Краеведение в детском саду
Автор: Иванова Ирина Михайловна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.
Дата публикации: 02.02.2020
Статья просмотрена: 1680 раз
Библиографическое описание:
Иванова, И. М. Краеведение в детском саду / И. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4860/ (дата обращения: 16.11.2024).
Среди ключевых задач по воспитанию детей дошкольного возраста нужно отметить важную тему, посвященную воспитанию любви, уважения и внимания к своему родному краю, своей малой Родине. Ребята должны понимать, что место, где они живут, это не просто точка на карте и название, а то, чем можно гордиться.
В целях формирования представления и расширения кругозора дошкольников о своем крае и воспитания чувства привязанности и любви к своей малой Родине необходимо применять в процессе обучения и воспитания информацию местных краеведческих материалов, ведь информация именно с краеведческим уклоном будет более понятна и близка для детей, сможет пробудить у них интерес к познанию нового.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием различных сфер личности — интеллектуальная сторона, нравственно-волевая и эмоциональная. Дети уже способны принимать и усвоить ценности общества из своего окружения. Поэтому важно начинать краеведческую работу уже с детского сада, в возрасте, когда дети активно социализируются и происходит их становление, как личностей.
Важное значение краеведческой деятельности в ДОУ для старших дошкольников в качестве значимого средства приобщить их к культурным традициям родного края, сложно переоценить. Ведь среди основных факторов для формирования историко-патриотического сознания детей можно уверенно назвать их знакомство с историей своего региона, города, поселка.
Актуальность развития интересов дошкольников в данной сфере обусловлена социальными запросами общества, поскольку чем более содержательными, глубокими и полными окажутся знания детей о своем крае и его людях, особенностях исторического развития, природе, культурных обычаях, тем более действенными они станут в процессе приобщения дошкольников к культуре своего края.
Целью данной работы стало определить весь массив педагогических условий, которые помогут приобщить старших дошкольников к культуре и истории своего родного края.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- Изучить и дать качественный анализ литературы, пособий, посвященных проблемам приобщения дошкольников к истории и культуре своего родного края или области.
- Оценить, насколько велико влияние деятельности по краеведению, местных краеведческих материалов на формировании у дошкольников интереса и любви к своей малой родине.
- Проанализировать методы педагогического воздействия на детей в целях приобщения их к историко-культурному наследию своего региона.
Дошкольный период в жизни человека — один из самых важных этапов жизни, когда происходит становление и развитие личности, когда дошкольники обогащают свою копилку знаний и впечатлений от окружающего мира.
Взаимодействие детей с миром, социализация в общество развивается одновременно с приобщением их к культурно-историческим особенностям родных мест.
Многие исследователи — Выготский Л. В., А. В. Запорожец и другие — по результатам своих психологических тестов показали, что уже с дошкольного возраста процесс приобщения личности к культуре протекает через освоение историко-социального и культурного опыта, который они постигают путем контакта и изучения материальных и художественно-духовных ценностей. Они приобретают бесценный опыт путем активной созидательной деятельности.
Краеведение можно отнести к одним из самых сильных способов воспитывать дошкольников в плане духовно-нравственного и культурного развития. Эта дисциплина может воспитать у детей осознанную любовь к своему городу, земле, они станут понимать, что их родной город является неотъемлемой частью нашей общей Родины. Дошкольники учатся видеть тесные нити от воспитания к жизни, у них формируются ключевые понятия нравственности и чувств.
Материалы, например, из Подольского краеведческого музея, способны значительно расширить кругозор у детей, они способствуют развитию их умственных возможностей. Подход в воспитании, основанный на краеведении, помогает воплощать самые основные принципы педагогической науки — от близких — к далеким, от известных — к неизвестным, от простого — к сложному.
Проблематика приобщения детей к культурному наследию разных народов волновала педагогов уже с начала 20 века. Н. К. Крупская А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие известные ученые писали, что необходимо в новых условиях развивать новые методы. Они предлагали начать практиковать воспитание с использованием прогрессивных народных традиций, использовать в текущей деятельности по воспитательной работе ознакомление с национальным искусством, эстетикой национальной одежды, народных танцев, праздников.
Педагоги-новаторы предлагали наполнить новым содержанием традиционное народное воспитание, исходя из принципа повторения педагогических критериев ко всему обществу. Для этого необходимо выполнять некоторые условия:
- В краеведческой работе участвуют и взрослые, и дети.
- Опыт народных традиций дети должны использовать в текущей деятельности — собирать лекарственные травы, выполнять простые работы в саду или в огороде.
