Библиографическое описание:

Яппарова Д. М., Чурагулов Р. Р. О некоторых особенностях создания образовательной среды обучения музыке студентов с ОВЗ по зрению [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 26-29.



В статье анализируются особенности обучения музыке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению.Авторы рассуждают о необходимости использования специализированного программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов. Рассматриваются особенности процесса преподавания музыки с использованием музыкально-компьютерных технологий незрячим студентам.

Ключевые слова: нотные редакторы, мультимедийный компьютер, инклюзивное образование, музыкально-компьютерные технологии

Для наиболее полного представления существующих сегодня проблем по созданию образовательной среды, в которой предоставлялись бы возможности для разрешения образовательных задач, позволяющих познавать окружающий мир и себя в этом мире с помощью музыки, необходимо обратить внимание на важную особенность системы инклюзивного музыкального образования при обучении студентов с ОВЗ по зрению.

Студенту с ограниченными возможностями здоровья по зрению приходится заниматься гораздо больше и дольше по времени, чтобы «прочитать» музыкальное произведение, чем зрячему студенту. Потом учить его разными руками, далее совместить. Отсутствие в Брайлевской нотописи графического отображения звуковысотности, вертикали усложняет соотнесение элементов нотного текста. Этот сложный трудоёмкий процесс чтения и разучивания произведения ещё и утомителен. Не у каждого студента достаточно воли и внимания прочитав и сыграв одну ноту искать следующую, следовательно, гораздо медленнее формируются азы фортепианной техники, навыки работы над произведением, пальцевая беглость. Зачастую они предпочитают учить по слуху, с рук, с голоса. Важно обратить внимание ещё на одно обстоятельство, что наряду с дефектом зрения нередко встречаются сопутствующие заболевания, связанные с деятельностью центральной нервной системы. Поэтому одну и ту же информацию для усвоения нужно преподносить, учитывая психофизические особенности конкретного незрячего студента.

Зрячий студент читает ноты, сразу логически осмысливая графику нотной записи, осознавая долготу, высоту, интенсивность, изменение силы, метро-ритмическую организацию звуков, динамические оттенки: тихо-громко, медленно-быстро, певуче-скандированно. Осваивая разные ритмические формулы, может сознательно упрощать задачу, разделить на этапы. Он имеет преимущество в знакомстве с фактурой сопровождения, которая определяет стиль, образный строй, эмоциональную окраску. При необходимости во время разучивания может использовать дирижерский жест. Оперативно, точнее выучивает произведение, видя многочисленные знаки альтерации в нотном тексте. И, главное, имеет возможность предполагать себе желаемый результат — образный строй, звук, штрихи, динамику.

Основная сложность при чтении и игре нот в системе Брайля — это линейность, то есть ноты расположены знаками, но как обычные слова. Пропуск клетки, пробел обозначает тактовую черту. Например: ⠙⠑⠋⠛ ⠓⠊⠚

— получилось до ре ми фа, следующий такт соль ля си восьмыми нотами.

Чтение и игра нот с листа несколько неудобны. При игре нот с листа возникает следующая проблема: нужно считывать пальцами левой руки, а играть правой, если партия левой руки, то наоборот правой рукой. Очень неудобно читать. Ещё не совсем понятно, куда с начала такта музыка идёт, ориентир происходит только на знаки октав, нет возможности охватить направление мелодии в целом. Главная проблема в том, что нужно запомнить ноты и потом это всё совмещать.

Возникают сложности во время индивидуальных занятий по музыкальным инструментам из-за проблемы, что в электронном виде ноты незрячим вообще недоступны, так как они находятся в формате pdf и это, по сути, картинка. Никакая программа экранного доступа не читает графику и картинку. Навигация по компьютеру осуществляется за счёт программ экранного доступа, так называемыми скринридерами (в переводе экранный диктор), они считывают текст, находящийся на экране. Существует две наиболее распространённые программы экранного доступа «NVDA» (Non Visual Desktop Access) и «Jaws». Для незрячих адаптированы следующие нотные редакторы: Midim, Sibelius и MuseScore.

Midim — эта программа разрабатывалась незрячим программистом Иваном Себекиным. Главным преимуществом данного нотного редактора является то, что можно вводить ноты брайлевским юникодом. Набор происходит на дополнительном блоке с цифрами, на каждой цифре определённая точка после ввода преобразуется в стандартный нотный символ. Но этот метод более медленный, чем письмо нот по буквам единого стандарта, например: A — ля, D — ре и т. д.

MuseScore — данная программа наиболее доступная и имеет много полезных функций. Более того, она почти полностью доступна для всех скринридеров. Особенно полезным является то, что партию можно набрать с midi клавиатуры.

Но всё это направлено на то, чтобы создать, записать музыку, но не для того чтобы её можно было прочитать.

