Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Катриченко, В. М. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства / В. М. Катриченко, И. А. Бойчук. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 68-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7431/ (дата обращения: 16.11.2024).

Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается

В. А. Сухомлинский

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием русского народа. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться.

Начинать работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам желательно

-        с создания для детей теплой, уютной, доброжелательной атмосферы в детском саду. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством;

-        с воспитания любви к родной семье;

-        с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине. Именно с этого начинается формирование того фундамента, на котором в дальнейшем будет формироваться чувство любви к своему Отечеству.

Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, очень важно в дошкольном возрасте помочь детям «увидеть» красоту родной природы, приобщить к культуре, традициям наших предков, к уважению и быту своих сограждан. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области очевидна: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, его жителях, природе, традициях, — тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям будет успешным, если обеспечивается активная деятельность ребенка. Поэтому в образовательном процессе должны соблюдаться некоторые условия:

-        Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.

-        Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (экологические акции, труд на участке детского сада по выращиванию цветов, овощей, кустарников, деревьев, оформлению клумб).

-        Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

-        Взаимодействие с семьей, которая имеет определяющее значение в воспитании патриотизма и любви к родному краю. Именно в семье закладываются базовые ценности и прививается любовь к родному краю.

В связи с чем, главная цель в работе со старшими дошкольниками — знакомство с родным краем, краеведческое просвещение детей с опорой на их творчество и включение в активную деятельность. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

-        Развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, любовь к Родине, родному краю.

-        Знакомить с природой Кольского полуострова, ее особенностями; развивать способность чувствовать красоту северной природы в разное время года, эмоционально откликаться на нее.

-        Знакомить с родным городом, названиями улиц; развивать чувство гордости, желание сделать наш город чистым, красивым, гостеприимным.

-        Познакомить детей с жизнью, трудом и творчеством некоторых знаменитых горожан (людей, прославивших свой город); воспитывать уважение к их достижениям.

-        Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.

В основе реализации краеведческого образования — следующие принципы: историзма, наглядности, гуманизации, дифференциации, систематичности, интегративности.

Принцип историзма — это сохранение хронологического порядка в системе образования к временным измерениям: прошлое — настоящее — будущее. Оно включает знакомство детей с историей родного края, его современным состоянием, перспективами обновления и развития. Подобный подход позволяет детям более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Принцип наглядности позволяет донести до детей информацию интересно и доступно.

Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, ценности, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. В связи с чем в групповых помещениях оформлены уголки «Люблю тебя, мой край родной!». В них сосредоточены материалы: карты Кольского полуострова, города Апатиты; макеты Хибинских гор, ООО «Апатит», озера «Имандра»; энциклопедическая и природоведческая литература по теме: «Родной край»; видеотека: фильмы и мультимедийные презентации; альбомы, иллюстративный материал по темам: «История города в названиях улиц», «Апатиты — город света», «Лапландский и Кандалакшский заповедники», «Озеро Имандра», «Полярно-альпийский ботанический сад-институт»; «Храмы нашего города»; творческие работы детей и родителей, фотографии экскурсий.

Принцип гуманизации предполагает индивидуальный и личностно-ориентированный подход — умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, его чувства, эмоции; видеть в ребёнке полноправного партнёра; ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в усвоении социокультурных норм и становлении личности. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают мероприятия с участием родителей:

-        праздники: «День города», «Праздник урожая», «День Матери», «День Победы», «День защиты детей»;

-        музыкально-спортивные развлечения: «День здоровья», «День Защитника Отечества», «Хибинский спортивный фестиваль».

Принцип дифференциации предполагает создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знаний о родном крае, родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы, сформированных умений и навыков.

Используя дифференцированный подход, педагоги предусматривают различные приемы приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

Iгруппа — создание эмоционального интереса: элементы занимательности, сюрпризные моменты, введение народных и сказочных персонажей, разыгрывание ролей, создание ситуации успеха.

IIгруппа — проблемно-поисковые задания: проектная деятельность, объяснение, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям («если, то»), доказательствам.

IIIгруппа — творческие задания: словотворчество, создание рукописных книг, газет; художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация); продуктивная деятельность (конструирование, ручной труд), пение; творческие игры (строительные, сюжетные, театрализованные), коллекционирование.

Принцип систематичности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний с последующим повторением и усложнением учебного материала. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении разработаны:

-        тематическое планирование по знакомству с родным городом «Апатиты — город света»:

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

«Мой родной города Апатиты»

«Праздник урожая»

Видео экскурсия

Октябрь

«История города в названиях улиц»

(геологи — первооткрыватели месторождений апатито-нифелиновой руды)

Видео-экскурсия по улицам Ферсмана, Козлова, Зиновьева, площади Геологов

Ноябрь

«Достопримечательности города»: памятник А. Е. Ферсману, «Музей камня», «Геологический парк»;

Храм Новомучеников и Исповедников Российских

Экскурсия к памятнику А. Е. Ферсмана, «Музей камня», «Геологический парк».

Экскурсия в Храм Новомучеников и Исповедников Российских

Декабрь

«Герб города Апатиты»

«Кольский научный центр РАН»

Мультимедийная презентация

Январь

«Хибинские горы. Первооткрыватели месторождений апатито-нифелиновой руды»

Видео экскурсия.

Мультимедийная презентация

Февраль

«Кольские самоцветы»

«Выставка «Каменный цветок»

Мультимедийная презентация

Март

«История города в названиях улиц»

Видео экскурсия по улице Строителей

Апрель

«История города в названиях улиц» (защитники Отечества)

Видео экскурсия, мультимедийная презентация по улицам Победы, Анатолия Бредова

Май

«Достопримечательности города»: памятник Защитникам Севера

Экскурсия к памятнику Защитникам Севера

 

-        тематическое планирование (региональный компонент) «За Полярным кругом», как часть образовательной программы дошкольного образования:

Месяц

Тема

Тема

Сентябрь

«Край наш Севером зовется»

«Красная книга Мурманской области».

«В мире растений»

Октябрь

«Заповедники Кольского полуострова»,

«День российских заповедников»,

«Перелетные птицы»

«Обитатели Лапландского, Кандалакшского заповедников, Пасквика»

Ноябрь

«Хибинские горы».

«Зимующие птицы»

«Кольские самоцветы, сувениры»

«Птицы Красной книги»

Декабрь

«Озера — голубые глаза России».

«Озеро Имандра»

«Реки, речки и моря на земле текут не зря», «Обитатели северных озер и рек»

Январь

«Что такое тундра?»

«Праздник Солнца»

«Растительный и животныц мир тундры», «Северные птицы»

Февраль

«Какие моря омывают Кольский полуостров?»

«Обитатели северных морей»,

«Международный день защиты китов»

Март

«Животные Севера»,

«Травоядные животные»

«Пушные звери»,

«Животные Красной книги».

«Всемирный день воды»

Апрель

«Международный день птиц»,

«Что такое лесотундра?»

«Благовещение»,

«Растительный и животный мир лесотундры»

Май

«Лекарственные растения»,

«В мире насекомых»

«Всемирный день охраны здоровья»,

«Мы — экологи»

 

-        тематическое планирование «Люблю тебя, мой край родной!», включающее знакомство детей старшего дошкольного с достопримечательностями областного центра, святыми местами Кольской земли.

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

«Города Мурманской области»,

«Город-герой Мурманск»

«Гербы городов Мурманск (Романов-на-Муроме), Апатиты, Кировск (Хибиногорск)»

Октябрь

«Достопримечательности города Мурманска: океанариум, областной театр кукол».

«Достопримечательности города Мурманск: ледокол Ленин»

Ноябрь

«Кто прославил наш город?»

«Улица Нечаева»

«Мурманск: Военно-Морской музей Северного флота»

Декабрь

«Города Кола — Мурманск»,

«Кольский мост»

«Мурманская областная научная библиотека»

Январь

«Саами — коренные жители Кольского полуострова»

«Село Ловозеро. Северные сувениры».

Февраль

«Северный Флот не подведет!»

«Мемориал «Морякам, погибшим в мирное время» и церковь Спас — на –Водах».

«Мурманск — город моряков, рыбаков»,

«Морской православный храм Спас-на-водах»

Март

«Достопримечательности города Мурманска: Мурманский областной краеведческий музей»

«Хибиногорский женский монастырь Казанской иконы Божией Матери»

Апрель

«Праздник Севера», «Лыжня дружбы»

«Кольский край — земля спортсменов».

«Хибины — горнолыжный спорт»

Май

«Достопримечательности города Мурманск: мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы ВОВ», Анатолию Бредову. Долина Славы»

«Трифонов — Печенгский монастырь»,

«Свято-Никольский кафедральный собор»

 

Принцип интегративности предполагает интеграцию направлений развития (познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного, физического), различных видов деятельности (чтение, экскурсии, просмотр видеозаписей, продуктивная деятельность, игра и др.); сотрудничество с семьей и социальными институтами.

