Организация обследования устной речи глухих детей посредством инновационных технологий
Авторы: Боброва Валентина Владимировна, Светличная Светлана Леонидовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 05.01.2015
Статья просмотрена: 5171 раз
Библиографическое описание:
Боброва, В. В. Организация обследования устной речи глухих детей посредством инновационных технологий / В. В. Боброва, С. Л. Светличная. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 130-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6994/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье обосновывается необходимость использования инновационных технологий в практике сурдопедагогов, дается характеристика разработанной электронной обучающей автоматизированной программы «Альбом для обследования речи глухих детей». В заключении приводятся методические рекомендации по использованию данной программы в рамках текущего контроля состояния устной речи на уроках развития речи в младших классах специальной школы для детей с нарушениями слуха.
Ключевые слова:сурдопедагогика, младший школьный возраст, устная речь, глухота, электронная программа, инновационные технологии, обследование речи.
Рассмотрение проблемы развития речи у детей с нарушениями слуха тесно связано с природой языка, его роли в социальном и психическом развитии ребенка, психологическими и лингвистическими особенностями развития речи слышащих детей и учет этих особенностей при обучении речи неслышащих и слабослышащих детей.
Речь — это одна из важнейших психических функций, тесно связанная с мышлением. Она выступает как средство общение с одной стороны, и как орудие, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли с другой. Именно поэтому проблема речи является одной из главных в ряде наук: психологии, психолингвистики, дефектологии.
Формирование у глухого ребенка устной речи есть одна из главных задач его обучения и воспитания. Это обусловлено тем, что речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально — волевых процессов, благодаря чему она выступает как основное средство общения, орудие мышления и является неотъемлемой частью человеческой культуры. Свободное владение устной речи позволяет глухому ребенку успешно взаимодействовать с окружающими, способствует его социальной и будущей профессиональной адаптации и качественно повышает уровень их жизни.
В законе РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» указано, что ребенок-инвалид имеет равные со здоровыми детьми права на полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества [1].
В дефектологии под глухотой понимается крайняя степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. По данным отечественных и зарубежных авторов, в детской популяции выделяется 4,2 % глухих детей.
Глухой от рождения ребенок, не смотря на сохранный интеллект, не способен самостоятельно овладеть речью. Его развитие происходит на основе жестовой речи. Однако, это развитие ограничивается отражением реальной действительности и носит наглядно-действенный характер. Только устная речь обладает свойством всесторонней компенсации. Развивая психическую деятельность, как свойство мозга человека, язык способствует преодолению последствий глухоты, развитию биологических и социальных возможностей личности глухого, максимально полной его адаптации и интеграции в общество, в качестве полноценного его члена.
Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих детей не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребёнка. Работа по формированию устной речи является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения, так как в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития ребёнка.
В настоящее время в отечественной сурдопедагогике создана система формирования устной речи у детей с нарушениями слуха как одного из важных факторов полноценного и гармоничного развития личности, полной адаптации в обществе. Достаточно свободное владение устной коммуникацией в дальнейшем позволяет более свободно осуществлять выбор учебного заведения для профессионального обучения, включая вузы, способствует успешному трудоустройству, профессиональной карьере и социальной адаптации.
Необходимым условием качественного овладения устной речи глухими учащимися является постоянный мониторинг сформированных навыков, проводимый с помощью специально организованного обследования устной речи.
Учет результатов обучения произношению ведется в двух направлениях. Во-первых, проверка знаний и умений учащихся на каждом уроке по обучению произношению — текущий учет. Во- вторых, проверка состояния произношения за какой-то определенный промежуток времени (полугодие, четверть, год) — периодический учет.
Периодический учет устной речи глухих учащихся начинают проводить со второго полугодия обучения, когда дети усвоили все звуки родного языка.
Обследование речи глухих детей играет не только контролирующую роль, а также позволяет ребенку вести самопроверку, повторять пройденный материал, актуализировать его в своей памяти.
Звуковые и кинестетические образы слогов, слов и словосочетаний только тогда служат основой языка, когда они запечатлены в мозгу в результате их многократного восприятия и воспроизведения в процессе речевого общения.
Как и любое другое обследование, обследование речи глухих детей должно строиться на ряде принципов.
Принцип комплексности состоит в том, что при обследовании необходимо использовать данные, полученные специалистами разных направлений — психологами, медиками, социальными работниками. Важным является сбор данных о соматическом состоянии ребенка, характере полученной им специальной педагогической помощи, условиях обучения и воспитания.
Принцип целостного систематического изучения ребенка позволяет выявить не отдельные стороны нарушения речи, а весь комплекс нарушений, а также связь его с развитием других психических процессов.
Принцип динамического обучения основывается на положении о зоне ближайшего развития. Важно выяснить не только то, что дети знают и умеют на данный момент, но и их потенциальные возможности. Т. В. Розанова считает, что предлагаемые для выполнения задания должны быть доступны для ребенка, ведь если он все задания будет выполнять неправильно, педагог не поймет, какого уровня психического развития он достиг [2].
Используя данные учета, учитель может рационально планировать работу по технике речи, соотнося ее содержание как с требованиями программы, так и с конкретным состоянием произносительных навыков у всего класса и каждого учащегося в отдельности.
Обследование речи глухих детей состоит из последовательных этапов: исследование общего представления о речи ребенка; исследование речевого дыхания; исследование голоса; исследование воспроизведения звуков, начиная с гласных; исследование воспроизведения стечений согласных; исследование навыков словесного ударения; исследование навыков соблюдения норм орфоэпии; исследование характера воспроизведение слов; исследование характера воспроизведения фразы; исследование интонационной стороны речи.
К. А. Волкова определила основные принципы обследования устной речи глухих учащихся [3]. В первую очередь, весь речевой материал, используемый в обследовании, должен быть насыщен исследуемым звуком. Этот звук должен присутствовать в фразах, словах и слогах. Ф. Ф. Рау выделил следующие требования при отборе проверочных слов [4]:
- дети должны знать значения предъявляемых слов;
- отбирать необходимо существительные в именительном падеже;
- проверяемый гласный звук должен находиться в ударной позиции;
- проверяемый согласный звук должен быть представлен в различных позициях, в том числе критических для данного звука.
Если обследуется соблюдение в речи норм орфоэпии, то речевой материал должен подбираться на то или иное орфоэпическое правило. Кроме того, предлагаемый речевой материал должен быть различного вида: без надстрочных знаков, показывающих орфоэпическое произношение слов и с надстрочными знаками, которые в первом случае, должны только напомнить учащемуся об орфоэпическом правиле, а во-втором случае — показать орфоэпическое произношение слова.
При изучении состояния навыков словесного ударения в речи глухих детей, речевой материал подбирается с учетом ритмической структуры слова. Это двусложные слова с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге, трехсложные слова с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге и с ударением на третьем слоге.
Особую роль в обследовании речи глухих детей имеет применение современных интерактивных средств исследования, таких как электронные программы и пособия. Для более точной и объективной интерпретации данных обследования также удобно использование компьютерных и интернет-технологий.
Начинают обследование с предварительной оценки речи ребенка. Ф. Ф. Рау предлагает для этого такие задания как, назвать числительные (от одного до пяти, до десяти, до двадцати), дни недели, месяцы года [4]. В этом случае, отмечают характер воспроизводимых звуков и их сочетаний, характер произношения слов, качество голоса ребенка.
Исследование голоса проводиться одновременно с гласными звуками.
Для проверки согласных звуков исследуемый звук должен находиться в различных фонетических условиях. Кроме того, необходимо учитывать ту позицию согласного, которая провоцирует ошибку произношения. Для каждого согласного эта позиция будет разной.
Для носовых звуков м и н такой позицией является положение перед гласными у и и. Например, ребенок правильно произносит слова с положением данных согласных перед гласной а и в конце слова (мама, масло, дом), но допускают ошибки в словах мыло, минус (произносят — мпило, мпинтус).
Положение в начале слова перед гласными наиболее удобно для звуков с и ш (собака, шапка), наиболее неудобна — в конце слова и при сочетании с другими согласными (карандаш, носки).
Слоги, используемые в обследовании, должны быть как прямыми так и обратными. Также используют слоги, в которых проверяемый звук находиться между другими звуками.
Организация специальных педагогических условий, обеспечивающих повышение качества устной речи неслышащих учащихся, заключается в использовании индивидуально-дифференцированного подхода в процессе коррекционного воздействия с учетом характера выраженности нарушений и степени внятности устной речи; включении в коррекционную работу по совершенствованию произносительной стороны речи современных инновационных технологий; обеспечении прочной взаимосвязи в работе всех специалистов образовательного учреждения и родителей [5].
Электронная обучающая программа «Альбом для обследования речи глухих детей» создана для сурдопедагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста, а также для воспитателей дошкольных организаций образования для детей с нарушениями слуха. Данная программа создана с учетом основных принципов специальной психологии и педагогии и содержит упражнения для проверки произношения, слоговой структуры слова, навыков словесного ударения, темпа речи и усвоения норм орфоэпии. Структура данной программы представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура электронной обучающей автоматизированной программы «Альбом для обследования речи глухих детей»
Упражнения для обследования речи глухих детей состоит из пяти частей, и появляются на экране последовательно после нажатия клавиши вперед в разделе каждой буквы.