- Нормы традиционного культурного поведения должны быть взяты на вооружение не только самими детьми, — к этому процессу должны подключаться и их родные, близкие, сотрудники дошкольного учреждения.
- Большое значение в области развития патриотических чувств всегда принадлежит семье, где и формируются ключевые нравственные принципы и прививается любовь и трепетное отношение к родному городу.
Краеведческую работу в дошкольном учреждении в качестве способа приобщить детей к культурным традициям родного края можно развивать по разным направлениям:
– Работа с историей и культурным наследием родного города
– Краеведение, связанное с изучением природы, географии, биологии, геологии, экологии своего края.
– Изучение фольклора, этнографических особенностей, литературы, искусства местных авторов.
– Туристическое направление — исследовательская работа выполняется в турпоходах.
– Музейное направление — изучение родных мест по материалам краеведческого музея.
– Краеведение, связанное с экскурсиями по городу или краю.
– Краеведение силами семьи.
Организовать работу по краеведению можно разными способами:
- Кружок краеведения в детском саду
- Музейные коллективы, которые организованы на базе музея в детских учреждениях.
- Выставка рисунков, фото, макетов, поделок и т. п.
- Встречи с известными личностями.
- Быт, традиции и праздники далеких предков, фольклор, встречи с местными писателями, художниками и т. п.
- Подготовка своего генеалогического древа.
Ключевая концепция деятельности краеведческого направления в дошкольном учреждении базируется на том, чтобы сформировать у старших дошкольников системные знания в историко-культурной сфере родного города, воспитать у них чувство любви, гордости и привязанности к родным местам.
В основе этой концепции необходимо выделить некоторые принципы:
- Исторический — важно реализовывать данный принцип с помощью хронологической точности при описании тех или иных явлений, показывая три грани измерения времени — из прошлого в настоящее и в будущее. Например, занятия по истории родного города нужно дополнить информацией о современном этапе развития и обозначить перспективы будущего. Благодаря этому подходу дошкольники смогут понять, как правильно осмыслить цепочку событий, адекватно прослеживать их последовательность, видеть причинно-следственные связи. У них будет формироваться историческое мышление.
- Гуманистический — в основе этого принципа лежит способность педагогов занять позицию детей, посмотреть на мир их глазами, разделить их точки зрения, понять их чувства и эмоции, видеть перед собой полноправного человека и ориентироваться на базовые общечеловеческие ценности — любовь к близким, родному городу и Родине.
- Дифференцированный подход — важно создавать подходящие условия для раскрытия возможностей всех детей с учетом их возрастных и личностных особенностей, их индивидуального опыта, эмоционального развития и познавательных интересов.
- Принцип сотрудничества, интеграции на разных уровнях — от семьи до центральной детской библиотеки и музеев города. Наполнение портфеля с краеведческим материалом проходит с учетом всех типов деятельности в области изучения детьми исторических и культурных особенностей своего города.
- Наглядность — невозможно объяснить детям все на словах, не используя пособия, игры, основанные на краеведческих и историко-культурных материалах. Это поможет передать все знания детям в доступной и интересной для них форме.
В предметно-развивающей среде стоит выделить две ключевые функции — развивающая и информационная. Есть разные способы приобщить детей-дошкольников к культурно-историческому наследию родного края.
Е. С. Бубанова, к.п.н., выделяет в первой группе способов несколько основных способов — напоминание, сравнение, объяснение, сопоставление, аргументация, рассуждения и другие методы, способствующие развитию мышления и личностного роста детей.
Вторая группа включает в себя такие приемы, как — сюрпризный момент, использование образов персонажей из сказок, ролевые представления, создание ситуации для успеха, постановка ребенка в ситуацию с вымышленным персонажем.
Третья группа объединяет различные занятия творчеством, аппликации, создание поделок, коллекций народно-бытовых предметов.
В заключении стоит отметить, что за счет разнообразия приемов, способов и методик изучения краеведческого материала можно оказать серьезное влияние на развитие дошкольников, увеличение и закрепление повышения их знаний об окружающем мире. Дети начинают осознавать, в чем заключается особенности историко-культурного развития их края, осваивают новые для них понятия в проявлении уважения, привязанности и любви к родному краю.
Литература:
- А. С. Макаренко. О воспитании. М.: Издательство политической литературы: 1990 г.
- Антонова Г. П. Познавательная деятельность детей 6–7 лет \ Г. П. Антонова, И. П. Антонова. М.: Мысль. 199.1
- Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики: метод. пособие \ Е. С. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ. 2004.