Роль игры в воспитании личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 02.03.2015

Статья просмотрена: 3203 раза

Библиографическое описание:

Захарова, Е. А. Роль игры в воспитании личности / Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7495/ (дата обращения: 28.04.2024).

В данной статье рассматривается воспитание личности ребенка через взаимодействия игр, а также виды и функции игры.

Ключевые слова: игра, ребенок, развлечения, понимание.

 

Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.

Януш Корчак

Игра — важнейшая часть жизни ребенка. Д. Б. Эльконин в книге «Психология игровой деятельности» определяет игру как «исторически возникший и социально обусловленный на познание окружающей действительности»

В системе воспитательных средств, игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами — общением, трудом, учением — место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида — в возрасте примерно от полутора — двух лет и до поступления в школу.

После поступления в школу, играть ребенку становиться некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда.

Для игры важнейшим средством воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре — пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности [3, с. 85].

В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых; по — своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать себя.

Термин «игра» имеет много значений: спортивные соревнования, шутки, фокусы, театральные зрелища и др. Выделяются следующие признаки игры:

-        Непродуктивность;

-        Ориентированность на процесс, а не на результат;

-        Обучающее, воспитывающее и развивающее значение для психологической подготовки ребенка к будущей жизни;

-        Историко-культурная значимость;

-        Условность игровой ситуации;

-        Двухплановость;

-        Ролевая структура;

-        Быстрая смена ситуации и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации;

-        Возможность замещения реальных объектов игровыми.

Существует множество теорий, объясняющих происхождение и значение игры для развития ребенка. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер, Г. Спенсер) игра возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование. Образуется избыток энергии, который и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого отношения к борьбе за существование.

Первым попытку изучения и систематизации игр предпринял в 1899 г. Немецкий ученый К. Грос, который понимал игру как предупреждение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование. Он считал, что «игра объективно — это первичная стихийная школа поведения, кажущийся хаос, который представляет ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения людей, его окружающих». Игра необходима ребенку для подготовки к будущей жизни и является средством его естественного самовоспитания.

С. Л. Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «суть человеческой игры — в способности, отображать, преображать действительность. Впервые проявлялась в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. Также там проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основном, центральное и самое общее значение игры» [4, с. 589].

Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Голландский зоопсихолог Ф. Бейтендайк выделил четыре особенности игры: импульсивность; ненаправленность действий; аффективная связь с окружающим; робость, боязливость и застенчивость. В основе игры, с его точки зрения, лежат общие влечения — влечение к освобождению, слиянию с окружающим и к повторению. Созвучна этой теории точка зрения психоанализа на игру как внешнее выражение глубинных инстинктов человека.

Ж. Пиаже рассматривал влияние игры на развитие детского интеллекта в связи с развитием символической функции. Игра, по его мнению, — это деятельность, в которой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эгоцентрической позицией

.article649.jpg

Рис. 1.

 

12.jpg

Рис. 2.

 

В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П. Ф. Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами и потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей — поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движение руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов — игрушек). В этих играх, которые Ж. Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуются координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение [2, с. 34].

FP74121.jpg

Рис.3.

 

На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействие на его органы соответствующим образом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т. п. особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определяющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка:

1)                 Определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность);

2)                 Строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности (не только двух- трехмесячный, но и двух — трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения);

3)                 Чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впечатлений, оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка;

4)                 Обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.

По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры. Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям [1, с.196].

Разделение игр- развлечений П. Ф. Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее время:

-        развлечения, развивающие прежде всего память.

-        Развлечения, вызывающие мыслительную деятельность

-        Развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств

Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что побуждение детей к играм, предоставление материала для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности — вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр.

 

Литература:

 

1.      Белов В. М. Избранные произведения: В3т.-М.,1984. — Т. 3. — С. 195–197.

2.      Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987.-№ 1.

3.      Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. — Ч.1. — Дубна, 1997. — С. 85.

4.      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.,1946.- С.589.

 

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, движение руками, будущая жизнь, игровая деятельность, окружающая действительность, предмет, развитие ребенка, Развлечение.

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями: Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно.

Для ребенка игра является своеобразной социальной практикой, в игре дети отражают окружающую действительность.

Подвижные игры в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Играя, ребёнок познаёт окружающую действительность и претворяет её в игровых образах. Для ребёнка нет ничего более увлекательного, чем игра. Ведь в игре приобретаются нужные для жизни качества и навыки.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение...

Роль игровой деятельности в жизни ребенка.

игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра, игровая ситуация, развитие воображения, Краткий психологический словарь, игра детей, собственное поведение.

Значение игры в развитии младших школьников

игра, ребенок, отношение, окружающий мир, возможность, человеческая деятельность, игровая деятельность, жизнь ребенка, диагностическая функция, коммуникативная функция.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством...

ребенок, игра, творческое воображение, способность, развитие, предмет, окружающий мир, окружающая действительность, дошкольное учреждение, дошкольное детство.

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями: Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно.

Для ребенка игра является своеобразной социальной практикой, в игре дети отражают окружающую действительность.

Подвижные игры в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Играя, ребёнок познаёт окружающую действительность и претворяет её в игровых образах. Для ребёнка нет ничего более увлекательного, чем игра. Ведь в игре приобретаются нужные для жизни качества и навыки.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение...

Роль игровой деятельности в жизни ребенка.

игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра, игровая ситуация, развитие воображения, Краткий психологический словарь, игра детей, собственное поведение.

Значение игры в развитии младших школьников

игра, ребенок, отношение, окружающий мир, возможность, человеческая деятельность, игровая деятельность, жизнь ребенка, диагностическая функция, коммуникативная функция.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством...

ребенок, игра, творческое воображение, способность, развитие, предмет, окружающий мир, окружающая действительность, дошкольное учреждение, дошкольное детство.