Несколько лет детский сад сотрудничает с научными сотрудниками Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина КНЦ РАН. Разработана программа дополнительного образования «В царстве растений». Реализация программы осуществляется непосредственно в ПАБСИ, где ребенок получает не только теоретическую информацию, но и подкрепляет ее уникальными фактическими наблюдениями. Программа направлена на развитие личности ребенка:

-        умение видеть и понимать красоту окружающей природы,

-        умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения за экзотическими растениями,

-        формирование природоохранного мировоззрения. Темы экскурсий: «Многообразие растений», «Самые первые, самые древние», «Деревья, достигающие неба», «Царицы пустынь и колючие ежики», «Растения, «играющие в прятки», «Растения — хищники и растения — паразиты», «Значение растений в жизни человека».

Несколько лет дошкольное учреждение сотрудничает с научными сотрудниками Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН. В тесном взаимодействии реализуется проект «Юный эколог», целью реализации которого является развитие у воспитанников естественно-научных представлений о человеке и окружающей его среде, формирование экологической культуры. Темы творческих встреч и экскурсий: «Человек — часть природы», «Микробы вокруг нас», «Грибы на деревьях», «Кто живет на дне озера?», «Кто живет в аквариуме», «Лес — легкие планеты», «Прикоснись к природе сердцем».

Дошкольное учреждение сотрудничает с педагогами дома детского творчества им. академика А. Е. Ферсмана. Разработана программа «Любители природы». Занятия направлены на формирование у детей элементарных представлений о домашних животных, домашних птицах (которые обитают в живом уголке ДДТ), ответственного отношения к миру природы.

Предусмотрено практико-ориентированное знакомство детей с основными правилами содержания и ухода за живыми обитателями.

Дошкольное учреждение сотрудничает с городской детско-юношеской библиотекой. Библиотекари во взаимодействии с воспитателями используют разнообразные формы работы с детьми, что способствует формированию интересе к книге, умению ориентироваться в библиотечном пространстве, усвоению правил поведения и пользования книгами в библиотеке. Наши воспитанники уже знают, что книга — это открытие нового, волшебного и необычайно интересного мира. Общение с книгой, дарит радость, яркие положительные эмоции, помогает «посеять» зерна добра, любви, уважения, раскрыть творческие способности, воспитывает юного читателя.

В дошкольном образовательном учреждении сложились значимые для детей и педагогов традиции. В рамках реализации программы «Вовлечение населения в деятельность, направленную на благоустройство городских территорий» и Всероссийского экологического субботника «Зеленая Россия» в детском саду регулярно проходят экологические акции по благоустройству и озеленению территории, в которых принимают участие сотрудники, родители и воспитанники дошкольного образовательного учреждения. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».

В ДОУ ежегодно проводится городской фестиваль экологических театров и агитбригад «Солнечный круг» с участием детей других ДОУ нашего города.

Основные задачи:

-        приобщение к социокультурным нормам;

-        активное участие в экологически направленной деятельности;

-        развитие творческих способностей детей.

Традиция знакомить детей с традиционной выставкой — ярмаркой «Каменный цветок», которая проходит в нашем городе ежегодно, позволяет формировать активную жизненную позицию, желание быть активным участником коллектива детского сада и своих земляков.

Традиция ежегодного проведения Хибинского спортивного Фестиваля позволяет:

-        воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям;

-        спортивным событиям нашего региона, нашей страны и всего мира;

-        создать условия для активного отдыха детей и взрослых;

-        обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, ощутить радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.

Не все равно, на что истратить сердца жар

И жизнь, нам данную от Бога;

Кому отпущено по воле неба много,-

С того и взыщется за этот щедрый дар!

Итак, в современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: семья, достояния культуры, родная природа, история народа, наша Родина — то, что составляет фундамент становления личности. Старший дошкольный возраст является благоприятным для приобщения к социокультурным нормам, т. к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, детский сад, Мурманск, ребенок, день, Кольский полуостров, мультимедийная презентация, родной город, дошкольное образовательное учреждение, Красная книга.

Похожие статьи

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культуре Вологодской области

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине

Формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре казачества посредством этнографического музея «Русская горница»

Приобщение современных обучающихся к духовно-нравственным поискам человека на уроках русской классической литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Похожие статьи

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культуре Вологодской области

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине

Формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре казачества посредством этнографического музея «Русская горница»

Приобщение современных обучающихся к духовно-нравственным поискам человека на уроках русской классической литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей