Валеологическое воспитание в детском саду
Автор: Земскова Юлия Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 5601 раз
Библиографическое описание:
Земскова, Ю. А. Валеологическое воспитание в детском саду / Ю. А. Земскова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2633/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 14% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того, дети, приходящие в 1 класс (25-35%), имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведённые цифры заставляют серьёзно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Поэтому, в нашем ДОУ мы работаем над темой: «Эколого-валеологическое воспитание детей». Я руководствуюсь тем, что проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится всё более острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения. В связи с этим я уверена, что валеологическое воспитание актуально уже в дошкольном возрасте.
Мы понимаем, что валеологическое воспитание – осознанное отношение к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Исходя из этого, мною были конкретизированы задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:
-формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;
-накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
-становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.
Для реализации моего опыта в ДОУ необходимо было:
-определить оптимальные педагогические условия, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;
-создать механизмы включения валеологического содержания в педагогический процесс детского сада;
-определить особенности взаимодействия педагога и ребёнка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольников;
-создать развивающую среду в ДОУ;
-сформировать подход к взаимодействию с семьёй.
Вы заметили, что фраза «Здоровый образ жизни» слышна буквально на каждом шагу? Так и есть: сегодня эта тема интересует практически всех. Особое внимание уделяется правильному питанию, так как оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития ребёнка.
Вот почему с правилами рационального питания я знакомлю детей с самого раннего возраста. Но как быть, если малыш отказывается от полезных продуктов, отдавая предпочтение различным вредным лакомствам? Я заинтересовываю, увлекаю ребёнка через игру.
Значение игровой деятельности, способствующей развитию дошкольников, хорошо и давно известно. Особая роль отводится дидактическим играм. В игре формируются и развиваются интеллектуальные, нравственные и эмоционально-волевые стороны личности ребёнка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к нормам и правилам общественной жизни, предметам окружающего мира. Дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний.
В своей работе я использую дидактические игры, развивающие навыки здорового питания («Зачем человеку хлеб?», «Найди витамины» и др.)
Функциональные задачи:
-способствовать формированию у детей интереса и готовности к соблюдению правил рационального питания;
-углубляют знания и представления о продуктах питания, их влияния на организм человека;
-развивают познавательную активность;
-способствуют эмоционально-волевому развитию, обогащению и активизации словаря; развитию словесно-логического мышления, воображения, внимания;
-способствуют развитию игровой деятельности, навыков общения и партнёрства.
Процесс валеологического воспитания дошкольников я организовала как целостный. Задачи валеологического воспитания решались во всех видах деятельности. Для работы с детьми по вышеуказанной теме отбирались активные методы и приёмы.
Методика:
-самоанализ и самоопределение в сфере воспитания валеологической культуры дошкольников;
-самообогащение и обогащение уже освоенных теоретико-методологических основ валеологии, а также практических способов их реализации в профессиональной деятельности;
-расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе опытно-экспериментальной работы.
Большие результаты усвоения знаний по валеологии дали такие формы сопровождения, как деловые игры с педагогами, групповые и индивидуальные консультации, конкурсы и выставки.
Одним из обязательных условий валеологического воспитания является валеологическая культура семьи. Её обогащение и становление осуществляла с помощью следующих форм взаимодействия с родителями:
-индивидуальное консультирование родителей врачом и психологом;
-выпуск стенгазеты «Растить детей здоровыми»;
-консультации и беседы с родителями о валеологических профилактических умений и навыков;
-встречи с врачами специалистами.
С помощью родителей создала развивающую среду в детском саду. В каждой группе созданы физкультурные уголки, атрибуты, необходимые для общеразвивающих упражнений, оформление зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, папками передвижками, растениями приносящими человеку пользу. Оформлена зона тишины и покоя, позволяющая ребёнку отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой. Создавая валеологически развивающую среду, мы научили детей ориентироваться в ней, уметь использовать её в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Таким образом, характер взаимодействия педагога и ребёнка в валеологической среде детского сада определяется как педагогическая поддержка: взрослый поддерживает ребёнка, направляет его и помогает ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.
Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности. Мы поняли, что важным её условием является диалог и сотрудничество взрослого и ребёнка в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора среды, с которыми ребёнок хочет взаимодействовать. Мы наблюдали, что ребёнок чувствовал себя уверенно в среде, успешно решал задачи. Педагогическая поддержка заключалась в похвале и поощрении, ориентации на успех, организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребёнок отказывался от взаимодействия со средой, был пассивен в её освоении, то я в процессе индивидуального взаимодействия вводила его в среду, предлагая совместно осваивать её, используя игровые приёмы, стремясь заинтересовать ребёнка её компонентами, поощряя его действия.
Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается активностью и самостоятельностью самого ребёнка, поэтому я поддерживала эту активность, создавая условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности её решения.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников будет обеспечено взаимодействием следующих педагогических условий:
-компетентность педагогов в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;
-валеологическая культура семьи;
-интеграция задач валеологического воспитания в целостный педагогический процесс детского сада;
-создание валеологически развивающей среды в ДОУ и педагогическая поддержка ребёнка в ней;
-проектирование индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения ребёнка в ходе освоения валеологической культуры.