Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 11.12.2017

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Султанова М. С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 407-409. — URL https://moluch.ru/archive/183/47068/ (дата обращения: 26.05.2018).



Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Все мы когда-то были детьми, и наверняка многие из нас хранят самые светлые воспоминания и впечатления, связанные именно с играми. Игра в одном ряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Этим одним словом «игра», обозначаются самые различные, порой совсем не схожие между собою явления. По своему определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение многолетнего общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Так что же такое игра? Можно ли во всех многообразных значениях найти общий знаменатель? Может быть, есть что-то общее в тех действиях, которые и называют игрою?

Значение игры и состоит именно в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности.

Играм, по С. А. Шмакову, присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность; творческий характер; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество; наличие прямых или косвенных правил, которые отражают логическую и временную последовательность ее развития.

Педагогическая игра, в отличие от игр в целом, обладает четко поставленной целью обучения и соответствующими ей результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Обучающиеся со стремлением к познанию, с любознательностью более интересны как собеседники. Они проявляют себя как творческие, активные личности, поэтому просто не могут быть не замечены в коллективе, к ним постоянно обращаются за советом, помощью. Значит и социальный статус таких детей повышается. Для формирования познавательной активности учащихся, я использую разнообразные формы работы: викторины, беседы, игровые программы, конкурсные программы, турниры, брей — ринги, КВН и т. д.

Игровая форма создается непосредственно на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, для стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Учебная деятельность подчиняется общим правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится некий элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу уже в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается непосредственно с игровым результатом.

В нашей жизни игра выполняет такие важнейшие функции, как:

– развлекательную (основной функцией игры является — развлечь, воодушевить, пробудить интерес);

– коммуникативную: освоение обучающимися культуры общения;

– терапевтическую: преодоление всевозможных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

– диагностическую: выявление каких-либо отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

– коррекционную: внесение некоторых позитивных изменений в структуру личностных показателей;

– социализации: включение в систему устоявшихся общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

  1. Использованные игры достаточно разнообразны по:

– организационной структуре;

– дидактическим целям;

– специфике содержания;

– возрастным возможностям их использования.

  1. По характеру игры бывают:

– познавательные, воспитательные, развивающие;

– обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

– коммуникативные, диагностические;

– репродуктивные, продуктивные, творческие;

– профориентационные.

  1. По характеру игровой методики делятся на:

– сюжетные

– предметные;

– ролевые;

– имитационные;

– игры-драматизации.

  1. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:

– различают игры с предметами и без них;

– компьютерные;

– настольные;

– уличные;

– комнатные;

– на местности.

Игровые технологии являются одной из составных частей в работе воспитателя, поэтому я использую их в своей работе. Умная, интересная, хорошая и занимательная игра активизирует внимание обучающихся, снимает психологическое и физическое напряжение, помогает восприятию нового материала. Используемые мной на занятиях игры, развивают познавательную активность обучающихся и в некоторой степени облегчают сложный процесс воспитания, способствуют как приобретению знаний, так и развитию коммуникативных качеств личности.

Использование игр в занятиях, помогают сделать их более интересным и увлекательным. Игровая деятельность не только организует на занятии процесс общения между детьми и воспитателем, но и как можно максимально приближает ребенка к естественной коммуникации.

Детское творчество — это кладезь и источник будущих взрослых талантов, потому очень важно воспитывать чувство прекрасного и художественный вкус с юных лет.

В игровой деятельности складываются самые благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Воспитателю никак не обойтись без всецелого и в то же время разностороннего подхода при работе с обучающимися, и игры, в свою очередь, являются одним из важных методов такого обучения, позволяющих ускорить и облегчить процесс восприятия новых знаний.

Итак, игра — это очень жизненно важный и необходимый элемент в развитии ребенка, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, нравах и навыках такого общества. Игра одновременно — это и развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, содружества, сотрудничества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого человека.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1979
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.
  3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
  4. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2003г.
  5. Гринченко И. С. Игра в теории, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2008.
  6. Элъконин Д. Б. Психология игры. — М., 1979.
  7. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — М.: РПА, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): развивающая деятельность, процессе игры, усвоение многолетнего общественного, свободная развивающая деятельность, эмоциональная приподнятость деятельности, основной функцией игры, усвоение норм человеческого, общим правилам игры, видов деятельности человека, некий элемент соревнования, Успешное выполнение дидактического, преодоление всевозможных трудностей, формирования познавательной активности, Педагогическая игра, занятии процесс общения, элементам словесно-логического мышления, сложный процесс воспитания, занятиях игры, миром взрослого человека, коммуникативных качеств личности.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос