Методы ТРИЗ как инструмент подготовки студентов технического профиля к предпринимательской деятельности
Автор: Серебренникова Елена Алексеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 24.03.2015
Статья просмотрена: 281 раз
Библиографическое описание:
Серебренникова, Е. А. Методы ТРИЗ как инструмент подготовки студентов технического профиля к предпринимательской деятельности / Е. А. Серебренникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7630/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье сопоставлены понятия «бизнес» и «предпринимательство» определены общие характерные признаки разных авторов в определении данных понятий. Выявлен набор личностных качеств предпринимателя и установлена связь с содержанием дисциплины ТРИЗ с целью их развития и активизации.
Ключевые слова: качества предпринимателя, предпринимательское мышление, ТРИЗ.
В процессе обучения предпринимательству необходимо четко показать и понимать различия между понятиями «бизнес» и «предпринимательство». Опираясь на определения некоторых авторов, определимся с разницей в понятиях.
Современное предпринимательство — это не просто бизнес, это образ жизни, мысли, поведения, хозяйствования, основанный на авантюризме, новаторстве, инициативе. Предприниматель должен более других понимать смысл инновационного действа, которое включает управление собственными технологиями, менеджмент, финансирование, маркетинг, потребление благ. А бизнес — это часть предпринимательства, которая ограничивается своим делом, приносящим прибыль в любой сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг [1].
«… предпринимательство — это инновационная самостоятельная профессиональная деятельность человека, которая сочетает в себе личную экономическую выгоду с общественной пользой. Различие понятий «бизнес» и «предпринимательство» заключается в реализации социальной и экономической функций в обществе…» таких понятий в своей работе придерживаются авторы В. Ф. Косинова и И. Б. Дедяева [4 с. 12].
Рубин Ю. Д. придерживается следующего определения «… предпринимательство — это профессиональная работа людей в сфере учреждения и управления собственным бизнесом, которая организована на началах самостоятельности и направлена на обеспечение и создание новых благ и ценностей, производство и продажу товаров, выполнение услуг, а также на формирование и поддержание рабочих мест, несение социальной ответственности перед обществом и государством». «… предпринимательство — это труд управления собственным бизнесом» [2].
Итак, исходя из определений понятие «предпринимательство» значительно шире в смысловом понимании, чем понятие «бизнес». Бизнес входит составной частью в предпринимательство и эта часть у них идентична.
Рис. 1. Схематичное представление разницы в понятиях «бизнес» и «предпринимательство»
Попробуем разобраться, чем заполнено пространство между границ бизнеса и предпринимательства.
Сопоставив определения понятий «бизнес» [3, 1] и «предпринимательство» [1, 2, 4, 5] мы выделили общее характерное в основном только понятию «предпринимательство». Это слова «самостоятельная», «активная», «инициатива», «авантюризм», «созидание», «образ жизни», «инновационный характер», «новаторство», «творчество», «осознание ответственности», «общественная польза», «интеллектуальная деятельность», «удовлетворение».
Бизнес трактуется как «дело», «занятие», «сделки», «экономическая деятельность», «извлечение прибыли».
Сделаем вывод: подготовка к предпринимательской деятельности в первую очередь направлена на формирование и развитие качеств предпринимателя как личности во вторую очередь на профессиональные знания и умения.
Анализ работ разных авторов, показал, что при исследовании проблемы подготовки специалиста с набором определенных качеств нет единства терминологии. Разные авторы рассматривают свой набор качеств, порою подменяя понятия и перечисляя качества, обозначают их как компетенции. Гатиятуллин М. Х. рассматривает личностное-профессиональные качества и компетенции предпринимателя, Сулаева Е. П., Делия В. П. и Маилян И. А., качества предпринимателя, Трусова Л. А. общие предпринимательские компетенции, и другие авторы в общем выделяют как качества предпринимателя: развитое воображение, творческая фантазия, умение генерировать идеи, развитая интуиция, перспективное мышление, активность, способность четко и кратко формулировать свои мысли, креативность и нестандартное мышление, последовательность, уверенность в себе, влияние и убеждение, готовность к социально-лояльному (толерантному) общению с другими людьми, потребность в самоактуализации и общественном признании, развитие самости, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудач, готовность идти на риск, быть готовым принять на себя ответственность, инициатива, надежность и честность, работоспособность и трудолюбие.
Исходя из выявленной специфики предпринимательской деятельности и опираясь на собственные исследования [6, 7, 8] компоненты компетенций, входящих в выделенные нами группы проектные, управленческие, профессионально (отраслевые), рефлексивные компетенции формируются более успешно при реализации дисциплины теория решения изобретательских задач. Личностные качества, которыми предприниматель должен обладать по утверждению многих авторов для осуществления успешной деятельности по нашему утверждению развиваются и активизируются в процессе освоения данной дисциплины.
Поиск и генерирование бизнес идеи
Обеспечение конкурентоспособности бизнеса
Задачей на данном этапе является стимулирование творческой деятельности по поиску нестандартных решений. Для этого используются методы психологической активизации творчества, (мозговой штурм и его модификации, синектика, ассоциативные методы, морфологический анализ, и его модификации, метод фокальных объектов), методы систематизации перебора вариантов (морфологический анализ, метод контрольных вопросов), методы направленного поиска (АРИЗ). Применение ФСА с целью увеличения конкурентоспособности эффективно в условиях малого и среднего предпринимательства.
