Теория решения изобретательских задач как проектное средство профилактики иждивенчества молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.12.2016

Статья просмотрена: 437 раз

Библиографическое описание:

Степанов, А. Б. Теория решения изобретательских задач как проектное средство профилактики иждивенчества молодежи / А. Б. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 409-410. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37561/ (дата обращения: 19.11.2024).



Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) рассматривается как инструмент постановки задач и поиска правильных инструментов решения задач в социальном проектировании. В статье рассмотрен частный случай применения ТРИЗ для разработки социального проекта на примере проекта по повышению финансовой грамотности и профилактики иждивенчества молодёжи.

Ключевые слова: теория решения изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задач, социальное проектирование, иждивенчество молодёжи

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) это набор алгоритмов и методов для создания результативного творческого процесса для изобретателя. ТРИЗ предлагает алгоритм, позволяющий без перебора бесконечных вариантов решений проблемы найти оптимальный вариант. Область использования ТРИЗ — решение изобретательских или нетривиальных задач. Изобретение, это новое устройство или функция, которые служат на благо людям, помогают им. Нетривиальноcть — это необычность, имеющая свой образ (своеобразный). ТРИЗ имеет социальный потенциал для поиска новых, своеобразных приемов оказания помощи гражданам или группам людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Рассмотрим ресурсы ТРИЗ как средства профилактики и проект его использования для профилактики иждивенчества молодежи.

Преимущества ТРИЗ в отличие от «метода проб и ошибок» и «мозгового штурма»:

– во-первых, она позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям.

– во-вторых, решить эти задачи с помощью приемов и принципов.

– в-третьих, получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие.

– в-четвертых, спрогнозировать и предупредить проблемы.

Для проектных решений проблем профилактики иждивенчества молодежи мы выбираем из перечисленных следующие ресурсы ТРИЗ:

– Правильное формулирование и постановка задач в социальном проектировании;

– Поиск правильных инструментов для решения задач;

– Анализ и оценка выбранных решений.

Одно из противоречивых проявлений нашей культуры является иждивенчество молодежи. Предполагается, что молодой человек к своему совершеннолетию, должен стать самостоятельным. Стремление во всем рассчитывать не на свои силы, а на помощь других ярко проявляется у молодежи в финансовой зависимости от родных и близких людей. По этой причине для проектной пробы мы выбрали профилактику финансового иждивенчества молодежи. Профилактика предполагается за счет создания средствами ТРИЗ проектных условий освоения молодым человеком опыта самостоятельной финансовой активности.

Социальный проект: организация курсов по повышению финансовой грамотности молодёжи, проект реализуется студентами кафедры социальной работы ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Разбирать и реализовывать данный социальный проект в концепции теории решения изобретательских задач мы будем с помощью алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

АРИЗ — это пошаговая программа (последовательность действий) по выявлению и разрешению противоречий, то есть решению изобретательских задач.

  1. Первым шагом в Алгоритме является определение в нашем проекте идеального конечного результата (ИКР). ИКР — это решение, которое мы бы хотели видеть в самых смелых мечтах, где возможно абсолютно всё. Самое эффективное решение проблемы — такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов.

В нашем проекте ИКР будет следующим: деятельность проекта осуществляется в комфортных и оборудованных помещения, имеется постоянный поток благополучателей, прошедшие курс становятся финансово грамотными и могут самостоятельно составить личный финансовый план.

  1. Итак, после того, как мы определили ИКР, мы должны найти и решить противоречия, которые могут помешать нам достигнуть поставленных целей.

Противоречие — взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве: «Должно выполняться действие «А», чтобы задача была решена, — и должно выполняться (выполняется) действие «не А», потому что такова реальность».

Противоречия в нашем проекте: необходимо помещение, но его нет; молодёжь хочет быть финансово грамотной, но не хочет учиться.

Стоит отметить, что правильная формулировка и определение ИКР и противоречия — это уже на 70 % решённая задача.

  1. Следующий шаг: поиск ресурсов для решения задачи. В основе всех красивых и эффективных решений лежатресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система — «контекст», в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть, мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный ресурс.

В нашем проекте главный ресурс — это образовательная организация, от который мы ведём нашу деятельность (Университет).

  1. Теперь мы переходим к этапу решения поставленных задач, использую выявленные в предыдущем пункте ресурсы.

Итак, для противоречия «необходимо помещение, но его нет» идеальным решением будет использовать для реализации проекта помещения Университета посредством заключения договора с руководством. Помещение будет использоваться только в рамках и на время реализации проекта, не нужно платить арендную плату.

