Роль игры в воспитании личности
Автор: Захарова Елена Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 02.03.2015
Статья просмотрена: 3619 раз
Библиографическое описание:
Захарова, Е. А. Роль игры в воспитании личности / Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7495/ (дата обращения: 08.10.2024).
В данной статье рассматривается воспитание личности ребенка через взаимодействия игр, а также виды и функции игры.
Ключевые слова: игра, ребенок, развлечения, понимание.
Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
Януш Корчак
Игра — важнейшая часть жизни ребенка. Д. Б. Эльконин в книге «Психология игровой деятельности» определяет игру как «исторически возникший и социально обусловленный на познание окружающей действительности»
В системе воспитательных средств, игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами — общением, трудом, учением — место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида — в возрасте примерно от полутора — двух лет и до поступления в школу.
После поступления в школу, играть ребенку становиться некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда.
Для игры важнейшим средством воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре — пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности [3, с. 85].
В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых; по — своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать себя.
Термин «игра» имеет много значений: спортивные соревнования, шутки, фокусы, театральные зрелища и др. Выделяются следующие признаки игры:
- Непродуктивность;
- Ориентированность на процесс, а не на результат;
- Обучающее, воспитывающее и развивающее значение для психологической подготовки ребенка к будущей жизни;
- Историко-культурная значимость;
- Условность игровой ситуации;
- Двухплановость;
- Ролевая структура;
- Быстрая смена ситуации и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации;
- Возможность замещения реальных объектов игровыми.
Существует множество теорий, объясняющих происхождение и значение игры для развития ребенка. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер, Г. Спенсер) игра возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование. Образуется избыток энергии, который и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого отношения к борьбе за существование.
Первым попытку изучения и систематизации игр предпринял в 1899 г. Немецкий ученый К. Грос, который понимал игру как предупреждение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование. Он считал, что «игра объективно — это первичная стихийная школа поведения, кажущийся хаос, который представляет ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения людей, его окружающих». Игра необходима ребенку для подготовки к будущей жизни и является средством его естественного самовоспитания.
С. Л. Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «суть человеческой игры — в способности, отображать, преображать действительность. Впервые проявлялась в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. Также там проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основном, центральное и самое общее значение игры» [4, с. 589].
Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Голландский зоопсихолог Ф. Бейтендайк выделил четыре особенности игры: импульсивность; ненаправленность действий; аффективная связь с окружающим; робость, боязливость и застенчивость. В основе игры, с его точки зрения, лежат общие влечения — влечение к освобождению, слиянию с окружающим и к повторению. Созвучна этой теории точка зрения психоанализа на игру как внешнее выражение глубинных инстинктов человека.
Ж. Пиаже рассматривал влияние игры на развитие детского интеллекта в связи с развитием символической функции. Игра, по его мнению, — это деятельность, в которой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эгоцентрической позицией
.
Рис. 1.
Рис. 2.
В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П. Ф. Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами и потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей — поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движение руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов — игрушек). В этих играх, которые Ж. Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуются координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение [2, с. 34].
Рис.3.
На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействие на его органы соответствующим образом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т. п. особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определяющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка:
1) Определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность);
2) Строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности (не только двух- трехмесячный, но и двух — трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения);
3) Чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впечатлений, оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка;
4) Обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.
По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры. Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям [1, с.196].
Разделение игр- развлечений П. Ф. Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее время:
- развлечения, развивающие прежде всего память.
- Развлечения, вызывающие мыслительную деятельность
- Развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств
Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что побуждение детей к играм, предоставление материала для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности — вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр.
Литература:
1. Белов В. М. Избранные произведения: В3т.-М.,1984. — Т. 3. — С. 195–197.
2. Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987.-№ 1.
3. Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. — Ч.1. — Дубна, 1997. — С. 85.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.,1946.- С.589.
Похожие статьи
Роль игры в воспитании личности ребёнка
В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Психологические трудности в общении подростков
В статье раскрыто понятие общения, структура процесса общения, особенности подростковых групп, а также факторы, влияющие на проявление проблем в общении подростков. Были предложены для рассмотрения предполагаемые психологические трудности в общении п...
Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания
В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Геймификация как тренд в системе образования
Данная статья посвящена раскрытию понятия «геймификация», её роли в системе образования. Обусловлена актуальность, влияние на повышение мотивации и успеваемости, обучающихся и проведена аналитика принципов геймификации.
Семья как фактор социализации
В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...
Влияние социокультурной среды на развитие личности ребенка
В статье авторы рассматривают вопросы влияния социокультурной среды на развитие личности ребенка, ее воспитательный потенциал.
Необходимость творчества при применении искусственного интеллекта в образовании
В статье рассматриваются вопросы применения ИИ и необходимость проявления творчества педагога в планировании образовательной деятельности.
Игра как средство развития интереса к предмету
В данной статье раскрывается содержание понятия «игра». Основное внимание автора обращено на сущность игры, как средства развития интереса к предмету. В работе приведен пример использования игры на уроке, как средство развития интереса. Автор статьи ...
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр
В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.
Похожие статьи
Роль игры в воспитании личности ребёнка
В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Психологические трудности в общении подростков
В статье раскрыто понятие общения, структура процесса общения, особенности подростковых групп, а также факторы, влияющие на проявление проблем в общении подростков. Были предложены для рассмотрения предполагаемые психологические трудности в общении п...
Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания
В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Геймификация как тренд в системе образования
Данная статья посвящена раскрытию понятия «геймификация», её роли в системе образования. Обусловлена актуальность, влияние на повышение мотивации и успеваемости, обучающихся и проведена аналитика принципов геймификации.
Семья как фактор социализации
В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...
Влияние социокультурной среды на развитие личности ребенка
В статье авторы рассматривают вопросы влияния социокультурной среды на развитие личности ребенка, ее воспитательный потенциал.
Необходимость творчества при применении искусственного интеллекта в образовании
В статье рассматриваются вопросы применения ИИ и необходимость проявления творчества педагога в планировании образовательной деятельности.
Игра как средство развития интереса к предмету
В данной статье раскрывается содержание понятия «игра». Основное внимание автора обращено на сущность игры, как средства развития интереса к предмету. В работе приведен пример использования игры на уроке, как средство развития интереса. Автор статьи ...
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр
В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.