Духовно-нравственное воспитание дошкольников на современном этапе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 11.05.2015

Статья просмотрена: 682 раза

Библиографическое описание:

Шорстова В. Ф. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на современном этапе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 85-86. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8026/ (дата обращения: 20.09.2018).

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности [2]. Воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: СМИ, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Но материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколения. Это очень опасно — лишить ребенка исторической памяти. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример [5].

Воспитание и обучение предполагает широкое использование духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Поэтому обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Воспитательный процесс в детском саду необходимо строить на основе русской культурной традиции, которая предполагает:

-          целостное восприятие мира,

-          воспитание всесторонне и гармонично развитой личности,

-          духовно-нравственное воспитание, как основа деятельности и саморазвивающейся личности,

-          формирование такого коллектива, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом,

-          взаимодействие, основанное на диалоге старших и младших детей, детей и взрослых (педагогов и родителей),

-          развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.

Духовно-нравственное воспитание воспринимается как средство коррекции развития и поведения, средство возрождения традиций православного семейного воспитания и уклада семьи через православные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Благовещение, Пасху. Благодаря этому дети накапливают знания о различных церковных праздниках, о народных традициях. Чтобы праздник удался очень важно провести предварительную подготовку, во время которой детям подробно рассказывают о том, чему посвящен праздник, как он проводился в старину, что означают отдельные обряды. Все это позволяет детям сознательно относиться к восприятию праздника [4]. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки, встречи со священниками. В праздниках необходимо и очень важно участие родителей. Они помогают шить детям костюмы, накрывают столы для совместной трапезы. Хорошо привлекать к участию в праздниках бабушек и дедушек дошкольников.

Красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание и находят отклик. Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах. Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания [3]. Необходимо содействовать сохранению духовного здоровья детей, знакомя их с основами православной культуры. Способствовать обновлению содержания общего социально-гуманитарного образования, направленного на преодоление последствий отказа от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Важно принимать во внимание, что со временем нравственные представления детей изменяются от нравственного реализма, характеризующегося твердым и непоколебимым разделением всех поступков на две категории: хорошее и плохое, к нравственному релятивизму, основанному на понимании, что все заслуживают уважительного к себе отношения и в каждом поступке можно найти его нравственное обоснование. Реалист полагает, что нравственные законы незыблемы, едины для всех и не терпят исключений. При переходе к нравственному релятивизму дети начинают судить о нравственной стороне поступков по их последствиям, и поступок все равно будет плохим, даже если он совершен из самых лучших побуждений. Вместе с тем, давая нравственную оценку поступку, даже если он привел к плачевным результатам, дети уже могут принимать в расчет намерения совершившего такое действие человека. [1]

Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — так же в дошкольном возрасте — с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

 

Литература:

 

1.      Архангельский, Л. М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания / Л. М. Архангельский — М.: Знание, 1983.

2.      Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова — М.: Просвещение, 1989.

3.      Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л. Ф. Островская — М.: Просвещение, 1987.

4.      Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова — М., 1997.

5.      Султанова, Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5,6 — с. 6.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, детский сад, воспитание, нравственный релятивизм, окружающий мир, праздник.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного...

ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, детский сад, воспитание, нравственный релятивизм, окружающий мир, праздник. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей... Духовно-нравственное воспитание детей...

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей...

ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, детский сад, воспитание, нравственный релятивизм, окружающий мир, праздник.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду. Автор: Демина Галина Дмитриевна.

Поэтому, так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

нравственное воспитание, дошкольный возраст, ребенок, детский сад, моральный смысл, норма, совместная деятельность, социально-нравственное воспитание. Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Авторы: Геленда Наталья Олеговна, Иванова Татьяна Федоровна, Кравченко Надежда Николаевна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Похожие статьи. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Экологические праздники как средство формирования...

ребенок, праздник, детский сад, природа, экологическое воспитание, народное искусство, дошкольный возраст, народная педагогика, народная культура, гуманное отношение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного...

ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, детский сад, воспитание, нравственный релятивизм, окружающий мир, праздник. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей... Духовно-нравственное воспитание детей...

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей...

ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, детский сад, воспитание, нравственный релятивизм, окружающий мир, праздник.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду. Автор: Демина Галина Дмитриевна.

Поэтому, так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

нравственное воспитание, дошкольный возраст, ребенок, детский сад, моральный смысл, норма, совместная деятельность, социально-нравственное воспитание. Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Авторы: Геленда Наталья Олеговна, Иванова Татьяна Федоровна, Кравченко Надежда Николаевна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Похожие статьи. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Экологические праздники как средство формирования...

ребенок, праздник, детский сад, природа, экологическое воспитание, народное искусство, дошкольный возраст, народная педагогика, народная культура, гуманное отношение.

Задать вопрос