Система оценивания в рамках образовательного пространства Назарбаев Интеллектуальной школы ХБН г. Павлодара | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Арингазинова, А. М. Система оценивания в рамках образовательного пространства Назарбаев Интеллектуальной школы ХБН г. Павлодара / А. М. Арингазинова, О. В. Литвинова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7745/ (дата обращения: 23.11.2024).

Правительство Казахстана уделяет особое внимание развитию сферы образования. На сегодняшний момент, ярким примером выполнения основных направлений по развитию образовательной системы является создание автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». Сеть данных учреждений нацелена на развитие одаренных, талантливых детей, что приведет в будущем к укреплению казахстанского общества и стабильности, так как одним из главных направлений развития нашей страны является качественное образование. В интеллектуальных школах осуществляется внедрение новейших разработок в сфере образования, мониторинг достижений, научные исследования, анализ полученных результатов, апробация современных образовательных технологий, внедрение и реализация современных моделей образовательных программ по всем уровням. Совместно со стратегическим партнером АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Международным экзаменационным советом Университета Кембридж была разработана Интегрированная Образовательная программа Назарбаев Интеллектуальных школ, которая ориентирована на реализацию образовательного процесса [1, с. 3].

С 2013 года, в сеть школ внедряется интегрированная модель критериального оценивания. В основу разработанной программы были заложены ключевые моменты, такие как критериальное оценивание полученных знаний, умений, навыков. Одним из методов повышения качества успеваемости учащихся в Назарбаев Интеллектуальной школе ХБН г. Павлодара, является внедрение интегрированной модели критериального оценивания. Данная модель имеет прямую зависимость от того, каким образом нужно подходить к оцениванию знаний, умений, навыков, владения методами оценивания, определяет квалификационный уровень учителей и эффективность функционирования и совершенства образовательного пространства.

В недалеком прошлом система оценивания была однобока и в основном нацелена на навыки первой группы (знание, понимание). На сегодняшний момент, в НИШ ХБН г. Павлодара система оценивания строится на проверке навыков, таких как знание, понимание, применение, критическое мышление, творчество, анализ, синтез, оценка, рефлексия, математическая грамотность и т. д. Во все времена в системе образования было проблематично оценить результативность учащегося со всех позиций. Одной из самых проблемных ситуаций в казахстанской системе образования была и остается проблема объективного оценивания знаний, умений и навыков учащихся, приобретающих в процессе обучения. При этом отсутствовал алгоритм оценивания по выбранным критериям в процессе выставления той или иной оценки, не было обратной связи между учителем и учеником, что не способствовало высокой мотивации в обучении. В общеобразовательных школах Казахстана сохраняется система оценивания, построенная на пятибальной системе. Данная оценка субъективна и дает возможность необъективного суждения о способностях ученика. Такая система оценивания является инструментом тотального контроля учителя над учениками, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель — источник информации, носитель знаний, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности.

В первую очередь, под критериальным оцениванием понимается технология оценивания, основанная на сравнении деятельности учащихся согласно четко определенным критериям. На сегодняшний момент, под определенным критерием понимается критерий успеха, который является сигнальным флажком достижимости ранее поставленных учебных целей.

Дети, поступившие в данную школу, проходили конкурсный отбор в 2 этапа:

-          проверка знаний по языковым компетенциям, математике;

-          проверка способностей, таких как память, восприятие поверхностных разверток.

Данные проверки нацелены на выявление и обнаружение скрытых талантов, одаренных детей.

Внедрение данной политики в школу г. Павлодара началось с сентября 2013 года, при условии, что школа только открылась для первых любознательных детей 7 и 8 классов. С пытливым взглядом и с горящими глазами, дети спрашивали о новой модели образовательной системы. Поначалу возникало очень много вопросов, как у детей, так и у самих учителей. Например, как разработать задание с учетом критериального оценивания? Что означает статус «Достиг», и при каком процентном соотношении ставится достижимость учебной цели?

Являясь учителями информатики в Назарбаев Интеллектуальной школе химико — биологического направления г. Павлодара, мы столкнулись в первую очередь с непониманием системы оценивания, как учениками, так и их родителями. Поступая в данную школу, ученики даже не подозревали о новой для них системе оценивания. Уже наблюдая за детьми 7 и 8 классов, ученики недоуменно спрашивали, какую оценку они получили за урок. Для многих учеников было непонятно, что такое формативное оценивание и с какой оценкой ее ассоциировать. Наша деятельность, в первую очередь. была нацелена на постепенное изменение отношения учеников к оценке и к оцениванию в целом. В первую очередь, учитывалось то, что восприятие оценки для детей с повышенными способностями проходило более болезненно, в силу того, что многие ученики уже на тот момент имели так называемый синдром отличника. Многим тяжело дался переход от классического восприятия оценки к оценкам по системе «Достиг» либо «Стремится» по той или иной учебной цели. Дети по инерции мышления интерпретировали «Достиг» как оценку «5», а «Стремится» как оценку «2». Для того чтобы перестроение восприятия оценивания проходило с учениками в более щадящих условиях, использовались различные инструменты оценки результативности. Данная работа проводилась кропотливо и совместно с другими участниками образовательного пространства школы с учетом возрастных особенностей. Были привлечены к данной работе психологи, для определения уровня тревожности у учеников, особенно перед проведением первого в рамках данной школы суммативного (итогового) оценивания. Критериальное оценивание, по сути, определяет уровень формирования метакогнитивных навыков, а также способность использовать багаж знаний в нестандартных условиях.

