Содержание работы учителя-логопеда по развитию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Черканова Л. В. Содержание работы учителя-логопеда по развитию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 727-729. — URL https://moluch.ru/archive/131/36611/ (дата обращения: 11.12.2018).



В настоящее время перед школой ставятся новые цели — создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, для обеспечения социальной успешности, развития творческих способностей и самосовершенствования. Приоритетами являются уже не программы, не учебные предметы, а ребёнок, его духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Особое внимание при этом уделяется общению, его роли в познании (ФГОС второго поколения).

В целях перехода к личностно ориентированной модели образования учителем-логопедом должно быть разработано новое содержание и новые методы воспитания и обучения, направленные на проведение профилактической, диагностической, коррекционной работы с личностью.

За основу в моей работе принимаются принципы овладения продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, развития творческого мышления всесторонним анализом проблем, возможность применения знания на практике для решения проблемы. Таким образом, используемые мной методы направлены на принципиально новый подход к обучению, в котором особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности обучающихся и их самоорганизации на занятии.

Важное направление коррекционной работы на занятиях — развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с ОНР в ходе прохождения грамматических тем на логопедических занятиях.

Основанием для отбора содержания являются принципы, которые служат для формирования процесса логопедической работы, определяют набор речевого материала и обеспечивают эффективное развитие познавательных универсальных учебных действий. В дополнение к основным логопедическим принципам применяются принцип деятельностного подхода, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип сознательности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя, принцип единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.

Важной составляющей данного опыта являются методы обучения, как способы организации познавательной деятельности обучающихся.Критерием выбора метода обучения выбрана степень активности познавательной деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский методы. Стабильных и высоких результатов коррекционной работы можно добиться при использовании системы вышеперечисленных методов (например, сочетание репродуктивных методов с элементами проблемных и частично-поисковых методов управления самостоятельной работой учащихся).

Развитие познавательных универсальных учебных действий проходит в процессе усвоения следующих единиц содержания образования:

– Оперирование признаками предметов. Установление отношений между понятиями.

– Родовые и видовые отношения. Обобщение понятий.

– Классификация. Отнесение объекта к определённому классу.

– Простейшие дедуктивные умозаключения.

– Доказательство. Опровержение.

– Умозаключения по аналогии.

– Формирование элементов творческого мышления.

По своей структуре задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий, можно разделить по сложности на 4 уровня:

  1. Разминка. Представляет собой чередование вопросов из разных областей знаний. В заданиях — разминках преобладают репродуктивные задачи. Здесь отрабатывается контроль за вниманием, дух соревновательности, развивается быстрая переключаемость, — за счет ограничения во времени, применения «обманных» заданий. Основная задача этого упражнения — создание положительного эмоционального фона, подготовка учащихся к активной познавательной деятельности. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции и чувство юмора, помогающие подготовить детей к активной познавательной деятельности. Вопросы разминки направлены на развитие у учащихся различных сторон речи (звукового анализа, фонематических процессов, обогащение словарного запаса учащихся, импрессивной речи), на развитие смекалки, навыков счёта. Вопросы задаются в быстром темпе, что стимулирует умственную деятельность учащихся и задаёт общий темп уроку.
  2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения). Цель — формирование и усовершенствование организации управляемой (а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся путем ввода рациональных приемов (в том числе алгоритмов).
  3. Выполнение развивающих частично-поисковых задач. Содержит такие виды заданий, в процессе решения которых учащиеся самостоятельно открывают для себя знания и способы их добывания. Виды конкретных частично-поисковых задач: задания на нахождение закономерности, нахождение принципа группировки, нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос.
  4. Решение творческих заданий, рассчитанных на неожиданные, непривычные комбинации с целью воспитания умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно измененных условиях. Используются два типа заданий: 1) собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Требуют полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность. 2) задачи повышенной трудности интегративного характера. Задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно.

Познавательные задания включают в себя всю систему познавательных операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.

Материалом для развития познавательных универсальных учебных действий служат всевозможные загадки, ребусы, графические задачи, задания по алгоритму, задания-ассоциации, логически-поисковые задания, задания на звуко-буквенный анализ и слоговой анализ слов и другие занимательные упражнения. Богатые дидактические возможности содержат в себе игры «в слова», самостоятельное составление шарад, анаграммы. Так, например, на шарадах можно отработать выделение признаков, описание и определение объектов, подведение их под родовое понятие. Самостоятельное составление шарад детьми — есть поисковая аналитико-синтетическая деятельность. Также отгадывание шарад способствует формированию умений выделять объект из фона, перекодировать информацию.

Задания-ассоциации направлены на развитие наглядно- образного мышления и способности анализировать. Развитие анализа и синтеза проходит на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.

Задания «Найди лишнее слово», «Найди общее название», «Раздели на группы» направлены на развитие вербально-логического мышления, то есть таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию. Например, в задании «найди лишнее слово» в каждом ряду даётся 3 -4 слова. Их можно классифицировать различным образом.

Задания «Допиши по аналогии», «Вставь слово», «Ассоциации», «Вставь по аналогии», «Выбери два главных слова», «Развивай логику», «Сделай равенство верным» направлены на развитие вербально — логического мышления — умения устанавливать связи между понятиями. Такие задания могут вызвать затруднения, т. к. не встречаются в учебной деятельности, поэтому каждое предварительно разбирается. Только когда будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно переходить к самостоятельному решению данных заданий.

Задания «Найди слова в слове», «Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Восстанови слова» формируют логические действия, такие как умение обобщать, анализировать, сопоставлять, развивают внимание.

Задания «Вставь недостающее слово», «Из двух составь одно» направлены на развитие способности к объединению отдельных частей в систему.

Материал преподносится обучающимся с постепенным повышением степени его трудности и абстрактности. Выбор сложности задания, вид выполнения (устно или письменно), подробность или сжатость инструкции определяется возрастными особенностями, способностями учащихся группы и степенью усвоения материала в процессе обучения. Большинство заданий универсальны — одно и то же задание имеет несколько дидактических функций, и используются при работе с разными темами в логопедическом курсе, многоцелевые — одновременно направлены на развитие логики, внимания, работу со словарем и являются интегрированными — в своей работе их могут использовать и учителя и педагоги-психологи.

Принцип подачи материала тоже отражает новизну данного опыта — в процессе обучения ученикам даётся не готовая информация, а материал для манипулирования, наблюдений и размышлений.

Выполняя задания, учащиеся учатся давать определение понятий через род и вид, проводить классификацию, анализ понятий, устанавливать отношения между понятиями, устанавливать логические ассоциации, развивать быстроту мышления (наглядно- образного, вербально-логического), что улучшает состояние подвижности нервных процессов. Также данная работа укрепляет уверенность в своих речевых возможностях, способствует формированию естественного ритма речевого общения и воспитанию удовлетворения от результатов логопедических занятий.

Таким образом, итогом логопедического воздействия (вместе с общепедагогическим) становится формирование ключевых компетенций учащихся, в частности, данная работа повышает логическую и языковую грамотность учащихся с общим недоразвитием речи, и позволяет обеспечить высокую эффективность в развитии познавательных универсальных учебных действий.

Литература:

  1. Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей учащихся», М., 1999
  2. ЗавьяловаТ.П., Стародубцева И. В., «Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников», М. Аркти, 2008.
  3. Ишимова О. А., Бондарчук О. А., «Логопедическая работа в школе», М., Просвещение, 2012.
  4. Кукушина В. С., “Логопедия в школе: Практический опыт.” «МарТ», 2005.
  5. Меттус Е. В. и др. «Логопедические занятия со школьниками». СПб., «КАРО», 2006.
  6. Милостивенко А. Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», СПб. 1995.
  7. Машарова Т. В. «Использование личностно-ориентированных технологий в образовании». ВГПУ, Киров, 2001.
  8. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума». М., Просвещение, 1997.
  9. Холодова О. А. «Юным умникам и умницам». курс РПС, М., Росткнига, 2010.
  10. Жукова О. С. «Простые и увлекательные упражнения по развитию интеллекта» М. Астрель, 2011.
  11. Языканова Е. В. «Развивающие задания, тесты, игры, упражнения» М., Экзамен, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, развитие, действие, коррекционная работа, творческое мышление, слово, активная познавательная деятельность, познавательная деятельность обучающихся, лишнее слово, учебная деятельность.


