Применение методики начального обучения игре в оркестре народных инструментов в системе дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 04.01.2015

Статья просмотрена: 548 раз

Библиографическое описание:

Вакуленко, И. В. Применение методики начального обучения игре в оркестре народных инструментов в системе дополнительного образования / И. В. Вакуленко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 113-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7069/ (дата обращения: 26.04.2024).

Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок подражающий актам других.

Б. Асафьев

 

Коллективное музицирование в кружках хорового пения, вокально-инструментальных ансамблях и оркестрах народных инструментов переоценить невозможно! В них формируются коллективизм, ответственность, товарищество, взаимовыручка. Такое музицирование, на современном этапе является эффективным способом эстетического воспитания детей.

Правильно разработанная система обучения игре на музыкальных инструментах, педагогически обоснованная к условиям проведения коллективных занятий для начинающих кружковцев способствует более эффективному проведению занятий. Учебный материал распределяется таким образом, чтобы каждое последующее занятие было продолжением предыдущего, а новые задания на начальном этапе были небольшими по продолжительности. При осознанном отношении к процессу обучения у ребят появляется желание продолжать обучение лишь тогда, когда постепенно повышается уровень трудностей, а воспитанники при этом опираются на уже полученные знания и умения.

Содержание коллективного обучения кружковцев игре на народных инструментах характеризуется особенностью применения автоматических игровых музыкально-исполнительских умений и навыков у начинающего исполнителя. Всякая деятельность, как правило, предусматривает специальный комплекс приобретённых знаний, умений и осмысленных навыков. Исходя из этого, умения характеризуются как способность человека успешно совершать ту или иную деятельность. Навыком является определённое действие человека, усвоенное настолько, что исполняется без особого напряжения.

Только при свободной игре музыкант-инструменталист может передать характер и содержание музыкального произведения. Создавая определенный комплекс автоматических исполнительских навыков, в процессе обучения, развиваются творческая деятельность учащихся, и их общее развитие.

Поддержание и усовершенствование знаний и умений начинающих кружковцев на должном уровне становится предпосылкой к переводу их в основной состав или создание самостоятельной оркестровой единицы.

Каждое целенаправленное движение пальцев не происходит полностью автоматически. Во время игры мы осознаём изменение темпа, силу звучания, ошибки в звукоизвлечении, то есть сами навыки могут быть объектом нашего внимания и целью контроля. Если действия музыканта доведены до автоматизма, он меньше устаёт, уменьшается напряжение игровых движений и всего организма. Когда произведение технически выучено, музыкант имеет возможность перенести своё внимание на передачу характера и содержания музыкального произведения.

Начиная учиться игре, например, на домре, кружковец контролирует каждое действие, связанное с звукоизвлечением, или с движением пальцев левой руки на грифе инструмента, осознанно соединяя все исполнительские компоненты. Когда отработаны движения, игра становится уверенней, нужда в особом контроле уменьшается, но для этого нужно многоразовое повторение данного упражнения.

В процессе формирования исполнительского комплекса навыков, очень важным является начальный этап обучения, а именно: посадка, постановка рук, корпуса, звукоизвлечение, размещение нот на нотоносце и грифе инструмента, а так же и теоретические знания. Этот процесс происходит на основе музыкально-слуховых представлений, то есть заучивании определенных нот на нотоносце и грифе инструмента должен проходить на основе слухового метода обучения, который способствует созданию тесной взаимосвязи между слуховыми и двигательными сторонами исполнительского процесса. Вначале начинающий кружковец может контролировать внимание лишь на нескольких игровых действиях. Необходимо давать посильные задания, чтобы исполнитель мог полностью контролировать свои действия, постепенно расширяя круг приобретённых навыков в исполнительской технике.

Когда педагог занимается с одним учеником, обучение правильной посадке и постановке рук, звукоизвлечению происходит значительно легче, чем коллективное.

В основу данной методики положен принцип объединения игры на ладовых струнно-щипковых инструментах с пением. При этом учитывается принцип целостности художественного и технического развития кружковца. Последовательное накопление игровых и постановочных навыков должно постоянно связываться с развитием природных музыкально-слуховых способностей.

На начальном этапе у кружковцев недостаточно игровых навыков, целесообразнее использовать их голосовой аппарат, певческих навыков учащихся, как способа, с помощью которого он может активно участвовать в исполнительском процессе и развивать свои способности.

Например, обучая кружковцев пению песен, понимая их характер, постепенно присоединяем к пению игру на музыкальном инструменте, мы пробуждаем в них творческое воображение. Это помогает им преодолевать трудности, возникающие при начальном обучении игре на инструменте.

Обучение кружковцев пению песен, раскрытию их художественного образа, занимает основное место в формировании начальных музыкально-исполнительских навыков и обеспечивает игру кружковцев-инструменталистов на основе слухового восприятия, а именно с помощью музыкально-слуховых представлений.

Такая методика коллективного обучения условно складывается из трёх тесно связанных между собой этапов. Первый этап начинается с разучивания специальных упражнений, а именно: пению с одновременными условными движениями пальцев левой руки соответственно аппликатуре инструмента. Эти движения ученик осуществляет на тыльной части предплечья правой руки. Благодаря этому все начинающие кружковцы активно включаются в творческий процесс, что способствует обучению нотной грамоте, выработке координированных движений пальцев левой руки с одновременным пением мелодии разучиваемой песни. Данный период обучения обеспечивает необходимые предпосылки создания взаимосвязи между слуховыми и двигательными сторонами пока ещё условного исполнительского процесса у будущего музыканта.

В основе обучения песням (по принципу условной игры левой руки) осуществляется перенесение движений пальцев левой руки с тыльной части предплечья правой руки непосредственно на инструмент. Таким образом, у кружковцев формируются навыки начальной техники игры и окончательно закрепляются в памяти знания конкретных нот на нотоносце и их размещение на инструменте.

Второй период данного этапа коллективного обучения своей целью должен обеспечить тесную взаимосвязь между игрой и слуховым восприятием во время исполнения кружковцами инструментального музыкального произведения. Для того, чтобы их игра опиралась на музыкально-слуховое воображение, рекомендую играть мелодии песен ранее выученных по слуху. Это даст возможность сосредоточить внимание на создании и закреплении правильной постановки обеих рук.

Однако воспитанники должны иметь зрительное восприятие о нотной записи этих песен, поэтому следует на таких занятиях развешивать нотные плакаты для разучивания музыкальных произведений.

Этот метод обучения даёт возможность кружковцам приобрести технические (главным образом двигательные) навыки игры с участием слухового воображения и слухового контроля. По мере формирования у воспитанников начальных исполнительских навыков игры на музыкальных инструментах следует постепенно приучать их во время игры следить глазами за нотным текстом. При этом нужно следить, чтобы ученики не ослабляли внимание к выработке правильной постановки рук.

Завершающим этапом начального обучения и музыкального развития кружковцев является развитие навыков чтения нот с листа. Этот вид деятельности способствует созданию определённых слуховых представлений лишь тогда, когда в процессе обучения налажена временная связь между нотой, которую видят и слышат, когда нотный текст вызывает внутреннее звучание в воображении кружковца. Однако очень часто музыкальное обучение, особенно в кружках народных инструментов идёт в направлении привития механических, главным образом двигательных навыков при чтении нот с листа с отрывом от слухового восприятия, поскольку в нотной записи даётся указание об определенном чередовании пальцев. В таких случаях игра по нотам в основном проходит без участия слухового восприятия, то есть механически. Чаще это происходит с кружковцами, которые имеют неразвитый музыкальный слух. Весь игровой процесс в таком случае может у них пройти по пути образования лишь зрительно-аппликатурных связей.

Чтобы избежать этого в работе с кружковцами, рассмотрим сначала, в чём суть чтения нот с листа. Внешне оно отличается от разбора лишь поверхностным проигрыванием, то есть исполнением музыкального произведения без остановок. Психологически суть его состоит в трансформировании, то есть внезапному превращению ноты в звук. Отсюда вытекает характерная особенность протекания нервных процессов — интенсивность и быстрота двигательно-слуховых реакций, чёткость руководства движениями.

При систематическом усовершенствовании чтения нот с листа создаётся новый, качественно своеобразный стереотип, который возникает в процессе зрительно-двигательно-моторных трансформаций, является «сплавом» всех компонентов в едином процессе игры. Этому способствует исключительная концентрация внимания и мобилизация всех нервно-мышечных ресурсов организма, характерных для чтения нот с листа.

Аналитико-синтетическая деятельность, которая происходит при этом, органически соединяется с глубокими и вместе с тем более дифференцированными эмоциональными процессами. Она составляет основу эстетического переживания музыки. Благодаря этому при чтении с листа тренируются и усовершенствуются нервные процессы, а так же музыкальное мышление. Создание музыкального образа опирается на способность к отображению музыки в её комплексе — звуковысотном, ритмичном, тембровом и динамическом представлении. Вследствие связи слуховых представлений с музыкальной деятельностью (игра на музыкальных инструментах, пение) они вызывают определённые двигательные представления. В таком случае эта работа имеет исключительное значение для формирования слуховых и двигательных представлений в их единстве.

Чтение нот с листа требует предварительного усвоения необходимых для этого знаний и умений: это — основа музыкальной грамоты, без которой невозможно быстрое чтение нот, а также умение «забегать вперёд» и опять возвращаться к тексту, который читается. Движение глаз при этом аналогично с чтением литературного текста можно определить как разведывательно-обратный. Происходит больший охват нотного текста. Отсутствие этого умения приводит к чтению с листа с множественными ошибками.

Такой подход к формированию навыков чтения с листа, во-первых интенсифицирует все психофизиологические процессы, которые могут активно влиять на музыкальное развитие кружковцев; во-вторых, — способствует соединению двигательно-зрительно-слуховых компонентов игрового процесса в единое целое с образованием оптимальных взаимосвязей между слуховой и двигательной сферами. Как видим, этот этап работы должен органично войти в начальный процесс. Приобретение такого навыка должно совершаться на основе последовательного накопления необходимого комплекса игровых приёмов на ранних этапах обучения.

Предложенная методика первых двух этапов обучения даёт возможность кружковцам вооружиться теми необходимыми умениями, которые нужны для формирования навыков чтения нот с листа на основе слухового, а не механического обучения. Конечная цель этого периода обучения — переход к участию в основном составе самодеятельного оркестра или создание нового исполнительского коллектива из начинающих кружковцев.

Прежде чем приступить к планомерному обучению, необходимо определить уровень музыкального развития воспитанников: наличие музыкального слуха и памяти, чувства ритма. Педагог должен вести специальный дневник, в котором следует регулярно оценивать перспективы музыкального развития кружковцев. Это поможет найти пути преодоления недостатков, которые неизбежно возникают в процессе проведения коллективных занятий.

Хотя главной целью создания таких кружков является подготовка их участников к игре в основном составе оркестра, всё же они должны выполнять не только обучающие функции, но и являться концертными единицами, то есть выступать перед определённым кругом слушателей. Каждый коллектив должен соответствовать определенным требованиям относительно инструментального состава, то есть — это может быть однородная группа домр, смешанная — домрово-балалаечная и баяны. Практикой доказано, что для проведения качественного обучения количество участников кружка не должно превышать 15 человек.

В этой работе преподносится методика проведения коллективных занятий домрово-балалаечного оркестра (12) человек на первом и втором этапе обучения. На третьем, завершающем этапе работы, с целью доукомплектации оркестра (на предмет его полного традиционного состава вводятся ещё по два исполнителя на партию первого и второго баянов. При этом необходимо позаботиться о согласованности звучания его партий: низкого, среднего и высокого регистров. Ведь при несоответствующем количестве инструментов (состав оркестра в целом), если мало исполнителей партий низкого регистра, оркестр звучит поверхностно: в нём важно добиться ритмической согласованности. При недостаточном количестве воспитанников партии среднего регистра он будет звучать аморфно, малозвучно. Слабое звучание высокого регистра влияет на выразительность исполнения музыкальных произведений, поскольку чаще эти инструменты ведут основную мелодию. Поэтому руководителю коллектива при определении инструментального состава и комплектации необходимо побеспокоиться о том, чтобы все оркестровые партии были правильно распределены соответственно количественному соотношению между участниками. Он также должен обеспечить каждую группу по возможности одинаковым исполнительским уровнем.

Планирование работы, оценка знаний кружковцев и самоуправление в музыкальном кружке — вся работа кружка должна быть чётко продуманной, заранее спланированной, поскольку от этого зависит качество начального этапа работы. Как показывает опыт, важным стимулом в обучении являются выступления-отчёты кружковцев перед своими товарищами, участниками основного состава оркестра, родителями, педагогами. Особенную радость они ощущают тогда, когда их внимательно слушают и оценивают их достижения. Поэтому в перспективной части плана на каждый этап и период обучения желательно специально продумать посильные для кружковцев меры — практичные отчёты о выполненной работе. Основная цель — активизировать учебный процесс, заинтересовать воспитанников, вызвать у них желание как можно лучше подготовить намеченную программу, в конечном итоге, на практике убедить участников кружка в том. Что результаты их труда зависят от того, как они усваивают обучающий материал. Итак, в перспективном плане руководитель должен учитывать все этапы обучения и творческой деятельности коллектива, а также согласовывать их с общими идейно-воспитательными мероприятиями того учреждения или учебного заведения, на базе которого организован кружок.

Работа в коллективе будет идти успешно, когда все её члены будут охвачены единым желанием — совместно преодолевать трудности, которые возникают в обучении. Перспективное и ежедневное планирование должно объединяться воедино. В конкретной разработке каждого занятия должны отражаться и узко дидактические цели. Для большего приобщения кружковцев, стимулирования их музыкально-исполнительской деятельности нужно тщательно продумывать содержание выступлений. Целесообразнее проводить их в форме конкурсов на лучшее исполнение отдельными учащимися или оркестровыми группами музыкальных произведений и специальных упражнений. Для каждого конкурса разрабатывают условия, на основе которых следует оценивать результаты выступлений. Первые места присуждаются тем исполнителям или оркестровым группам, которые не только отлично исполняют определённые условиями конкурса музыкальные задания, но и принимают участие в организационных мероприятиях, которые способствуют улучшению учебного процесса.

Важным стимулом, который активизирует деятельность воспитанников, является систематическое подчёркивание их успехов в обучении. Каждый, казалось бы, незначительный успех начинающего кружковца и оценка знаний, должен быть своевременно отмечен руководителем и должным образом оценён. Правильно организованная проверка и оценка знаний, умений и навыков, приобретённых кружковцами в процессе занятий, особенно усиливает их интерес к обучению, стимулирует развитие мышления, приучает к систематическому исполнению заданий, дисциплинирует. Необходимо учитывать все проявления активности: участие в беседах, ответах во время фронтальных опросов, исполнения музыкальных произведений, их анализ, а также критический разбор ответов товарищей. При этом следует добиваться того, чтоб активность кружковцев в процессе обучения стала массовой.

При оценивании знаний, умений и навыков, необходимо руководствоваться определёнными нормами, но всё-таки подход к каждому воспитаннику кружка должен быть всегда строго индивидуальным. Нередко на практике при оценке знаний руководители пользуются случайными критериями. Кое-кто, например, оценивает по способностям; в таком случае кружковцы с хорошими музыкальными данными, как правило, обеспечены хорошей и отличной оценкой, и наоборот, воспитанники со слаборазвитым музыкальным слухом или те, кто не имеет особенных музыкальных данных, — неудовлетворительной оценкой. Это неправильно, потому что мы должны оценивать не возможности оркестрантов, а их обучаемость. При проверке и оценке знаний учеников, прежде всего, нужно выявить приобретённые в процессе обучения коллективные навыки, умения согласованно петь и играть.

Предлагаю такие формы проверки знаний, умений и навыков кружковцев: устный опрос. Его необходимо проводить для того, чтоб выяснить, как учащиеся усвоили теоретический материал, расположение нот на нотоносце и грифе музыкального инструмента, как научились брать их пальцами левой руки.

Проверка музыкально-исполнительских умений и навыков. Кружковцы поют мелодию песни по нотам со словами или сольфеджируют её, играют на открытых струнах инструмента с одновременным подпеванием (шёпотом или вслух) мелодии песни или упражнения. Воспитанникам, которые плохо интонируют мелодию, советую петь её шёпотом, а во время группового опроса — слушать, как поют другие. К таким кружковцам необходимо подходить дифференцированно в оценке качества исполнения пением выученных произведений.

По мере усовершенствования исполнительских навыков можно давать подобные задания на более сложном музыкальном инструменте.

При опросе уместно выставлять отметки в специальные дневники. Это способствует выработке серьёзного отношения участников кружка к занятиям и даёт возможность контролировать их успешность. Таким образом, хорошо организованная систематическая проверка знаний оркестрантов способствует активации их деятельности и благодаря этому значительно повышает эффективность учебного процесса в музыкальном кружке.

Для того чтобы работа в коллективе была чёткой, ритмичной и эффективной, руководитель должен с самого начала провести ряд организационных мероприятий. Речь идёт, прежде всего, о самоуправлении. Вначале нужно выбрать старосту, а дальше — подготовить одного-двух организаторов из числа оркестрантов, которые бы способствовали организации работы коллектива.

Каждую оркестровую партию как домрового, так и балалаечного состава должен возглавить один ведущий, который, является концертмейстером этой группы и одновременно помощник руководителя. В обязанности ведущих группы входит слежение за своевременным началом занятий и правильным расположением оркестрантов.

Кроме того, из числа участников кружка необходимо выбрать двух кружковцев, которые бы выполняли обязанности библиотекаря. Они отвечают за состояние подготовки коллектива к занятиям — обеспечивают кружковцев необходимыми учебными пособиями, партиями, медиаторами, проверяют, как учащиеся ведут записи определённых упражнений и т. д.

И, наконец, следует выбрать одного кружковца, который бы выполнял функции конферансье. Во время подготовки к отчётным выступлениям руководитель периодически поручает ученику — ведущему, объявлять на занятиях исполняемые произведения.

Так, общественными поручениями будет охвачена почти половина кружковцев. Такое разделение позволяет решить несколько педагогических задач. Прежде всего, появятся благоприятные условия для улучшения руководства коллективной игрой кружковцев, а значит — эффективнейшего проведения каждого занятия. Кроме того, кружковцы будут иметь возможность приобрести опыт организаторской деятельности. Для того чтобы деятельность по самоуправлению кружка была эффективнее, необходимо чётко определить права и обязанности активистов, которые должны быть разъяснены всему коллективу. Постепенно эти обязанности расширяются. Наиболее способным кружковцам нужно поручать посильную работу с отстающими. В таком случае воспитанники, одновременно обучаясь, обучают отстающих.

Как свидетельствует практика, такие методы способствуют воспитанию у кружковцев осознанного отношения к общему делу, укрепляющему дисциплину и сплочению коллектива.

 

Литература:

 

1.                  Г. В. Тихомиров «Инструменты русского народного оркестра» изд. Музыка. Москва. 1983 г.

2.                  В. С. Чунин «Школа игры на трёхструнной домре» изд. Москва. Советский композитор. 1990 г.

3.                  В. А. Рябов «Формирование основ двигательной техники левой руки у учащихся в классе домры» изд. Москва. «Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства». 1988 г.

4.                  А. И. Пересада «Балалайка» изд. Москва Музыка. 1990 г.

