Особенности использования на уроке проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 06.06.2015

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Емельянова, И. А. Особенности использования на уроке проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников / И. А. Емельянова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8121/ (дата обращения: 27.10.2024).

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте — будь это система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, система Л. В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования. Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Педагогическое мастерство учителя в современных условиях при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Каким образом на уроках можно применять технологию развивающего обучения? Таких путей несколько: нетрадиционные по форме и тематике уроки, использование на уроках межпредметных связей (бинарные, или интегрированные, уроки), работа на уроке с нестандартными (проблемными) ситуациями, вопросами и заданиями,

Хочется поделиться с коллегами некоторыми своими педагогическими находками.

Тема «Написание заглавной буквы Ц».

Цель: формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания срочной буквы ц в ходе индивидуальной, парной, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.

Планируемые результаты деятельности:

Предметные (ПР): — писать заглавную букву Ц;

-        употреблять букву ц для написания сочетаний и слов.

Личностные (ЛР): самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения)

-        смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво заглавную букву Ц).

Метапредметные (МПР):

П — ориентироваться в учебной тетради: находить нужные страницы к теме урока, страницы с образцом письма букв под счёт, «ключ» к конструированию письменных букв; ориентироваться на странице темы урока: видеть рабочую строку, точку начала письма, находить задание

-        осуществлять анализ буквы, выделение элементов;

-        осуществлять сравнение букв, находить общие элементы;

-        использовать знаково-символические модели (выбирать необходимые элементы буквы ц)

Р- принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством учителя с опорой на интригу (Учебная задача — научиться красиво и правильно писать букву ц);

-        планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

-        работать по алгоритму написания буквы, списывания слов и предложений с буквой ц;

-        осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.

К -строить понятные высказывания;

-        взаимодействовать в паре, группе: распределять работу, выполнять свою часть работы, выполнять взаимоконтроль, взаимооценку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тетрадь по письму. 1 класс. Ч. 4 карточки с заданиями для работы в парах; презентация к уроку.

Сценарий урока

1.Оргмомент. Самоопределение к деятельности и мотивация.

Заливистый школьный звонок.

Позвал 1 А на урок.

Будьте внимательны,

А еще старательны.

—А для чего нужно быть старательными и внимательными учениками на уроке?

Звучит песня. «В гостях у сказки»

— Ребята, вы любите сказки?

— Я приглашаю вас в сказку. Вы хотите попасть в сказочную страну? Для этого вам нужно найти волшебный предмет, который перенесет нас в сказку. Надо правильно выполнить задание.

2.Актуализация знаний.

1.      Правила посадки.

2.      Игра «Найди букву» (работа в паре)

—Вспомните, с написанием какой буквы мы познакомились на прошлом уроке. Какой звук обозначает? Найдите эту букву и раскрасьте. Что у вас получилось?

Ночь придет, и в поднебесье звезд закружит хоровод.

Этот волшебный цветок в Лукоморье нас с тобою приведет!

Там на острове чудесном расписные терема.

Изумрудные орешки белка сыплет в закрома!

В этих сказках непременно происходят чудеса.

—Посмотрите: Куда мы попали? Кто нас встречает?

Царь Салтан готов показать нам с вами чудеса своего государства, если вы правильно будете выполнять его задания. Согласны?

3.      Постановка проблемного вопроса. Первое задание.

Запишите предложение письменными буквами.

—Почему не можете?

4.      Целеполагание. Формулировка темы и цели.

5. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

А) Наблюдение.

У: Что мы должны сделать, чтобы научиться писать эти буквы?

Понаблюдать.

(работа в Прописи)

Ц И

У: Сравним заглавную Ц и И.

Д: Ответы детей после наблюдения.

Б). Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

У: А сейчас назовите общий элемент. Для этого нам нужно вспомнить правила письма. (Дети хором говорят четверостишье).

в) Объяснение учителем поэлементного написания буквы Ц.

Написание учащимися этой буквы в воздухе с комментированием.

Письмо строчной буквы в прописях. (Самостоятельная работа)

У: Помогите другу найти самую красивую букву и обведите ее овалом.

Дети проводят самоанализ.

г) Запись сочетаний с буквой Ц.

Молодцы, ребята, вот и первое чудо Белка.

6. Физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

— Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево — вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

— Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

7. Запись предложения (с.р)

Царь Салтан гостей сажает.

Назовите родственные слова к слову царь.

—Царь, царство, царственный

Работа в прописи.

А вот и второе чудо:

В чешуе как жар горя 33 богатыря.

8. Физкультминутка для глаз.

9. Работа со стихотворением.

-Ребята, а кто помнит как начинается сказка.

—Дополните первую и четвертую строчки. Самопроверка по эталону на экране.

9. Итог урока.

Ребята, заканчивается наше путешествие по сказке. Закройте глаза и вы оказались в классе.

Подходит к концу наш урок. Чему мы должны были научиться?

У: Писать букву ц, слова и предложения с ней.

— Посмотрите в свою тетрадь, все ли у тебя получилось, а у твоего соседа? (правильность написания букв)

Рефлексия. Оценка работы.

Читайте сказки, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

Читайте всегда –

Вот вам подсказка,

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки!

Основные термины (генерируются автоматически): буква, сказка, урок, заглавная буква Ц, задание, Раз, руководство учителя, Самостоятельная работа, Учебная задача, ценностное отношение.

Похожие статьи

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Особенности методической подготовки бакалавров к организации самостоятельной работы учащихся в школе при изучении курса ОБЖ

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе

Способы активизации устной речи учащихся на уроке иностранного языка

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности методической подготовки учителей начальной школы в области изучения величин на уроках математики

Особенности развития познавательной активности студентов в условиях полиязычного образования

Похожие статьи

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Особенности методической подготовки бакалавров к организации самостоятельной работы учащихся в школе при изучении курса ОБЖ

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе

Способы активизации устной речи учащихся на уроке иностранного языка

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности методической подготовки учителей начальной школы в области изучения величин на уроках математики

Особенности развития познавательной активности студентов в условиях полиязычного образования