Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Авторы: Катриченко Валентина Михайловна, Бойчук Ирина Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 25.02.2015
Статья просмотрена: 4073 раза
Библиографическое описание:
Катриченко, В. М. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства / В. М. Катриченко, И. А. Бойчук. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 68-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7431/ (дата обращения: 16.11.2024).
Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается
В. А. Сухомлинский
Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием русского народа. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться.
Начинать работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам желательно
- с создания для детей теплой, уютной, доброжелательной атмосферы в детском саду. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством;
- с воспитания любви к родной семье;
- с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине. Именно с этого начинается формирование того фундамента, на котором в дальнейшем будет формироваться чувство любви к своему Отечеству.
Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, очень важно в дошкольном возрасте помочь детям «увидеть» красоту родной природы, приобщить к культуре, традициям наших предков, к уважению и быту своих сограждан. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области очевидна: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, его жителях, природе, традициях, — тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям будет успешным, если обеспечивается активная деятельность ребенка. Поэтому в образовательном процессе должны соблюдаться некоторые условия:
- Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.
- Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (экологические акции, труд на участке детского сада по выращиванию цветов, овощей, кустарников, деревьев, оформлению клумб).
- Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
- Взаимодействие с семьей, которая имеет определяющее значение в воспитании патриотизма и любви к родному краю. Именно в семье закладываются базовые ценности и прививается любовь к родному краю.
В связи с чем, главная цель в работе со старшими дошкольниками — знакомство с родным краем, краеведческое просвещение детей с опорой на их творчество и включение в активную деятельность. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, любовь к Родине, родному краю.
- Знакомить с природой Кольского полуострова, ее особенностями; развивать способность чувствовать красоту северной природы в разное время года, эмоционально откликаться на нее.
- Знакомить с родным городом, названиями улиц; развивать чувство гордости, желание сделать наш город чистым, красивым, гостеприимным.
- Познакомить детей с жизнью, трудом и творчеством некоторых знаменитых горожан (людей, прославивших свой город); воспитывать уважение к их достижениям.
- Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
В основе реализации краеведческого образования — следующие принципы: историзма, наглядности, гуманизации, дифференциации, систематичности, интегративности.
Принцип историзма — это сохранение хронологического порядка в системе образования к временным измерениям: прошлое — настоящее — будущее. Оно включает знакомство детей с историей родного края, его современным состоянием, перспективами обновления и развития. Подобный подход позволяет детям более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
Принцип наглядности позволяет донести до детей информацию интересно и доступно.
Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, ценности, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. В связи с чем в групповых помещениях оформлены уголки «Люблю тебя, мой край родной!». В них сосредоточены материалы: карты Кольского полуострова, города Апатиты; макеты Хибинских гор, ООО «Апатит», озера «Имандра»; энциклопедическая и природоведческая литература по теме: «Родной край»; видеотека: фильмы и мультимедийные презентации; альбомы, иллюстративный материал по темам: «История города в названиях улиц», «Апатиты — город света», «Лапландский и Кандалакшский заповедники», «Озеро Имандра», «Полярно-альпийский ботанический сад-институт»; «Храмы нашего города»; творческие работы детей и родителей, фотографии экскурсий.
Принцип гуманизации предполагает индивидуальный и личностно-ориентированный подход — умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, его чувства, эмоции; видеть в ребёнке полноправного партнёра; ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в усвоении социокультурных норм и становлении личности. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают мероприятия с участием родителей:
- праздники: «День города», «Праздник урожая», «День Матери», «День Победы», «День защиты детей»;
- музыкально-спортивные развлечения: «День здоровья», «День Защитника Отечества», «Хибинский спортивный фестиваль».
Принцип дифференциации предполагает создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знаний о родном крае, родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы, сформированных умений и навыков.
Используя дифференцированный подход, педагоги предусматривают различные приемы приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.
Iгруппа — создание эмоционального интереса: элементы занимательности, сюрпризные моменты, введение народных и сказочных персонажей, разыгрывание ролей, создание ситуации успеха.
IIгруппа — проблемно-поисковые задания: проектная деятельность, объяснение, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям («если, то»), доказательствам.
IIIгруппа — творческие задания: словотворчество, создание рукописных книг, газет; художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация); продуктивная деятельность (конструирование, ручной труд), пение; творческие игры (строительные, сюжетные, театрализованные), коллекционирование.