Первая часть представляет собой задания на воспроизведение отдельных звуков. Ребенку предлагается произнести обследуемый звук в темпе заданном программой. При проведении текущего контроля состояния устной речи в обследование необходимо включать не только звуки, пройденные на данном уроке, но и звуки, изученные на предыдущих занятиях.
Вторая часть упражнений содержит задания для проверки усвоения слоговой структуры речи и произношения звуков в составе слогов. В ЭОАП предложены варианты открытых, закрытых слогов, а также слогов, состоящих из трех звуков.
Упражнения для обследования навыков словесного ударения представлены в третьей части упражнений. Ребенку предъявляется картинка. Он должен озвучить то, что увидел. Далее предлагается это слово для проверки с изображением ударения. Для более точного обследования этого компонента речи в ЭОАП предлагаются слова с двухсложной структурой с ударением на первом слоге, трехсложные слова с ударением на последнем слоге и трехсложные слова с ударением на втором слоге. Фрагмент интерфейса ЭАОП представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Фрагмент интерфейса ЭОАП «Альбом для обследования речи глухих детей»
Кроме того, в рамках обследования навыков словесного ударения детям предлагается задание на изображение схемы слова. После того как ребенок нарисует схему у себя в тетради, педагог может предложить ему проверить себя нажав на странице ЭОП клавишу вперед.
Упражнения для обследования темпа речи представлены в четвертой части программы. Они выражены в виде заданий типа «отхлопай ритм». Фрагмент интерфейса ЭОАП «Альбом для обследования речи глухих детей» представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Фрагмент интерфейса ЭОАП «Альбом для обследования речи глухих детей»
Последний раздел ЭОП «Альбом для обследования речи глухих детей» представлен упражнениями на обследование навыков и умений использования норм орфоэпии. Данное задание представлено предложением с наличием надстрочных знаков, показывающих орфоэпическое произношение слов.
Таким образом, разработав данную программу в помощь сурдопедагогам, а также воспитателям дошкольных учреждений и логопедам при обследовании речи глухих детей, мы сформулировали следующие методические рекомендации по использованию ЭОП «Альбом для обследования речи глухих детей»:
1. Проводить обследование нужно в спокойной и тихой обстановке, создав благоприятный психологический климат в кабинете;
2. Начинать обследование нужно с гласных звуков;
3. При использовании ЭОП «Альбом для обследования речи глухих детей» необходимо проверить соответствие речевого материала, использованного в программе с речевым материалом, который знает обследуемый ребенок;
4. Кроме непосредственного использования ЭОП для обследования речи, данную программу можно использовать на каждом уроке в качестве проверки изученных знаний, умений и навыков;
5. Предлагать задания детям необходимо в том порядке, который представлен в программе;
6. Результаты обследования заносят в индивидуальный протокол учащегося;
7. Данные обследования каждого ребенка сводятся в общую таблицу (профиль произношения), характеризующую уровень произношения во всем классе в целом и использующиеся при составлении плана.
Разработка и внедрение в учебный процесс коррекционной школы для глухих детей ЭОАП «Альбом для обследования речи глухих детей» способствует организации педагогических условий для значительного повышения эффективности коррекционной работы по развитию речи на основе инновационных технологий. В результате чего повышается уровень овладения устной речи глухих учащихся.
Литература:
1. Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» // http://online.zakon.kz
2. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — Москва: Педагогика, 1978. — 232 с.
3. Волкова К. А. Методика обучения глухих произношению. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 224 с.
4. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. — Москва: Просвещение, 1981. — 191 с.
5. Кузьминова С. А. Коррекционная работа по совершенствованию произносительной стороны речи неслышащих старшеклассников: дис. канд. пед. наук. — Москва: 2010. — 270 с.
Ключевые слова
инновационные технологии, устная речь, младший школьный возраст, сурдопедагогика, глухота, электронная про-грамма, обследование речиПохожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице
В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...
Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта
Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...
Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся результаты анализа современного состояния профессионально...
Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики
В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...
Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы
В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...
О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики
В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...
Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлена авторская разработка — профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для расширения знаний о профессиях, их...
Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата
В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Похожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице
В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...
Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта
Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...
Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся результаты анализа современного состояния профессионально...
Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики
В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...
Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы
В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...
О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики
В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...
Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлена авторская разработка — профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для расширения знаний о профессиях, их...
Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата
В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...