Так же в РГБС (Российская Государственная библиотека для слепых) недавно была создана библиотека с оцифрованными нотами. Вывод на брайлевскую строку происходит с помощью программы экранного доступа «Jaws», либо есть возможность распечатать на «брайлевском» принтере. Но не всем незрячим такой метод доступен, потому что у данного устройства очень высокая цена (свыше 220 тысяч рублей) и не каждому такая покупка по карману.

Комплексным исследованием проблем обучения слепых детей музыке занимаются Горбунова Ирина Борисовна — профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, и Говорова Анастасия Александровна — преподаватель Санкт-Петербургской музыкальной школы для слепых и слабовидящих детей. Они обращают внимание на особенности реализации обучающей функции мультимедийного компьютера по музыкально-теоретическим дисциплинам, таким как сольфеджио, музыкальная литература, нотная грамота по системе Брайля, на использование познавательных возможностей музыкального компьютера, затрагивают проблемы нотных редакторов. Музыкально-компьютерные технологии рассматривают в основном как инструмент для создания нотных сборников и учебно-методических пособий.

При использовании с музыкально-компьютерных технологий для создания и записи музыки незрячие сталкиваются с проблемой всех виртуальных студий в том, что если дополнительно не написать прокладку между программой экранного доступа и самой программой, то ничего озвучиваться не будет. У рипера (reaper) открытое api, и этим самым можно получать информацию напрямую, а не использовать экранные методы, то есть клики вслепую в ту или иную область экрана. Проблема, как правило, это полная недоступность, или доступность всего лишь на уровне меню, а это зачастую слишком мало для работы.

В случае с виртуальными студиями нужно напрямую работать с дорожками, объектами на дорожке, знать информацию, на каком треке «стоим», сколько клипов на дорожке, в каких местах они находятся, чему равна их длительность. То же самое и с нотами.

Так же в виртуальных студиях есть такие вещи, как дополнения Vstplugins (Virtual Studio Technology). Это могут быть различные синтезаторы и процессоры, в них многие ползунки недоступны, так как они выполнены графически, хотя сегодня ведутся разработки скриптов в программе экранного доступа «Jaws».

Таким образом, для овладения простейшими навыками работы с мультимедийным компьютером, умением открывать программу с помощью клавиатуры, незрячему нужно обладать специальными знаниями, которые связаны с использованием программ экранного доступа, таких как «Jaws» или «NVDA», Брайлевских дисплеев. Поэтому ему нужен способный грамотно научить основным принципам общения с так называемым «говорящим» компьютером специалист. С нехваткой таких профессионалов связан низкий уровень владения мультимедийным компьютером. В современных условиях постоянно развивающихся инновационных технологий остро необходимы квалифицированные специалисты, разбирающиеся в тонких аспектах данных вопросов.

Создание нотных сборников в сегодняшнем мире невозможно без применения нотных редакторов. Изучение теории по освоению рельефно-точечной нотации и тем более закрепление его на практике представляют очень серьезную проблему, поскольку учебно-методической литературы по данному предмету практически нет. Издание нот рельефно-точечным шрифтом имеет свои технологические особенности. На сегодняшний день в России нет МКТ-программ, которые позволяли бы адекватно «переводить» плоскопечатный нотный текст в Брайлевский. Решению этой проблемы может способствовать разработка специального программного обеспечения, позволяющего незрячим музыкантам не только вводить нотные обозначения с компьютерной клавиатуры, но и производить проверку введенной информации. Также необходимы введение специальных дисциплин, ориентированных на освоение разнообразных возможностей МКТ-программ; разработка и апробация учебных программ, адаптированных к возможностям восприятия незрячих студентов. Создание образовательной среды для студентов с ОВЗ по зрению будет содействовать повышению эффективности учебного процесса, существенно расширяя их музыкальный кругозор, формированию и укреплению творческих контактов.

Литература:

  1. Воронов А. М. Обучение студентов музыкальных вузов с нарушением зрения с помощью музыкально-компьютерных технологий // Современное музыкальное образование — 2010: материалы Межд. научно-практич. конф. СПб.: ООО «Изд-во «ЛЕМА»», 2011. С. 287–290.
  2. Говорова А. А. Освоение нотного текста детьми с глубокими нарушениями зрения: основные проблемы и пути их решения // Современное музыкальное образование — 2014: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред.И. Б. Горбуновой. СПб., 2014. С. 428–431.
  3. Горбунова И. Б., Говорова А. А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы (статья) // Теория и практика общественного развития. — М., 2015, № 12.-С.470–477.
Основные термины (генерируются автоматически): экранного доступа, экранного доступа «Jaws», программы экранного доступа, программ экранного доступа, образовательной среды, музыкально-компьютерных технологий, обучения музыке студентов, ограниченными возможностями здоровья, глубокими нарушениями зрения, Современное музыкальное образование, программа экранного доступа, программой экранного доступа, образный строй, программе экранного доступа, нотные редакторы, игре нот, счёт программ экранного, распространённые программы экранного, помощью программы экранного, использованием программ экранного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос