Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Суетина, Л. Р. Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края / Л. Р. Суетина, И. И. Фрезе, Л. Н. Малахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 544-546. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13065/ (дата обращения: 23.12.2024).

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Чувство патриотизма — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, это ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Важное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной [1,c.34].

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, жизнь дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразнее рассказать и показать детям, особо выделив наиболее характерное для нашей местности.

Родной город.… Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своего микрорайона и того, на котором находится детский сад.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям нужно объяснить, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы (микрорайона), а также в честь кого они названы. Ребенку необходимо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый дошкольник начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края (старооскольская игрушка), народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, микрорайонов, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. [3,c.67]

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

-          повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

-          везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших его от врагов;

-          повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

-          люди берегут и охраняют природу;

-          есть общие профессиональные и общественные праздники. [2,c.76]

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

-          «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

-          непрерывность и преемственность педагогического процесса;

-          дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

-          рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

-          деятельностный подход;

-          развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей. [4,c.96]

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.) [2,c.45]

Одна из форм ознакомления с родным краем, воспитания любви к нему — работа по организации в детских садах краеведческих комнат (этнографических комнат, мини-музеев). Краеведческая комната — специально оборудованное помещение или часть его, где дети, сотрудники детского сада, родители имеют возможность группой, подгруппой или индивидуально ознакомиться с выставочными экспонатами. Кроме этого, организация и работа в краеведческой комнате детского сада способствует объединению детей и взрослых, позволяет расширить межличностные контакты, получить детям новый социальный опыт.

В краеведческой комнате могут быть использованы такие формы работы с детьми, как беседы; экскурсии для детей (групповые, индивидуальные), приемы: рассматривание предмета, рассказ экскурсовода, беседа-диалог, обращение к личному, коллективному опыту детей; интегрированные занятия по разделам реализуемой программы (краеведение, ознакомление с окружающим и развитие речи, изобразительная деятельность); досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепитие, проведение «сладкого вечера»; встречи с интересными людьми (писатели, поэты, художники, композиторы); организация выставок работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду; экскурсии для детей соседних детских садов, учащихся школ; проведение экскурсий детьми подготовительной группы, проведение конкурса «Юный экскурсовод»; игры-драматизации по мотивам народных сказок с использованием экспонатов краеведческой комнаты — предметов быта и одежды. Для родителей можно проводить консультации, беседы, собрания, лектории, экскурсии, занятия, праздники и развлечения, выставки. [3,c.68]

Во время экскурсий и на занятиях в краеведческой комнате у детей появляется возможность узнать как можно больше о родном крае, например о том, в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, о театре старинных кукол, народных промыслах.

Краеведческая комната в детском саду при правильной организации работы может оказать неоценимую помощь педагогам по приобщению детей к культурно-историческому наследию своей страны. Занятия по краеведению могут оказать большую помощь в решении многих проблем воспитания культурной личности ребенка, помогут заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения и умению жить среди людей.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник Масленицы. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине. [4,c.67]

Литература:

1.                  Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е. Ю. Александрова// Волгоград «Учитель»- 2007 г

2.                  Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина [Текст]/ Л. А. Кондрыкинская//. Творческий центр. Москва- 2003 г.

3.                  Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева//Творческий центр. Москва- 2009 г.

4.                  Натарова, В. И. Моя страна [Текст] / В. И. Натарова// Воронеж ТЦ «Учитель» -2005 г.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родной край, краеведческая комната, воспитание любви, город, нравственно-патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание детей, ознакомление детей, родной город.


Похожие статьи

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом

Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе

Формирование патриотических чувств на основе знакомства детей с родным краем

Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Формирование ценностей патриота и гражданина в повседневной жизни воспитанника кадетского военного корпуса

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Похожие статьи

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом

Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе

Формирование патриотических чувств на основе знакомства детей с родным краем

Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Формирование ценностей патриота и гражданина в повседневной жизни воспитанника кадетского военного корпуса

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Задать вопрос