Разновозрастное сотрудничество как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся основной школы при обучении математике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 28.10.2014

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Шквыря, Е. Л. Разновозрастное сотрудничество как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся основной школы при обучении математике / Е. Л. Шквыря. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 115-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6472/ (дата обращения: 27.04.2024).

 

Ключевые слова:универсальные учебные действия, обучение математике, разновозрастное сотрудничество

 

Современный мир предъявляет новые требования к личностным качествам человека: быть самостоятельным и высококультурным, ориентироваться в сложных и подчас противоречивых ситуациях, уметь осуществлять самостоятельный и ответственный выбор. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определил в качестве главных результатов не только предметные, а личностные и метапредметные — универсальные учебные действия. [1, с. 7]. «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». [2, 3]. Содержание образования должно быть ориентировано на формирование саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, целостное ее развитие, а формирование знаний умений и навыков — средство для достижения поставленных целей. Именно поэтому, сегодня, учитель, работающий в основной школе, анализируя свой педагогический опыт, ставит перед собой вопросы: Чему и как обучать? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся? Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. [3]. Концепция развития универсальных учебных действий, разработанная на основе системно-деятельностного подхода, (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова дает педагогу основной школы общее представление о том, как построить учебный процесс по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся основной школы. [4]. «Портрет выпускника основной школы», представленный в стандарте, ясно выражает цель, но у педагога возникает вопрос: «Каков методический путь ее достижения?» В методических рекомендациях для основной школы описываются основные виды универсальных учебных действий и пути их формирования с учетом возрастных особенностей учащихся, представлены основные типы учебных заданий, направленных на развитие познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных учебных действий. [4;5]. Однако, для учителя — предметника основной школы необходимы более полные, подробные рекомендации и системы упражнений, учитывающие программные, учебно-методические комплекты, по которым работает педагог. На сегодняшний день появились учебники и пособия для педагога основной школы, рекомендованные Министерством образования и науки в условиях перехода на новые образовательные стандарты, но заданий, способствующих формированию универсальных учебных действий в системе, в них недостаточно. По-прежнему, одним из актуальных вопросов в методике преподавания математики остается необходимость создания дидактических комплексов, в которых будут содержаться задания, направленные на формирование творческой, саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, на развитие универсальных учебных действий.

Приведем пример учебного занятия по математике для обучающихся основной школы, на котором педагогом созданы все условия для формирования и развития универсальных учебных действий. В педагогической технологии за основу положена одна из разновидностей коллективного способа обучения — разновозрастное сотрудничество.

«Разновозрастное занятие — это встреча двух равных. Их отличие будет заключаться в определенном опыте одних и полном отсутствии такового у других. А возраст… он не имеет никакого значения. Учащиеся старшего возраста передают волшебную палочку успеха младшим, ощущая всю ответственность перед ними, вспоминая себя» [6, с. 30]. Учителю на таких занятиях не нужно опекать каждого, следить за дисциплиной. На первый взгляд, все просто: сели двое незнакомых ребят, о чем-то говорят, что-то пишут, листают учебник, задают вопросы, приходят к взаимопониманию. А главное — что-то объединяет их, что-то сближает до такой степени, что они могут сказать: «Я обрел друга». И это очень важно и для взрослых школьников (им нравится, когда ими восхищаются, когда их уважают), и тем более для малышей. В начале занятия учитель сообщает о том, что на предстоящем занятии будет очень важна организация работы, процесс общения, умение вести диалог. Следует учесть такие организационные аспекты: 1) учителю необходимо подготовить дидактический материал, продумав каждую деталь; 2) учитель должен определить основные задачи для обоих учеников. Ученики-партнеры, в свою очередь, должны знать, какие основные вопросы они будут рассматривать, чему следует уделить особое внимание. Поэтому для них составляется памятка-рекомендация, например, к уроку по теме: «Буквенные выражения и их преобразования»:

1)                 Знакомство (по имени).

2)                 Оформление листа с карточкой (фамилия, имя).

3)                 Знакомство с карточкой-заданием, критериями оценки, запись номера и названия карточки с указанием фамилии и имени для девятиклассника.

4)                 Работа с карточкой: из предложенных пяти заданий второе, четвертое и пятое предлагается выполнить шестикласснику, а первое, третье и четвертое — девятикласснику; работа осуществляется в паре «ученик» — «тренер»; в качестве «ученика» — шестиклассник, а в качестве «тренера» — девятиклассник.