Планировать, анализировать собственную деятельность
Регулировать свое поведение
Данные элементы компетенций формируются при помощи сопоставления себя с критериями творческой личности. Такими критериями (по Г. С. Альтшуллеру) являются умение держать удар, наличие большой достойной цели, наличие динамической системы планов для достижения цели, наличие системы планирования и контроля личного времени направленной на достижение цели, промежуточная результативность, оптимальная техника выполнения работ по достижению цели, особенно при решении творческих задач, высокая работоспособность. А также соотнесение личных целей и целей бизнеса с критериями достойной цели (новизна, общественность, практичность, конкретность, независимость, значительность).
Решать стандартные профессиональные (технологические) задачи
Решать профессиональные задачи самостоятельно и с большей эффективностью помогают знания теории причинно-следственных связей и умения применять способы устранения нежелательных эффектов (ликвидация, изоляция, компенсация вредного действия, «оттягивание» вредного действия и/или его последствий).
Превращение идеи в новую технологию
Данному процессу способствует знание основных понятий системного подхода (системный анализ, система, надсистема, подсистема, функции системы, законы развития систем, закон «статики», «кинематики», «динамики», цель системы как смысл ее функционирования, этапы развития системы, средства достижения поставленной цели, ресурсы, модель, идеальная модель, сверхэффект, факторы расплаты), а также этапы и закономерности развития технических систем.
Дисциплина теория решения изобретательских задач позволяет сформировать предпринимательское мышление и выступает инструментом позволяющим превратить любой ресурс в товар.
Литература:
1. Гатиятуллин, М. Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности: автореф. дис. … докт. пед. наук 13.00.08 [Текст] / М. Х. Гатиятуллин — Казань, 2009. — 467 с.
2. «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству», Международная конференция. Сборник тезисов докладов. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. — 282 с.
3. Основы классического и инновационного предпринимательства и бизнеса: учеб. пособие / В. А. Коноплев, Т. О. Алексеева, Т. А. Козел, А. С. Повловский, Л. П. Потракова; под. ред. А. В. Коноплева — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. — 286 с.
4. Косинова В. Ф., Дедяева И. Б. Формирование профессиональной готовности студентов отраслевого колледжа к предпринимательской деятельности: методическое пособие /В. Ф. Косинова, И. Б. Дедяева. — Красногорское: Принт-технология, 2010. — 184 с.
5. Мещеряков, Д. А. Компетентность субъектов предпринимательской деятельности: дис. … док. экон. наук. 08.00.01 [Текст] / Д. А. Мещеряков — Воронеж, 1999. — 259 с.
6. Серебренникова Е. А. Подготовка специалиста технического профиля для экономики России: /Серебренникова Е. А.// «Россия и Европа: связь культуры и экономики» Материалы IV Международной научно-практической конференции: 29 октября 2012г. В 2 ч. Ч. I. Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s. r.o., 2012. С. 177–180.
7. Серебренникова Е. А. Методологические подходы к формированию компетенций предпринимательской деятельности. /Серебренникова Е. А.// «Инновационное развитие профессионального образования» Научно-практический журнал № 2 (02) 2012 ISSN 2304–2818 — Челябинск: Изд-во ЧИРПО, 2012. — С. 36–38.
8. Серебренникова Е. А. Компетенции предпринимательской деятельности и их формирование в условиях среднего профессионального образования. /Серебренникова Е. А.// «Инновационное развитие профессионального образования» Научно-практический журнал № 1 (07) 2015 ISSN 2304–2818 — Челябинск: Изд-во ЧИРПО, 2015.
Ключевые слова
ТРИЗ, качества предпринимателя, предпринимательское мышлениеПохожие статьи
Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность
В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...
Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе
В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...
Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей
В статье раскрывается смысл понятий «направленность личности» и «педагогическая практика». Описание различных подходов к определению этих понятий.
Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка
В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...
Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов
В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...
Профессиональная мобильность как важный компонент квалификационной структуры выпускника учреждения среднего профессионального образования
В статье актуализируется проблема формирования профессиональной мобильности специалиста в условиях стремительной модернизации системы среднего профессионального образования. На основе изучения результатов исследований современных ученых определена ст...
Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся
В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...
Педагогический потенциал технологии «тайм-менеджмент» в профессиональном и личностном развитии студентов
Автор обращается к проблеме осмысления потенциала педагогической технологии «тайм-менеджмент». В данной статье определяются сущность технологии «тайм-менеджмент» и обозначается ряд задач, которые необходимо решить до начала реализации технологии «тай...
Реализация воспитательного потенциала в экономических вузах России
В статье автор выявляет воспитательный потенциал российских экономических вузов, связанный с развитием различных видов воспитательного процесса у студентов, формированием профессиональной этики экономиста.
Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования
В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...
Похожие статьи
Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность
В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...
Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе
В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...
Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей
В статье раскрывается смысл понятий «направленность личности» и «педагогическая практика». Описание различных подходов к определению этих понятий.
Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка
В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...
Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов
В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...
Профессиональная мобильность как важный компонент квалификационной структуры выпускника учреждения среднего профессионального образования
В статье актуализируется проблема формирования профессиональной мобильности специалиста в условиях стремительной модернизации системы среднего профессионального образования. На основе изучения результатов исследований современных ученых определена ст...
Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся
В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...
Педагогический потенциал технологии «тайм-менеджмент» в профессиональном и личностном развитии студентов
Автор обращается к проблеме осмысления потенциала педагогической технологии «тайм-менеджмент». В данной статье определяются сущность технологии «тайм-менеджмент» и обозначается ряд задач, которые необходимо решить до начала реализации технологии «тай...
Реализация воспитательного потенциала в экономических вузах России
В статье автор выявляет воспитательный потенциал российских экономических вузов, связанный с развитием различных видов воспитательного процесса у студентов, формированием профессиональной этики экономиста.
Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования
В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...