Похожие статьи

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Формирование познавательных универсальных учебных...

учащиеся включаются в творческую деятельность.

творческое мышление развивай всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решай несколькими

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

Игра — это особый метод вовлечения обучающихся в творческую деятельность, метод стимулирования их познавательной активности. Сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр.

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

 активизируют познавательную деятельность учащихся;  развивают творческий потенциал учащихся;  осовременивают урок. стимулируют воображения школьников; способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Развитие познавательных универсальных учебных действий...

Проблема развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников — одна из важнейших задач современной школы.

Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Подобные работы активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают речь, умение излагать свои мысли.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Деятельность и активность учащихся на уроке. Контроль и коррекция деятельности учащихся. Речь учителя и её значение на уроке.

Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.

Интерактивное обучение как средство развития...

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения...

Формирование познавательной и профессиональной...

познавательная деятельность, учебный процесс, учащийся, самостоятельность учащихся, активное участие, особое место, практический учебно-познавательный процесс, практическое занятие...

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Формирование познавательных универсальных учебных...

учащиеся включаются в творческую деятельность.

творческое мышление развивай всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решай несколькими

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

Игра — это особый метод вовлечения обучающихся в творческую деятельность, метод стимулирования их познавательной активности. Сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр.

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

 активизируют познавательную деятельность учащихся;  развивают творческий потенциал учащихся;  осовременивают урок. стимулируют воображения школьников; способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Развитие познавательных универсальных учебных действий...

Проблема развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников — одна из важнейших задач современной школы.

Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Подобные работы активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают речь, умение излагать свои мысли.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Деятельность и активность учащихся на уроке. Контроль и коррекция деятельности учащихся. Речь учителя и её значение на уроке.

Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.

Интерактивное обучение как средство развития...

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения...

Формирование познавательной и профессиональной...

познавательная деятельность, учебный процесс, учащийся, самостоятельность учащихся, активное участие, особое место, практический учебно-познавательный процесс, практическое занятие...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Формирование познавательных универсальных учебных...

учащиеся включаются в творческую деятельность.

творческое мышление развивай всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решай несколькими

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

Игра — это особый метод вовлечения обучающихся в творческую деятельность, метод стимулирования их познавательной активности. Сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр.

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

 активизируют познавательную деятельность учащихся;  развивают творческий потенциал учащихся;  осовременивают урок. стимулируют воображения школьников; способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Развитие познавательных универсальных учебных действий...

Проблема развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников — одна из важнейших задач современной школы.

Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Подобные работы активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают речь, умение излагать свои мысли.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Деятельность и активность учащихся на уроке. Контроль и коррекция деятельности учащихся. Речь учителя и её значение на уроке.

Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.

Интерактивное обучение как средство развития...

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения...

Формирование познавательной и профессиональной...

познавательная деятельность, учебный процесс, учащийся, самостоятельность учащихся, активное участие, особое место, практический учебно-познавательный процесс, практическое занятие...

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Формирование познавательных универсальных учебных...

учащиеся включаются в творческую деятельность.

творческое мышление развивай всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решай несколькими

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

Игра — это особый метод вовлечения обучающихся в творческую деятельность, метод стимулирования их познавательной активности. Сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр.

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

 активизируют познавательную деятельность учащихся;  развивают творческий потенциал учащихся;  осовременивают урок. стимулируют воображения школьников; способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Развитие познавательных универсальных учебных действий...

Проблема развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников — одна из важнейших задач современной школы.

Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Подобные работы активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают речь, умение излагать свои мысли.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Деятельность и активность учащихся на уроке. Контроль и коррекция деятельности учащихся. Речь учителя и её значение на уроке.

Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.

Интерактивное обучение как средство развития...

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения...

Формирование познавательной и профессиональной...

познавательная деятельность, учебный процесс, учащийся, самостоятельность учащихся, активное участие, особое место, практический учебно-познавательный процесс, практическое занятие...

Задать вопрос