданий — подбора мелодий по слуху и гармонизации мелодии. Суть данного практического задания состоит в том, что к записанной в память цифрового пианино мелодии с аккомпанементом сочиняются дополнительные подголоски. Сначала это могут быть просто длительно звучащие звуки в виде педалей, исполняемые другим тембром и входящие в состав аккорда, звучащего одновременно с ними в аккомпанементе. Так конструируется основа, “каркас” нового подголоска. Далее, при более длительной работе за инструментом, из него постепенно формируется, за счет интонационного и ритмического усложнения, выразительная мелодическая линия. Вся созданная композиция записывается на трех строчках — мелодия, подголосок, гармоническое сопровождение.
Задания по сочинению могут быть самыми разнообразными — это и сочинение мелодии на заданный записанный в память цифрового пианино аккомпанемент, и досочинение записанного мелодического фрагмента. Можно сочинить второй голос к записанной мелодии, трехголосное построение. Выполненные сочинения можно записать и прослушать, а также аранжировать, используя разные тембры. Все эти задания не только способствуют творческому развитию, но и способствуют формированию восприятия музыки как целостного явления, органично объединяющего все его основные составляющие — ладово-тональную организацию, метроритмическую организацию, гармонию.
Заключение. Возможности цифрового фортепиано в плане применения их на уроках сольфеджио, конечно же, не ограничиваются приведенными выше практическими заданиями. В этом плане все мы находимся лишь в начале нового и увлекательного пути. Очевидно одно — применять цифровое фортепиано можно и нужно, учитывая, в том числе и тот важный момент, что этот музыкальный инструмент обладает безупречным точным строем и не нуждается в постоянной настройке.
Определенные сложности с выполнением предлагаемых заданий могут возникнуть в группах с большой наполняемостью[7], однако новые предпрофессиональные программы, которые будут введены в ДМШ с 1 сентября 2013 года, предполагают решение этой проблемы.
Литература:
1. Баренбойм, Л. А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Л. А. Баренбойм. — Л.: Музыка, 1970. — 160 с.
2. Баева, Н. Д. Задания по сольфеджио 1 класс, к сольфеджио для 1–2 кл. ДМШ / Н. Д. Баева, Т. А. Зебряк. — СПб.: Кифара 2009. — 45 с.
3. Боровик, Т. А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио / Т. А. Боровик. — М.: Классика XXI, 2006. — 66 с.
4. Бритва, Н. А. Пособие по теории музыки и сольфеджио / Н. А. Бритва. — Тюмень, 1997. — 69 с.
5. Калинина, Г. Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1кл. / Г. Ф. Калинина. — М., 2000. — 35 с.
6. Лёхина, Л. Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких: Учебно — игровое пособие /Л. Н. Лёхина. — М., 2010. — 21 с.
7. Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы /Сост. Г. Ф. Калинина. — М., 2005. — 31 с.
8. Музыкальные занимательные диктанты для 4–7 классов /Сост. Г. Ф. Калинина. — М., 2012. — 32 с.
9. Середа, В. П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы: Учебно-методическое пособие / В. П. Середа. — М.: Классика XXI, 2011. — 196 с.
10. Хрестоматия русской народной песни. Для учащихся 1–7 классов / Сост. Л. А. Меканина. — М.: Музыка, 1991. — 112 с.
11. Бергер, Н.А. Сначала — РИТМ. Ребенок играя творит музыку: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, отделений педагогической практики музыкальных училищ и консерваторий / Н. А. Бергер. — СПб.: Композитор, 2008. — 72 с.
12. Кофанов, А. Н. Сочинение музыки: пособие для начинающих композиторов / А. Н. Кофанов. — СПб: Композитор, 2007. — 156 с.
13. Лихачев, Ю. Я. Авторская школа. Современная методика обучения детей музыке / Ю. Я. Лихачёв. — СПб: Композитор, 2012. — 88 с.
14. Ошуркова, Т. Б. Интервалы — это просто: Учебно-методическое пособие по сольфеджио / Т. Б. Ошуркова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 53 с.
15. Пилипенко, Л. В. Ритм для самых маленьких: методическая разработка / Л. В. Пилипенко. — СПб: Композитор, 2013. — 32 с.
[1] В нашей работе мы применяем цифровое фортепиано CELVIANO AP-400.
[2] Это делается для того, чтобы аккомпанемент и сольная партия не сливались и дети легко могли контролировать слухом свою игру.
[3] Довольно часто на уроках сольфеджио можно наблюдать такую картину: сольфеджируется гамма, не называются или вообще забываются нужные знаки и при этом ошибки детьми даже не замечаются.
[4] Эти задания целесообразно выполнять с 1 класса.
[5] Эти задания целесообразно выполнять со 2 класса.
[6] Эти задания целесообразно выполнять с 3 класса.
[7] Хотя и этот вариант учтен производителями цифрового фортепиано – в нем есть специальная функция “Дуэт”, с помощью которой клавиатура инструмента разделяется на 2 одинаковые по звуковому составу части (в эти две части входят звуки малой, первой, второй и частично третьей октав).