Для решения противоречия «молодёжь хочет быть финансово грамотной, но не хочет учиться» можно использовать один из принципов решения изобретательских задач как «инверсия требований». То есть, в нашем случае мы должны «перевернуть» требования благополучателей и не предлагать им обучение, а сразу готовый финансовый план. Но идеальным решением данного противоречия, ориентируясь на наш ИКР будет: обучающий курс, во время которого слушатель будет составлять свой личный финансовый план, и результатом обучения будет являться готовый личный финансовый план у каждого слушателя.

  1. Последним пунктом АРИЗ является анализ. Получив один или несколько вариантов решения задачи, нужно проанализировать их с позиции идеальности. Для этого нужно выяснить насколько сложно и дорого обойдётся их реализация, задействованы ли все ресурсы системы, какие нежелательные эффекты возникли, как их минимизировать или устранить.

Теория решения изобретательских задач в социальном проектировании необходима, в первую очередь, как инструмент правильной формулировки задач проекта, поиска необходимых ресурсов и способов решения данных задач, при этом исключая «вредные» и ненужные нам решения. Также ТРИЗ играет немаловажную роль в анализе принятых нами решений, с точки зрения их идеальности и коэффициента полезного действия. В теории решения изобретательских задач действие человеческого фактора сводится к минимуму, ТРИЗ не способствует активизации творческого потенциала, она, скорее, организует его.

Мы описали одну из возможностей теории решения изобретательских задач, ТРИЗ как проектное средство профилактики иждивенчества молодежи. На наш взгляд, ТРИЗ обладает большими ресурсами для его использования в области социальной работы. Это перспективы нашей дальнейшей работы.

Литература:

  1. Всё о ТРИЗ [Электронный ресурс] — 4brain.ru/triz Дата обращения: 15.03.16;
  2. Социальные проблемы реформирования образования [Электронный ресурс] — HTTP://SOCIALTHEORY.RU/PREPODAVANIE-SOCIOLOGII-OPYT-INNOVACIONNYH-PRIEMOV/SOCIALNYE-PROBLEMY-REFORMIROVANIJA-OBRAZOVANIJA/1197-SOCIALNYE-PROBLEMY-REFORMIROVANIJA-OBRAZOVANIJA-2.HTML Дата обращения: 15.03.16
  3. Изобретаем, отвечая на вопросы [Электронный ресурс] — http://www.trizland.ru/trizba/1884 Дата обращения: 15.03.16
Основные термины (генерируются автоматически): задача, теория решения, социальное проектирование, социальный проект, идеальное решение, ИКРА, личный финансовый план, проект, противоречие, социальная работа.


Ключевые слова

социальное проектирование, теория решения изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задач, иждивенчество молодёжи

Похожие статьи

К вопросу этапности внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников

В статье рассматриваются этапы внедрения технологии «Метод проектов», а также описываются проекты, направленные на развитие читательской самостоятельности младших школьников.

Некоторые аспекты применения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников

В статье рассматривается понятие «читательская самостоятельность», технология «Метод проектов», освещаются некоторые аспекты внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников.

Задачи с профессионально-ориентированной составляющей как важнейшее средство реализации принципа профессиональной направленности обучения математике студентов-экономистов

В статье рассматриваются возможности реализации принципов профессиональ-ной направленности и учёта индивидуальных особенностей студентов-экономистов при обучении математике за счёт использования профессионально ориентированных мате-матических задач с...

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

К вопросу имплементации программы повышения финансовой грамотности в России и об аспектах методологии просвещения населения

В статье авторы рассматривают аспекты программы повышения уровня экономической культуры среди населения в методологическом и функциональном представлении.

Социальное проектирование как средство повышения социальной активности обучающихся суворовских военных училищ

В статье автор пытается определить формы и методы формирования социально активной позиции обучающихся.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике

В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Похожие статьи

К вопросу этапности внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников

В статье рассматриваются этапы внедрения технологии «Метод проектов», а также описываются проекты, направленные на развитие читательской самостоятельности младших школьников.

Некоторые аспекты применения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников

В статье рассматривается понятие «читательская самостоятельность», технология «Метод проектов», освещаются некоторые аспекты внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников.

Задачи с профессионально-ориентированной составляющей как важнейшее средство реализации принципа профессиональной направленности обучения математике студентов-экономистов

В статье рассматриваются возможности реализации принципов профессиональ-ной направленности и учёта индивидуальных особенностей студентов-экономистов при обучении математике за счёт использования профессионально ориентированных мате-матических задач с...

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

К вопросу имплементации программы повышения финансовой грамотности в России и об аспектах методологии просвещения населения

В статье авторы рассматривают аспекты программы повышения уровня экономической культуры среди населения в методологическом и функциональном представлении.

Социальное проектирование как средство повышения социальной активности обучающихся суворовских военных училищ

В статье автор пытается определить формы и методы формирования социально активной позиции обучающихся.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике

В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Задать вопрос