К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы
Авторы: Чувасова Анна Александровна, Киршев Евгений Владимирович
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 19.11.2014
Статья просмотрена: 170 раз
Библиографическое описание:
Чувасова, А. А. К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы / А. А. Чувасова, Е. В. Киршев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6654/ (дата обращения: 16.12.2024).
Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся для закрепления и углубления знаний, практического применения умений, навыков, полученных на уроках.
Ключевые слова:экологическая культура, экологическая безопасность, ролевая игра, урок-экскурсия, поисковый метод, внеурочная активность
Природная среда сегодня включена в систему социально-экономических отношений как один из ценнейших компонентов национального достояния. Устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только в условиях благоприятной окружающей среды.
Однако постоянно возрастающие масштабы промышленной деятельности, неравномерность развития регионов и стран, несовершенство применяемых технологий добычи и переработки природных богатств стали причиной глобального экологического кризиса, выход из которого пока не найден.
Негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей оказывают самые различные факторы: загрязнение воздуха выхлопами автотранспорта, загрязнение почвы тяжелыми металлами, загрязнение воды от разливов нефти. Даже продолжительное воздействие негромкого шума, как например, на оживленной улице, может привести к необратимым последствиям для здоровья человека.
Экологическая обстановка в Красноярском крае характеризуется значительным превышением допустимого воздействия человека на различные компоненты окружающей среды. Промышленные центры Красноярска (Лесосибирск, Ачинск, Минусинск, Норильск, Красноярск) входят в приоритетный список городов России с наибольшим загрязнением атмосферного воздуха.
Принимаемые меры по улучшению состояния окружающей среды не приносят ощутимых результатов по причине отсутствия комплексного подхода к решению экологических проблем. На наш взгляд, экономическое стимулирование предприятий по сокращению вредных выбросов, внедрение системы штрафов за загрязнение не будет эффективно до тех пор, пока не изменится отношение человека к окружающей его среде. Иными словами формирование экологической культуры должно стать фундаментом природоохранной политики государства.
Под экологической культурой принять понимать часть общечеловеческой культуры, определенную систему социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы [2].
В свою очередь деятельность по ее формированию называется экологическим просвещением [1], которое складывается из двух взаимосвязанных компонентов:
1) распространения экологических знаний, а также
2) воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.
Следует отметить, что в современной общеобразовательной школе необходимо создать трехступенчатую модель формирования экологической культуры (рис.1). Такая система обеспечит преемственность знаний учащихся, будет способствовать формированию экологического сознания.
Рис. 1 Задачи формирования экологической культуры учащихся на различных уровнях
Необходимо также обратить внимание на своевременное обучение учителей, повышение их квалификации, обеспечение учебными пособиями, наглядными материалами.
Однако первостепенное значение имеют используемые формы организации работы по формированию экологической культуры учащихся. На наш взгляд, правильным будет сосредотачивать внимание не на одной форме, а использовать их сочетание. Так, например, в рамках учебных занятий следует использовать не только традиционные методы обучения, такие как беседа, рассказ, демонстрация, работа с упражнениями, но и инновационные, активные методы обучения.
Однако, на наш взгляд, использование только урочной формы деятельности недостаточно для решения задачи формирования экологической культуры школьников. Именно поэтому мы провели педагогический эксперимент, посвященный вопросам эффективности использования различных форм организации внеурочной деятельности учащихся 9-х классов (на базе общеобразовательной школы № 98 г. Железногорска Красноярского края).
Мы предположили, что использование таких методов как проведение факультативных занятий, экскурсий, ролевых игр будет способствовать более эффективному усвоению экологических знаний и умений, а также воспитанию бережного отношения к окружающей среде.
Наш эксперимент был условно разделен на три этапа: выявление текущего уровня знаний учащихся, проведение занятий с учащимися, и в завершении проведение контрольного теста для определения эффективности нашей деятельности.
Первоначально мы разделили 9-е классы на две одинаковые группы. 9А стал нашим экспериментальным классом, 9Б — контрольным. Для оценки базовых знаний учащихся мы провели тест по экологии, состоящий из 20 вопросов. По его результатам мы сделали вывод об одинаковом среднем уровне знаний учащихся обоих классов (рис. 2)
Рис.2 Результаты констатирующего эксперимента
Далее в 9А на протяжении 3 недель мы проводили занятия по актуальным темам, касающимся состояния окружающей среды в стране, крае и России, таким как:
- Дни защиты от экологической опасности
- По страницам краевых Красных книг
- Приведи в порядок свою планету
- Экологические праздники
- Экологические проблемы Красноярского края
- Влияние Красноярской ГЭС на экологию края
- Экологические проблемы г. Железногорска
Для закрепления полученных на занятиях знаний мы провели две ролевые игры, направленные на изучение процессов взаимодействия окружающей среды и человека, а также созданных им промышленных предприятий. Целью обеих игр было показать учащимся, насколько природа зависит от принимаемых нами решений и сформировать устойчивое понимание того, что каждый поступок так или иначе отражается на окружающей среде.
Нами также были организованы 2 экскурсии для знакомства учащихся с редкими представителями флоры и фауны Красноярского края. После экскурсий была организована игра «Наши Столбы», направленная на закрепление полученных знаний.
По окончании трех недель эксперименты мы провели контрольный тест, результаты которого подтвердили нашу гипотезу об эффективности использования различных форм внеурочной деятельности для формирования экологической культуры школьников.
Рис. 3 Результаты контрольного эксперимента
Таким образом, в своей работе мы доказали, что формирование экологической культуры школьников возможно только в условиях сочетания традиционных и инновационных методов обучения и активизации внеурочной деятельности учащихся.
Литература:
1. Авдеев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой//Успехи современного естествознания.-№ 7.-2009. С.143–145
2. Мухамедшина Л. М. О сущности и содержании понятия экологическая культура //Педагогическая наука и практика.-№ 1.-2012. С. 1–5
Ключевые слова
экологическая культура, Ролевая игра, ролевая игра, экологическая безопасность, внеурочная активность, урок-экскурсия, поисковый методПохожие статьи
Анализ эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования радиационной культуры учащихся общеобразовательной школы
Формирование культуры радиационной безопасности у учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения инновационных форм и методов в процесс обучения: проведение уроков-экскурсий; организация ролевых игр; использование «поисково...
Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.
Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку
Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.
Сравнительная характеристика уровня сформированности экологической культуры сельских и городских школьников
В работе представлены результаты оценки уровня экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. По результатам исследования выявлены некоторые различия между учащимися сельской и городской школы по уровню экологической ...
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...
Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...
Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе
Цель: Проанализировать мнение учителей в отношении правового просвещения школьников в общеобразовательной школе. Задачи: Автором было проведено анкетирование на соответствующую тему среди учителей общеобразовательной школы Пермского района. Результат...
Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности
В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...
Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста
В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.
Похожие статьи
Анализ эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования радиационной культуры учащихся общеобразовательной школы
Формирование культуры радиационной безопасности у учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения инновационных форм и методов в процесс обучения: проведение уроков-экскурсий; организация ролевых игр; использование «поисково...
Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.
Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку
Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.
Сравнительная характеристика уровня сформированности экологической культуры сельских и городских школьников
В работе представлены результаты оценки уровня экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. По результатам исследования выявлены некоторые различия между учащимися сельской и городской школы по уровню экологической ...
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...
Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...
Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе
Цель: Проанализировать мнение учителей в отношении правового просвещения школьников в общеобразовательной школе. Задачи: Автором было проведено анкетирование на соответствующую тему среди учителей общеобразовательной школы Пермского района. Результат...
Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности
В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...
Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста
В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.