Оценивание результатов учеников является одной из главных прерогативных направлений в образовательном пространстве Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Павлодара. Переход на Интегрированную модель критериального оценивания послужил толчком для внедрения новой системы оценивания.

В данной школе система оценивания представлена в виде непрерывного анализа учебного процесса, позволяющего внести в учебный процесс соответствующие корректировки. Система критериев представлена в открытой форме и известна заранее всем участникам образовательного пространства (ученикам, учителям, родителям, администрации). При этом оценивание выстраивается таким образом, чтобы сами учащиеся были включены в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки и взаимооценивания. Такой вид оценивания способствует формированию метакогнитивных навыков и ответственности за свое обучение у учащихся, что указывает на высокий уровень организованности личности ученика. Каждый учащийся понимает, что и зачем необходимо выполнить для своего развития, и вместе с учителем анализирует, корректирует свою дальнейшую работу. Назарбаев Интеллектуальная школа города Павлодара использует критерии как руководство для проведения формативного и суммативного видов оценивания, как в средних, так и в старших классах.

Преподавание в XXI веке - это больше чем накопление знаний и механическое запоминание, оно фокусируется на развитии необходимых качеств и умений, которые готовят учащихся к жизни в современном мире. Чтобы добиться успеха в XXI веке, учащиеся должны владеть этими качествами и умениями, приобрести знания и опыт.

Интегрированная модель критериального оценивания учитывает и имеет в своей основе следующие компоненты, на которых строится непосредственно современная система оценивания:

-          творческая деятельность, создание благоприятных условий для уникальных идей;

-          критическое мышление, создание проблемной ситуации, анализ и оценивание фактов и аргументов, мнений, решение различных проблем как консервативным, так и современным способами;

-          тесное сотрудничество между всеми участниками процесса, самовыражение и выражение в общем идей, творческих действий разнообразными способами в устной, визуальной и вербальной формах, а также проведение групповой работы в целях повышения коммуникативных навыков;

-          информационная грамотность, анализ и оценка по критериям достоверности выбранных источников;

-          медиаграмотность, выбор систем массовой информации с наиболее подходящими в каждом случае инструментами и методами;

-          использование ИКТ ресурсов, как эффективный способ оценивания учебной деятельности, использование цифровых инструментов в качестве инструмента поиска, анализа, оценивания и передачи информации;

-          адаптация методов оценивания, возможность проведения различных форм оценивания;

-          инициативность и самостоятельность, самостоятельное определение целей, определение учебных задач, самоорганизация;

-          социальные и межкультурные навыки работы в социуме, позитивное уважительное сотрудничество в мини-группе, группе;

-          результативность и дисциплинированность, развитие полезных навыков;

-          развитие лидерских качеств, внешней либо внутренней мотивации и саморегуляции.

В ходе разработки краткосрочного планирования особое внимание было уделено компоненту оценивания. В урочной деятельности использовались различные методы проведения оценивания с максимальным использованием ИКТ-ресурсов, что уже дополнительно развивало навык культуры работы с ИКТ. Особый восторг вызывало проведение оценивания в игровой форме, с использованием соревновательного момента. Использовались следующие интернет-ресурсы такие как CetKahoot.com, LearninApps.org, Edmodo.com и др. Внедрение и использование образовательной социальной сети Edmodo.com сопровождалось поначалу тем, что ученики забывали свои логины либо пароли, что происходило неоднократно на первых порах, но систематическое использование данного ресурса в ходе уроков, выработало у учеников навык слаженности работы, а также навык использования данного ресурса на рефлекторном уровне.

Цель любой учебной программы заключается в достижении всех поставленных задач обучения. Используя различные способы по оцениванию, мы опирались на вышеизложенную систему, что на сегодняшний момент дает положительный результат. Выбор метода оценивания зависит от намеченной цели и типа информации об учениках, которую необходимо получить.

 

Литература:

 

1.                              Интегрированная образовательная программа Назарбаев интеллектуальных школ, 2013

2.                              Иванов Д. И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании //Библиотека «Первого сентября». 2007.Вып. 6 (12)

3.                              Цукерман, Г. Революция в одной, школе. Как учиться без отметок? // Управление школой; — 2009. -№ 3

Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, система оценивания, павлодар, интегрированная модель, ученик, Интеллектуальная школа, навык, образовательное пространство, оценка, ребенок.

Похожие статьи

Стратегия обучения географии в рамках модели социально-экономического образования в МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский Пермского края

Разработка организационно-педагогических условий и эффективных способов внедрения ФГОС ООО в МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Направления совершенствования и инновационного развития учебного процесса в вузе инклюзивного образования МГГЭУ

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Модель системы инновационной деятельности МДОУ «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Расчет и сравнительный анализ вариантов систем отопления многоквартирного жилого дома»

Развитие гуманитарной культуры студентов вуза в условиях межпредметной интеграции дисциплин гуманитарного цикла

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР МАОУ СОШ № 25 на уровне начального общего образования

Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра

Похожие статьи

Стратегия обучения географии в рамках модели социально-экономического образования в МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский Пермского края

Разработка организационно-педагогических условий и эффективных способов внедрения ФГОС ООО в МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Направления совершенствования и инновационного развития учебного процесса в вузе инклюзивного образования МГГЭУ

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Модель системы инновационной деятельности МДОУ «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Расчет и сравнительный анализ вариантов систем отопления многоквартирного жилого дома»

Развитие гуманитарной культуры студентов вуза в условиях межпредметной интеграции дисциплин гуманитарного цикла

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР МАОУ СОШ № 25 на уровне начального общего образования

Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра