Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование дистанционных образовательных технологий на уроках математики

5. Педагогика общеобразовательной школы
14.04.2015
1472
Поделиться
Библиографическое описание
Веревкина, А. А. Использование дистанционных образовательных технологий на уроках математики / А. А. Веревкина, Н. В. Еремина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7887/.

В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Основной формой реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий является on-line урок. Проведение таких уроков осуществляется с помощью электронных средств связи (Skype) и средств образовательного ресурса, созданного на основе системы дистанционного обучения Moodle (среда, предназначенная для создания дистанционных курсов), который представляет собой комплект дидактических материалов к уроку.

Содержание образовательного ресурса предметной области «Математика» представлено электронными курсами.

Каждый курс состоит из количества дидактических единиц, соответствующих программному материалу по предмету и учебному плану образовательной организации. Также в каждый курс может входить электронный учебник, рабочая программа по предмету, материалы по здоровье сбережению.

Каждая дидактическая единица курса имеет следующую структуру: теоретический материал; практический материал; материалы для проведения контроля знаний.

Теоретический и практический материал может быть представлен различными способами: в виде видеоролика, флэш-анимации, текстового материала, презентации и др.

Каждый из способов представления материала имеет свои достоинства и недостатки. Например, представление в виде видеоролика позволяет обеспечить высокий уровень наглядности, но информация не зафиксирована (трудно выделить основные моменты); а текстовый материал является более привычным способом восприятия информации, но материал не всегда структурирован.

В связи с этим при изложении теоретической и практической частей на уроках математики необходимо постоянное пояснение материала учителем. Учитель, в ходе изложения основного материала, через электронные средства связи (Skype) предоставляет свободный доступ к своему экрану, в рабочей области цифрового УМК «Живая математика» фиксирует, систематизирует и структурирует информацию. Такая работа является аналогом работы учителя у доски. Материал записывается учеником в рабочую тетрадь.

Учебно-методический комплект «Живая математика» позволяет работать не только в on-line режиме при отработке первичных навыков, но и превращает изучение математики в виртуальную лабораторию, в которой содержатся динамические модели и методические пособия необходимые при изучении планиметрии, стереометрии, алгебры, тригонометрии и математического анализа.

Одним из примеров динамической модели из компьютерного альбома «Стереометрия», содержащегося в УМК, к уроку геометрии при изучении теоретического материала является пошаговое построение сечения параллелепипеда плоскостью:

 

Выполнение заданий на первичном этапе усвоения знаний осуществляется в on-line режиме через программу TeamViewer, которая позволяет учителю подключиться к рабочему столу ученика и корректировать его работу в ходе выполнения математического задания в рабочей области цифрового УМК «Живая математика» посредством удаленного доступа. После совместной отработки навыков, ребенок может самостоятельно выполнять аналогичные задания в рабочей тетради. В ходе выполнения работы обучающийся устно комментирует свою работу.

Примером выполнения задания по алгебре на этапе первичного закрепления знаний является разбор упражнения, в котором задан четкий алгоритм последовательных действий, а также предусмотрена возможность проверки обучающимся правильности выполняемых действий.

 

После изучения теоретического материала, выполнения заданий к уроку можно перейти к средствам контроля, которые представлены в форме тестов.

мамедов новый паспорт.jpg

 

Каждый вид тестового задания имеет свои «плюсы» и «минусы». Например, задания с множественным выбором интуитивно понятны обучающемуся, требуют мало времени для решения, но в них высока вероятность угадывания верного ответа и высока возможность запоминания неверных ответов. В заданиях на восстановление соответствия следует соотнести данные из двух списков — в данном виде задания вероятность угадывания минимальна, можно подобрать вопросы достаточно сложные по содержанию, вопросы, требующие усвоения знаний на уровнях анализа и синтеза, но возникает сложность выполнения теста при достаточно большом списке для сопоставления.

Примеры тестовых заданий:

 

Также на уроках математики для решения заданий творческого характера можно использовать свободное изложение. Такие работы наиболее близки к классической форме контроля знаний. Преимущество таких заданий в том, что вероятность угадывания решения очень мала, очень ценно методически для учителя увидеть самостоятельный ход решения, но недостатком является сложность ввода математических выражений в область ответа. Для выполнения таких заданий целесообразно использовать рабочую область цифрового УМК «Живая математика», либо обычную тетрадь — обучающихся делает снимок части экрана с выполненным заданием, либо сканирует решение и размещает в виде отдельного файла.

В настоящее время дистанционные образовательные технологии успешно применяются в Белгородской области при обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальным учебным планам на дому. Практика показывает, что применение компьютерной техники позволяет оптимизировать и индивидуализировать педагогический процесс. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий повышает мотивацию детей к обучению, и как следствие, обеспечивает положительную динамику успешности в учебе. Расширяется круг интересов ребенка, что способствует повышению жизненного тонуса, улучшению эмоционального фона, появлению уверенности в завтрашнем дне (возможности профессионального выбора). Цифровые образовательные ресурсы значительно расширяют возможности получения обучающимися качественного образования, позволяют обеспечить освоение и реализацию основных образовательных программ в соответствии с государственным образовательными стандартами.

 

Литература:

 

1.                   Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2013. -160 с.

2.                   Майоров А. Т. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. — СПб,1996.

3.                   Педагогам о дистанционном обучении/ Под общей ред. Т. В. Лазыкиной. Авт.: И. П. Давыдова, М. Б. Лебедева, И. Б. Мылова и др. — СПб.: РЦОКОиИТ, 2009. — 98 с.

4.                   Родителям о дистанционном обучении/ Сост. З. Ю. Смирнова. — СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2009. — 51 с.

5.                   Сайт Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bel-shkola.ru

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный