Военно-патриотическое направление уроков истории в кадетских классах
Автор: Зубочкина Елена Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 18.03.2015
Статья просмотрена: 525 раз
Библиографическое описание:
Зубочкина, Е. А. Военно-патриотическое направление уроков истории в кадетских классах / Е. А. Зубочкина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7599/ (дата обращения: 16.12.2024).
Предпрофильная подготовка учащихся — это комплексная психолого-педагогическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности в старшей школе.
С 2005 года в школе-интернате № 4 города Караганды существуют кадетские классы. В них обучаются мальчики в возрасте с 12 до 16 лет. Особенностью обучения в кадетских классах является усиленная физическая подготовка, подробное изучение основ военного дела, воспитание казахстанского патриотизма и любви к Родине. Ношение единой военной формы, строгая дисциплина, особый распорядок дня накладывают отпечаток на весь процесс обучения в кадетских классах.
Учебный процесс в кадетском классе ориентирован на формирование у кадетов высокого патриотического сознания, на воспитание у каждого кадета чувства любви к своей Родине — Казахстану, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, на привитие общей культуры, расширение кругозора и интеллекта. Этому подчинены каждый урок и каждое занятие, как по учебным предметам базового компонента, так и в системе дополнительного образования.
Основы патриотического воспитания заложены в следующих словах Главы нашего государства: «Патриотизм — это способность идентифицировать себя с историей Казахстана, важнейшими жизненными ценностями предыдущих поколений». [2]
Особенность преподавания истории в кадетских классах заключается в том, что каждый урок должен иметь военно-патриотическое направление. Патриотическое воспитание начинается с первых вводных уроков истории Казахстана, где раскрываются понятия «Родина», «национальное единство», «роль Первого Президента». Поэтапно формируются мировоззрение и гражданское сознание учащихся.
Система учебно-воспитательного процесса в кадетском классе выстраивается так, что кадет, придя к нам в 6 класс из обычного класса, уже через полгода, становится другим, отличаясь от своих сверстников подтянутостью, собранностью, организованностью и дисциплиной. За 4 года обучения в кадетском классе воспитанники получают хорошее образование, дающее им возможность поступить в военные и гражданские учебные заведения по выбору.
В кадетском классе, когда учитель заходит в класс, подается команда: «Встать! Смирно!». Дежурный по классу по — военному четким голосом докладывает учителю о готовности кадетов: «Господин учитель, кадеты 6 «А» класса к уроку истории приступить готовы. Дежурный по классу кадет Мусаханов».
Даже этот маленький элемент распорядка имеет воспитательное значение. Кадеты подтягиваются, настраиваются на серьезную работу во время урока. При этом опытный учитель всегда сумеет тему урока по любому предмету связать с военной, патриотической, культурной тематикой.
Важное значение в учебно-воспитательной практике в кадетском классе придается расширению у кадетов кругозора по исторической памяти на уроках истории, о войнах казахстанцах, защищавших рубежи и интересы нашей страны, выполнявших интернациональный долг.
Необходимым условием успешной учебной деятельности кадетов является интерес к изучаемому предмету, потребность понимания. На основе интереса происходит мобилизация внимания, стремлений, чувствительного и мыслительного восприятия. Военная направленность курса истории решает проблему воспитания интереса у кадетов к изучаемому материалу, формирует профессиональные знания.
Одной из форм работы, которая помогает систематически воспитывать интерес кадетов к истории, является работа с моделированием плана сражения. Например, кадеты моделируют план Аныракайской битвы. Ребята выясняют, что для успешного завершения битвы, необходимо правильно расставить войска, удачно выбрать местность, время атаки, важна мотивация, талантливый полководец.
При наличии идейного стержня история предстает перед учащимся не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся дисциплина общекультурного характера.
К особенностям обучения в кадетских классах можно отнести построение моделей по решению военно-прикладных задач. Для этого можно использую игру «Ты — полководец». В результате этой игры выясняется знание учащимися событий в динамике, последовательность событий. Необходимо заранее приготовить к уроку весь реквизит: стрелки, геометрические фигуры, которые будут обозначать города, реки, леса, разный род войск (конница, пехота и т. д.). На магнитной доске ученики должны «провести» битву, расположив противные стороны так, как их описывает история. В ходе игры принимают участие группы ребят, имеющие разные роли: воины, полководцы противных сторон.
Ход игры таков: учитель предлагает учащимся выбрать жетон определенного цвета. В итоге происходит распределение ролей учащихся в игре (воинов, полководцев). Предстоит обыграть решающее сражение. «Полководцы» выстраивают свои «войска» на магнитной доске в боевом порядке. Проведение игры предполагает знание материала, иначе «бой» не состоится. «Бой» проводится с постоянным комментированием. Ребятам на уроке задается вопросы: «Правы ли были полководцы, построив свои войска именно в таком порядке? Как бы вы расставили войска? А как бы вы поступили на месте полководца, возглавлявшего армию? Как бы вы провели бой?». Например, моделируя сражение под Нарвой, ребята выясняют причины поражения русской армии, предлагают варианты расстановки сил. Ученики зарисовывают ход боя. Схема на доске, рассказ подкрепляется хрестоматийными дополнениями, прочтение вслух отрывков из исторических романов дают живую картину изучаемого события. В ходе урока возникает немало версий и споров по этим вопросам.
Эту игру можно проводить с применением ИКТ, которые позволяют использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. К уроку необходимо приготовить флипчаты с реквизитом битвы. Учащиеся моделируют исторические события, причем дополнительный материал могут находить сами в Интернете, расширять реквизит сражения, составлять презентации.
Конечно, эта игра фантазийная, но с ее помощью дети учатся стратегии, отчетливо представлять прошедшие события, прививает им такие качества, как пытливость, настойчивость, развивает самостоятельность. Эта игра показывает их в динамике, давая возможность доказывать, предугадывать. Ребята приходят к выводу, что благодаря патриотизму и героизму народных масс, удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды истории.
Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. История — это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.
Преподавание истории в кадетских классах строится с учетом всех особенностей предпрофильной подготовки кадетов. Введение слов военного обихода в лексику, привлечение дополнительной литературы военно-патриотического содержания, особая форма организации занятий способствует осознанному отношению к выбору профессии.
Выпускники кадетских классов подготовлены к военной службе — 25 % учащихся поступили в Суворовское училище, 22 % в Политехнический колледж по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях».
Литература:
1. Борзунова Л. П. «Игры на уроках истории», М. 2004 г.
2. Выступление Главы государства Н. А. Назарбаева на расширенном заседании Политсовета НДП «Нур Отан»
3. «Программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006–2008 годы».
4. Субботина М. А. «Игры и занимательные задачи по истории», Можайск 2003 г.