Принцип систематичности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний с последующим повторением и усложнением учебного материала. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении разработаны:
- тематическое планирование по знакомству с родным городом «Апатиты — город света»:
Месяц |
Тема |
Форма работы |
Сентябрь |
«Мой родной города Апатиты» «Праздник урожая» |
Видео экскурсия |
Октябрь |
«История города в названиях улиц» (геологи — первооткрыватели месторождений апатито-нифелиновой руды) |
Видео-экскурсия по улицам Ферсмана, Козлова, Зиновьева, площади Геологов |
Ноябрь |
«Достопримечательности города»: памятник А. Е. Ферсману, «Музей камня», «Геологический парк»; Храм Новомучеников и Исповедников Российских |
Экскурсия к памятнику А. Е. Ферсмана, «Музей камня», «Геологический парк». Экскурсия в Храм Новомучеников и Исповедников Российских |
Декабрь |
«Герб города Апатиты» «Кольский научный центр РАН» |
Мультимедийная презентация |
Январь |
«Хибинские горы. Первооткрыватели месторождений апатито-нифелиновой руды» |
Видео экскурсия. Мультимедийная презентация |
Февраль |
«Кольские самоцветы» «Выставка «Каменный цветок» |
Мультимедийная презентация |
Март |
«История города в названиях улиц» |
Видео экскурсия по улице Строителей |
Апрель |
«История города в названиях улиц» (защитники Отечества) |
Видео экскурсия, мультимедийная презентация по улицам Победы, Анатолия Бредова |
Май |
«Достопримечательности города»: памятник Защитникам Севера |
Экскурсия к памятнику Защитникам Севера |
- тематическое планирование (региональный компонент) «За Полярным кругом», как часть образовательной программы дошкольного образования:
Месяц |
Тема |
Тема |
Сентябрь |
«Край наш Севером зовется» |
«Красная книга Мурманской области». «В мире растений» |
Октябрь |
«Заповедники Кольского полуострова», «День российских заповедников», «Перелетные птицы» |
«Обитатели Лапландского, Кандалакшского заповедников, Пасквика» |
Ноябрь |
«Хибинские горы». «Зимующие птицы» |
«Кольские самоцветы, сувениры» «Птицы Красной книги» |
Декабрь |
«Озера — голубые глаза России». «Озеро Имандра» |
«Реки, речки и моря на земле текут не зря», «Обитатели северных озер и рек» |
Январь |
«Что такое тундра?» «Праздник Солнца» |
«Растительный и животныц мир тундры», «Северные птицы» |
Февраль |
«Какие моря омывают Кольский полуостров?» |
«Обитатели северных морей», «Международный день защиты китов» |
Март |
«Животные Севера», «Травоядные животные» |
«Пушные звери», «Животные Красной книги». «Всемирный день воды» |
Апрель |
«Международный день птиц», «Что такое лесотундра?» |
«Благовещение», «Растительный и животный мир лесотундры» |
Май |
«Лекарственные растения», «В мире насекомых» |
«Всемирный день охраны здоровья», «Мы — экологи» |
- тематическое планирование «Люблю тебя, мой край родной!», включающее знакомство детей старшего дошкольного с достопримечательностями областного центра, святыми местами Кольской земли.
Месяц |
Тема |
Форма работы |
Сентябрь |
«Города Мурманской области», «Город-герой Мурманск» |
«Гербы городов Мурманск (Романов-на-Муроме), Апатиты, Кировск (Хибиногорск)» |
Октябрь |
«Достопримечательности города Мурманска: океанариум, областной театр кукол». |
«Достопримечательности города Мурманск: ледокол Ленин» |
Ноябрь |
«Кто прославил наш город?» «Улица Нечаева» |
«Мурманск: Военно-Морской музей Северного флота» |
Декабрь |
«Города Кола — Мурманск», «Кольский мост» |
«Мурманская областная научная библиотека» |
Январь |
«Саами — коренные жители Кольского полуострова» |
«Село Ловозеро. Северные сувениры». |
Февраль |
«Северный Флот не подведет!» «Мемориал «Морякам, погибшим в мирное время» и церковь Спас — на –Водах». |
«Мурманск — город моряков, рыбаков», «Морской православный храм Спас-на-водах» |
Март |
«Достопримечательности города Мурманска: Мурманский областной краеведческий музей» |
«Хибиногорский женский монастырь Казанской иконы Божией Матери» |
Апрель |
«Праздник Севера», «Лыжня дружбы» |
«Кольский край — земля спортсменов». «Хибины — горнолыжный спорт» |
Май |
«Достопримечательности города Мурманск: мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы ВОВ», Анатолию Бредову. Долина Славы» |
«Трифонов — Печенгский монастырь», «Свято-Никольский кафедральный собор» |
Принцип интегративности предполагает интеграцию направлений развития (познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного, физического), различных видов деятельности (чтение, экскурсии, просмотр видеозаписей, продуктивная деятельность, игра и др.); сотрудничество с семьей и социальными институтами.