5.                  Ю. А. Васильев, А. С. Широков «Рассказы о русских народных инструментах» изд. Советский композитор. Москва 1986–88 г.

Основные термины (генерируются автоматически): кружковец, левая рука, навык, процесс обучения, игра, инструмент, слуховое восприятие, умение, чтение нот, музыкальное произведение.

Похожие статьи

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

Контрастное строение клавиатур предполагает постепенное, по мере их освоения, сочетание работы правой и левой рук.

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве является неотъемлемой составляющей обучения игре на музыкальном инструменте.

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

Слуховое восприятие её нового, по отношению к классическому, музыкального языка способствует формированию инициативности музыкального слуха, расширению слуховых представлений. Важным становится выработка навыков преодоления слуховой инерции...

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма, слухового

В дошкольном возрасте необходимо развивать музыкальное восприятие- мышление для

На вступление к песне «превращаемся в белочку» — согнуть в локте правую и левую руку...

Развитие творческих музыкальных способностей детей...

У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному

Последовательное обучение таким формам музицирования как игра по слуху, чтение с

Развивает способность музыкальных представлений и создает единство слуховой и...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух

Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки.

Она разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей настольные, подвижные, хороводные.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Так как восприятие музыки — сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти

Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр — вот

Далее послушать музыкальное произведение композитора Ивара Арсеева «Солдаты...

Развитие самостоятельности музыкального мышления...

В этом случае зрительное восприятие постепенно способствует более активному и слуховому формированию.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ученик, развитие внимания, концентрация внимания, музыкальное произведение, мелодия, левая рука, звук...

Художественный образ музыкального произведения...

Процесс обучения музыкальному искусству состоит не только из работы над техническими навыками, но и из работы над художественным образом.

Неслучайно, во многих современных детских пособиях для первоначального обучения детей игре на музыкальном инструменте...

О некоторых особенностях создания образовательной среды...

Этот сложный трудоёмкий процесс чтения и разучивания произведения ещё и утомителен.

Основные термины (генерируются автоматически): мультимедийный компьютер, нота, игра нот, образовательная среда, образный строй, нотный текст, возможность, левая рука, зрячий...

Похожие статьи

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

Контрастное строение клавиатур предполагает постепенное, по мере их освоения, сочетание работы правой и левой рук.

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве является неотъемлемой составляющей обучения игре на музыкальном инструменте.

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

Слуховое восприятие её нового, по отношению к классическому, музыкального языка способствует формированию инициативности музыкального слуха, расширению слуховых представлений. Важным становится выработка навыков преодоления слуховой инерции...

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма, слухового

В дошкольном возрасте необходимо развивать музыкальное восприятие- мышление для

На вступление к песне «превращаемся в белочку» — согнуть в локте правую и левую руку...

Развитие творческих музыкальных способностей детей...

У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному

Последовательное обучение таким формам музицирования как игра по слуху, чтение с

Развивает способность музыкальных представлений и создает единство слуховой и...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух

Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки.

Она разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей настольные, подвижные, хороводные.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Так как восприятие музыки — сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти

Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр — вот

Далее послушать музыкальное произведение композитора Ивара Арсеева «Солдаты...

Развитие самостоятельности музыкального мышления...

В этом случае зрительное восприятие постепенно способствует более активному и слуховому формированию.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ученик, развитие внимания, концентрация внимания, музыкальное произведение, мелодия, левая рука, звук...

Художественный образ музыкального произведения...

Процесс обучения музыкальному искусству состоит не только из работы над техническими навыками, но и из работы над художественным образом.

Неслучайно, во многих современных детских пособиях для первоначального обучения детей игре на музыкальном инструменте...

О некоторых особенностях создания образовательной среды...

Этот сложный трудоёмкий процесс чтения и разучивания произведения ещё и утомителен.

Основные термины (генерируются автоматически): мультимедийный компьютер, нота, игра нот, образовательная среда, образный строй, нотный текст, возможность, левая рука, зрячий...