В итоге задание № 4 шестиклассник выполняет, опираясь на свойства пропорции, а девятиклассник выполняет проверку, решая это же уравнение с помощью алгоритма для дробно-рационального уравнения. Для задания № 4 должны быть представлены два способа решения.

5)                 Смена ролей; роль «Тренера» предлагается теперь учащемуся 6-го класса, учащийся 9-го класса решает задачу, составленную заранее для него учащимся 6-го класса.

6)                 Итоги работы: занесение ответов заданий № I-V в карточку и оформление задания № VI на обратной стороне карточки с подробным решением.

7)                 Впечатление о проделанной работе во время учебного занятия и свои пожелания отразите в 2–3 предложениях с обратной стороны карточки.

Разновозрастное учебное занятие, которое позволит сформировать у учащихся не только весь спектр универсальных учебных действий (УУД), но и попутно отработать умения составлять и решать задачи с помощью уравнений можно провести на заключительном уроке по теме «Буквенные выражения и их преобразования» или в конце учебного года на уроках повторения. В качестве консультантов можно пригласить учащихся 9-х классов, которые уже хорошо овладели понятием «уравнение» и умениями решать уравнения и задачи, им необходимо повторить материал для успешной сдачи экзамена. Домашним заданием к такому уроку для учащегося 6 класса будет следующее: «Составьте и решите задачу для учащегося девятого класса, которая решалась бы с помощью уравнения». Приводим конструкт и описание такого занятия, составленного по учебно-методическому комплекту И. И. Зубаревой, А. Г. Мордкович [7].

Конструкт разновозрастного учебного занятия по теме «Буквенные выражения и их преобразования» (6 и 9 классы)

Тип занятия: учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности.

Цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.

Задачи: обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действия, которые им необходимы для самостоятельной работы; обеспечить закрепление учебного материала с учетом индивидуальных способов закрепления знаний. Схема конструкта приведена в таблице 1. Организация учебной деятельности

Таблица 1

Задачи, решаемые на каждом этапе занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показатели выполнения

УУД

Организационный момент

1. Обеспечить внешнюю обстановку для работы.

2. Психологически подготовить учащихся к общению на занятии.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к учебному занятию.

3. Организация внимания.

4. Раскрытие общих целей и плана проведения занятия.

Подготовка к учебному

занятию

1) Доброжелательный настрой учителя и учащихся;

2) кратковременность этапа.

Актуализация ведущих знаний и способов действий

1. Обеспечить мотивацию учения школьников.

2. Актуализировать субъективный опыт учащихся.

Демонстрация социальной и практической значимости атмосферы сотрудничества

Формулируют цели учебного занятия вместе с учителем в своих действиях

Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости темы занятия

Регулятивные

Коммуникативные

Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуации; самостоятельное применение знаний

Обеспечить в ходе закрепления глубину усвоения материала.

Составлена индивидуальная карта для пары «тренер» — «ученик», а также задания на самостоятельное применение алгоритмов решения заданий

Учащиеся умеют соотносить факты, понятия, умеют воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельность учащихся при выполнении заданий

Познавательные

Контроль и коррекция знаний

Обеспечить развитие способности к оценочным действиям.

Обращение к субъективному опыту учащихся.

Задания на составление задач и уравнений.

Активная деятельность учащихся.

Личностные

Рефлексия

Обеспечить усвоение учащимися принципов сотрудничества.

Мобилизация учащихся на рефлексию

Развитие способностей учащихся к рефлексии

Открытость в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния.

Регулятивные Коммуникативные

 

Дидактические материалы (карточки с заданиями для обучающихся) к учебному занятию, можно составить по сборнику Кузнецовой Л. В. «Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена. 9 класс» [8]. Поясним содержание одной из карточек.

Карточка № 1

1. Найдите значение выражения при указанных значениях переменных

(см.: Сборник. Стр. 150. № 278)

0,6х3 — х2 — х при х = 0.

2. Решите уравнение (Стр. 155. № 358):

3–5 (х + 1) = 6–4х

3. Решите уравнение (Стр. 157. № 368):

 —  = -1

4. Решите уравнение (Стр. 157. № 462):

 =  (выполнить проверку, представить два способа решения)

5. Решите задачу (Стр. 162. № 592).