Несколько лет детский сад сотрудничает с научными сотрудниками Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина КНЦ РАН. Разработана программа дополнительного образования «В царстве растений». Реализация программы осуществляется непосредственно в ПАБСИ, где ребенок получает не только теоретическую информацию, но и подкрепляет ее уникальными фактическими наблюдениями. Программа направлена на развитие личности ребенка:
- умение видеть и понимать красоту окружающей природы,
- умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения за экзотическими растениями,
- формирование природоохранного мировоззрения. Темы экскурсий: «Многообразие растений», «Самые первые, самые древние», «Деревья, достигающие неба», «Царицы пустынь и колючие ежики», «Растения, «играющие в прятки», «Растения — хищники и растения — паразиты», «Значение растений в жизни человека».
Несколько лет дошкольное учреждение сотрудничает с научными сотрудниками Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН. В тесном взаимодействии реализуется проект «Юный эколог», целью реализации которого является развитие у воспитанников естественно-научных представлений о человеке и окружающей его среде, формирование экологической культуры. Темы творческих встреч и экскурсий: «Человек — часть природы», «Микробы вокруг нас», «Грибы на деревьях», «Кто живет на дне озера?», «Кто живет в аквариуме», «Лес — легкие планеты», «Прикоснись к природе сердцем».
Дошкольное учреждение сотрудничает с педагогами дома детского творчества им. академика А. Е. Ферсмана. Разработана программа «Любители природы». Занятия направлены на формирование у детей элементарных представлений о домашних животных, домашних птицах (которые обитают в живом уголке ДДТ), ответственного отношения к миру природы.
Предусмотрено практико-ориентированное знакомство детей с основными правилами содержания и ухода за живыми обитателями.
Дошкольное учреждение сотрудничает с городской детско-юношеской библиотекой. Библиотекари во взаимодействии с воспитателями используют разнообразные формы работы с детьми, что способствует формированию интересе к книге, умению ориентироваться в библиотечном пространстве, усвоению правил поведения и пользования книгами в библиотеке. Наши воспитанники уже знают, что книга — это открытие нового, волшебного и необычайно интересного мира. Общение с книгой, дарит радость, яркие положительные эмоции, помогает «посеять» зерна добра, любви, уважения, раскрыть творческие способности, воспитывает юного читателя.
В дошкольном образовательном учреждении сложились значимые для детей и педагогов традиции. В рамках реализации программы «Вовлечение населения в деятельность, направленную на благоустройство городских территорий» и Всероссийского экологического субботника «Зеленая Россия» в детском саду регулярно проходят экологические акции по благоустройству и озеленению территории, в которых принимают участие сотрудники, родители и воспитанники дошкольного образовательного учреждения. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».
В ДОУ ежегодно проводится городской фестиваль экологических театров и агитбригад «Солнечный круг» с участием детей других ДОУ нашего города.
Основные задачи:
- приобщение к социокультурным нормам;
- активное участие в экологически направленной деятельности;
- развитие творческих способностей детей.
Традиция знакомить детей с традиционной выставкой — ярмаркой «Каменный цветок», которая проходит в нашем городе ежегодно, позволяет формировать активную жизненную позицию, желание быть активным участником коллектива детского сада и своих земляков.
Традиция ежегодного проведения Хибинского спортивного Фестиваля позволяет:
- воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям;
- спортивным событиям нашего региона, нашей страны и всего мира;
- создать условия для активного отдыха детей и взрослых;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, ощутить радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.
Не все равно, на что истратить сердца жар
И жизнь, нам данную от Бога;
Кому отпущено по воле неба много,-
С того и взыщется за этот щедрый дар!
Итак, в современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: семья, достояния культуры, родная природа, история народа, наша Родина — то, что составляет фундамент становления личности. Старший дошкольный возраст является благоприятным для приобщения к социокультурным нормам, т. к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.