Использование дистанционных образовательных технологий на уроках математики
Авторы: Веревкина Ася Александровна, Еремина Наталья Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 14.04.2015
Статья просмотрена: 1465 раз
Библиографическое описание:
Веревкина, А. А. Использование дистанционных образовательных технологий на уроках математики / А. А. Веревкина, Н. В. Еремина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7887/ (дата обращения: 16.12.2024).
В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Основной формой реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий является on-line урок. Проведение таких уроков осуществляется с помощью электронных средств связи (Skype) и средств образовательного ресурса, созданного на основе системы дистанционного обучения Moodle (среда, предназначенная для создания дистанционных курсов), который представляет собой комплект дидактических материалов к уроку.
Содержание образовательного ресурса предметной области «Математика» представлено электронными курсами.
Каждый курс состоит из количества дидактических единиц, соответствующих программному материалу по предмету и учебному плану образовательной организации. Также в каждый курс может входить электронный учебник, рабочая программа по предмету, материалы по здоровье сбережению.
Каждая дидактическая единица курса имеет следующую структуру: теоретический материал; практический материал; материалы для проведения контроля знаний.
Теоретический и практический материал может быть представлен различными способами: в виде видеоролика, флэш-анимации, текстового материала, презентации и др.
Каждый из способов представления материала имеет свои достоинства и недостатки. Например, представление в виде видеоролика позволяет обеспечить высокий уровень наглядности, но информация не зафиксирована (трудно выделить основные моменты); а текстовый материал является более привычным способом восприятия информации, но материал не всегда структурирован.
В связи с этим при изложении теоретической и практической частей на уроках математики необходимо постоянное пояснение материала учителем. Учитель, в ходе изложения основного материала, через электронные средства связи (Skype) предоставляет свободный доступ к своему экрану, в рабочей области цифрового УМК «Живая математика» фиксирует, систематизирует и структурирует информацию. Такая работа является аналогом работы учителя у доски. Материал записывается учеником в рабочую тетрадь.
Учебно-методический комплект «Живая математика» позволяет работать не только в on-line режиме при отработке первичных навыков, но и превращает изучение математики в виртуальную лабораторию, в которой содержатся динамические модели и методические пособия необходимые при изучении планиметрии, стереометрии, алгебры, тригонометрии и математического анализа.
Одним из примеров динамической модели из компьютерного альбома «Стереометрия», содержащегося в УМК, к уроку геометрии при изучении теоретического материала является пошаговое построение сечения параллелепипеда плоскостью:
Выполнение заданий на первичном этапе усвоения знаний осуществляется в on-line режиме через программу TeamViewer, которая позволяет учителю подключиться к рабочему столу ученика и корректировать его работу в ходе выполнения математического задания в рабочей области цифрового УМК «Живая математика» посредством удаленного доступа. После совместной отработки навыков, ребенок может самостоятельно выполнять аналогичные задания в рабочей тетради. В ходе выполнения работы обучающийся устно комментирует свою работу.
Примером выполнения задания по алгебре на этапе первичного закрепления знаний является разбор упражнения, в котором задан четкий алгоритм последовательных действий, а также предусмотрена возможность проверки обучающимся правильности выполняемых действий.
После изучения теоретического материала, выполнения заданий к уроку можно перейти к средствам контроля, которые представлены в форме тестов.
Каждый вид тестового задания имеет свои «плюсы» и «минусы». Например, задания с множественным выбором интуитивно понятны обучающемуся, требуют мало времени для решения, но в них высока вероятность угадывания верного ответа и высока возможность запоминания неверных ответов. В заданиях на восстановление соответствия следует соотнести данные из двух списков — в данном виде задания вероятность угадывания минимальна, можно подобрать вопросы достаточно сложные по содержанию, вопросы, требующие усвоения знаний на уровнях анализа и синтеза, но возникает сложность выполнения теста при достаточно большом списке для сопоставления.
Примеры тестовых заданий:
Также на уроках математики для решения заданий творческого характера можно использовать свободное изложение. Такие работы наиболее близки к классической форме контроля знаний. Преимущество таких заданий в том, что вероятность угадывания решения очень мала, очень ценно методически для учителя увидеть самостоятельный ход решения, но недостатком является сложность ввода математических выражений в область ответа. Для выполнения таких заданий целесообразно использовать рабочую область цифрового УМК «Живая математика», либо обычную тетрадь — обучающихся делает снимок части экрана с выполненным заданием, либо сканирует решение и размещает в виде отдельного файла.
В настоящее время дистанционные образовательные технологии успешно применяются в Белгородской области при обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальным учебным планам на дому. Практика показывает, что применение компьютерной техники позволяет оптимизировать и индивидуализировать педагогический процесс. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий повышает мотивацию детей к обучению, и как следствие, обеспечивает положительную динамику успешности в учебе. Расширяется круг интересов ребенка, что способствует повышению жизненного тонуса, улучшению эмоционального фона, появлению уверенности в завтрашнем дне (возможности профессионального выбора). Цифровые образовательные ресурсы значительно расширяют возможности получения обучающимися качественного образования, позволяют обеспечить освоение и реализацию основных образовательных программ в соответствии с государственным образовательными стандартами.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2013. -160 с.
2. Майоров А. Т. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. — СПб,1996.
3. Педагогам о дистанционном обучении/ Под общей ред. Т. В. Лазыкиной. Авт.: И. П. Давыдова, М. Б. Лебедева, И. Б. Мылова и др. — СПб.: РЦОКОиИТ, 2009. — 98 с.
4. Родителям о дистанционном обучении/ Сост. З. Ю. Смирнова. — СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2009. — 51 с.
5. Сайт Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bel-shkola.ru