Бабушка старше мамы на 20 лет, а мама старше дочери в 2,5 раза. Вместе им 116 лет. Сколько лет каждой из них?

6. Решите задачу (учащийся 9-го класса решает задачу, составленную шестиклассником).

Можно ввести критерии оценивания выполнения заданий. Критерии оценивания работы: «3»- верно выполнены 4 задания, «4»- верно выполнены 5 заданий, «5»- верно выполнены все задания. Поясним, как формировались компоненты универсальных учебных действий у обучающихся 6 и 9 классов на учебном занятии на каждом этапе:

Регулятивные УУД

Показатель:планирование своей деятельности и организация, планирование деятельности в группе

Индикатор (диагностическое проявление): Умение самостоятельно планировать свою деятельность на начальном этапе учебного занятия.

Диагностическое задание: Организация работы в паре, знакомство, распределение ролей, постановка целей и задач, последовательности действий для достижения поставленных целей.

Познавательные УУД

Показатель: соотнесение фактов, понятий, выполнение проверки, нахождение нескольких способов решения уравнения, воспроизведение алгоритмов и их применение в стандартной и измененной ситуациях.

Индикатор (диагностическое проявление): сформированные умения соотносить факты, понятия, находить несколько способов решения уравнения, воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартной и измененной ситуациях, находить разные способы решения при выполнении заданий по теме «Буквенные выражения».

Диагностическое задание:

Решите уравнение:

 =

Полните проверку, решив данное уравнение несколькими способами.

Личностные УУД

Показатель:составление и выполнение творческих заданий, поиск информации, моделирование, планирование.

Индикатор (диагностическое проявление): Сформированное умение составлять и выполнять творческие задания, осуществлять поиск информации, моделирование, планирование.

Диагностическое задание: Для шестиклассника при подготовке к уроку домашнее задание: «Составьте и решите задачу для учащегося девятого класса, которая решалась бы с помощью уравнения»

Регулятивные УУД

Показатель:осуществление взаимоконтроля и выполнение оценочных действий

Индикатор (диагностическое проявление): умение осуществлять взаимоконтроль и выполнять оценочные действия на заключительном этапе учебного занятия.

Диагностическое задание:

1)      При подведении итогов работы занесите ответы заданий № I-V в карточку и оформите задания № VI на обратной стороне карточки с подробным решением, оцените деятельность в соответствии с критериями.

2)      Впечатление о проделанной работе во время учебного занятия и свои пожелания отразите в 2–3 предложениях с обратной стороны карточки.

Коммуникативные УУД

Показатель: внимательность к людям, обладание хорошими манерами, способность слушать и сопереживать, конструктивное сотрудничество, составление задания партнеру.

Индикатор (диагностическое проявление): умение дружить, проявление внимательности к людям, владение хорошими манерами, умение слушать и сопереживать, умение конструктивно сотрудничать, умение составлять задание партнеру.

Диагностическое задание: Организация совместного сотрудничества для достижения поставленной цели на протяжении всего разновозрастного учебного занятия.

Таким образом, разновозрастное сотрудничество позволяет на учебном занятии по математике учителю создать условия для формирования и развития всего спектра универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.

 

Литература:

 

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. -М.: Просвещение, 2011.-48 с.(Стандарты второго поколения).-ISBN 978–5-09–023473–9.

2.      Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

3.      Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника/ И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 151–155.

4.      АсмоловА.Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.: ил. —18ВК 978–5-09–020588–7.

5.      Примерные программы основного общего образования. Математика./-2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.- 67с. — (Стандарты второго поколения).-ISBN 978–5-09–020564–1.

6.      Дьяченко, В. К. Пусть никогда не прекращается! (Коллективный способ обучения. Из опыта школы) [Текст] / Под ред. В. К. Дьяченко, Т. В. Яковец, Н. Ф. Карявиной. Новокузнецкий ин-т повышения квалификации. — 1999. — 34 с.

7.      Зубарева, И. И. Математика 6 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений. / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. — 5-е изд. — М.: Мнемозина. — 2006. — 264 с.: ил.

8.      Кузнецова, Л. В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс [Текст] / Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович, Б. П. Писарев, С. Б. Суворова. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа. — 2006. — 192 с.: ил.

Основные термины (генерируются автоматически): учебное занятие, основная школа, действие, диагностическое задание, диагностическое проявление, задание, учащийся, I-V, измененная ситуация, обратная сторона карточки.

Ключевые слова

универсальные учебные действия, обучение математике, разновозрастное сотрудничество

Похожие статьи

Изучение готовности младших школьников к переходу...

Данная методика оценивала регулятивное действие контроля учащихся.

В задании был тренировочный этап, далее ребенок выполнял задание самостоятельно.

Основные термины (генерируются автоматически): основная школа, учебная деятельность, школьник, компонент...

Диагностика процесса обучения школьников | Статья в журнале...

Они могут применяться в виде карточек-заданий, диктантов, опросов, диалогов, тренажеров и др.

Измерителями выступают учебные задания и упражнения, оценка

Более того, отметка выходит за пределы школы, проникая во все сферы повседневной жизни учащихся.

Использование тестов как средства контроля достижения...

При работе с заданиями такого типа происходит формирование следующих универсальных учебных действий

По результатам проведенных тестов на класс составляется диагностическая карта качества обученности учащихся.

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Задание 1. Направлено на выявление навыков действий детей с бумагой (рвать, мять, шуршать, скатывать в комочек, сгибать, отрывать кусочки бумаги и т. п.)

Диагностический аппарат для оценки уровня проявления знаний и умений, включает: − методы диагностики: наблюдение...

Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС

В проектных задачах мы используем следующие основные типы заданий:  Формально-репродуктивные (воспроизводящие)

Функциональные (творческие) задания предполагают свободное владение способом действия и применение его в самых разнообразных ситуациях.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия.

Таким образом, организация учебного занятия дает больше возможностей для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля...

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание»...

По его мнению, «учебное задание – это изменённая форма учебного материала, которая зависит от целей обучения» [4,20].

Активизация познавательной деятельности учащихся основной... К внешним мотивам учебной деятельности относятся желание получить хорошую...

Содержание работы учителя-логопеда по развитию...

По своей структуре задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий, можно разделить по

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Так, делая задания по математике, ученик потратит много времени, нежели при

Тем самым, формируются универсальные учебные действия школьников, такие как работать, общаться

стороны учения. То есть, в классе в большей степени у учащихся проявляется интерес к...

Похожие статьи

Изучение готовности младших школьников к переходу...

Данная методика оценивала регулятивное действие контроля учащихся.

В задании был тренировочный этап, далее ребенок выполнял задание самостоятельно.

Основные термины (генерируются автоматически): основная школа, учебная деятельность, школьник, компонент...

Диагностика процесса обучения школьников | Статья в журнале...

Они могут применяться в виде карточек-заданий, диктантов, опросов, диалогов, тренажеров и др.

Измерителями выступают учебные задания и упражнения, оценка

Более того, отметка выходит за пределы школы, проникая во все сферы повседневной жизни учащихся.

Использование тестов как средства контроля достижения...

При работе с заданиями такого типа происходит формирование следующих универсальных учебных действий

По результатам проведенных тестов на класс составляется диагностическая карта качества обученности учащихся.

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Задание 1. Направлено на выявление навыков действий детей с бумагой (рвать, мять, шуршать, скатывать в комочек, сгибать, отрывать кусочки бумаги и т. п.)

Диагностический аппарат для оценки уровня проявления знаний и умений, включает: − методы диагностики: наблюдение...

Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС

В проектных задачах мы используем следующие основные типы заданий:  Формально-репродуктивные (воспроизводящие)

Функциональные (творческие) задания предполагают свободное владение способом действия и применение его в самых разнообразных ситуациях.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия.

Таким образом, организация учебного занятия дает больше возможностей для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля...

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание»...

По его мнению, «учебное задание – это изменённая форма учебного материала, которая зависит от целей обучения» [4,20].

Активизация познавательной деятельности учащихся основной... К внешним мотивам учебной деятельности относятся желание получить хорошую...

Содержание работы учителя-логопеда по развитию...

По своей структуре задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий, можно разделить по

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Так, делая задания по математике, ученик потратит много времени, нежели при

Тем самым, формируются универсальные учебные действия школьников, такие как работать, общаться

стороны учения. То есть, в классе в большей степени у учащихся проявляется интерес к...