Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 12.03.2017

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Михайленко Т. М. Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 438-441. — URL https://moluch.ru/archive/144/40406/ (дата обращения: 22.05.2018).



В соответствии с федеральным государственным стандартом, главная задача обучения — подготовка детей к жизни, умение самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию, так как ребенок включен в информационные процессы (телевидение, компьютер, Интернет), и ему приходится активно воспринимать и перерабатывать мощный поток информации. А в период ученичества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра, как справедливо утверждает Д. Брунер, является источником удовольствия для ребенка, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения и воспитания, развивающей подобные умения, является игра [1].

А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... " [6].

Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человека, его познавательной деятельности, воображения, воли. Игра — это школа общения. Ребенок учится в игре понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания и модель “взрослой” жизни [2].

Воспитательный потенциал игры и ее влияние на развитие детской личности особенно, ярко обнаруживают себя при тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. В процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Вторая цель — это и есть собственно игровая задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество [3].

Таким образом, игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.

В игровой деятельности также происходит развитие подструктур личности ребенка и сфер психики, обеспечивающих их выполнение. К ним относятся интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность, индивидуальность и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Они же определяют его образ жизнедеятельности. Рассмотрим их сущности, прежде всего в качестве целей развития школьника.

Интеллектуальная сфера, характеризуется видами, стилем мышления, качествами ума, познавательными процессами, мыслительными операциями, умениями учиться, внепредметными и предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний [4].

Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни [4].

Эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями и чувствами, но также тревожностью и самооценкой. [4].

Волевая сфера характеризуется осознанной постановкой человеком цели, сверхзадачи. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива [4].

Сфера саморегуляции характеризуется свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью; умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне. [4].

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении [4].

Экзистенциальная сфера характеризуется гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения, которые выражаются в жизненной позиции человека по отношению к себе и другим [4].

Таким образом, организация в учебном процессе игровой деятельности младших школьников, направленной на их личностное развитие, предполагает, с одной стороны, осознание педагогом тех психических сфер, развитие которых обеспечивает конкретная игра, с другой — использование тех игр, которые обеспечивают комплексное развитие сфер психики ребенка.

Г. К. Селевко описывает три функции игровой деятельности — воспитывающую, развивающую и социализирующую. Обратимся к его интерпретации названных функций.

Воспитывающая функция учебных игр исходит из специфики игры, ее характера, которые востребуют волевые усилия, развивают целеустремленность, так как без них нет победы в игре. Одновременно, игра способствует развитию самодисциплины, так как нарушение игровых правил ведет к разрушению игрового пространства, точно также как неумение вести себя в коллективе либо выводит участника ее вне игры или разрушает игру.

Развивающая функция состоит в том, что игра ставит участника в такие ситуации, что он вынужден самостоятельно искать решение проблемы. Однако для этого необходимо научиться формулировать эту проблему, обсудить ее, что без хорошего развития мышления и речи представляется затруднительным. Игра в любом ее виде способствует творчеству, развитию находчивости, воображения, особенно деловые игры. Постоянный активный поиск, некоторая непредсказуемость игры, заключенная в ней тайна, способствует поддержанию познавательного интереса, развитию мотивации учебной деятельности.

Социализирующая функция заключена в том, что через игру происходит приобщение к общечеловеческой и национальной культуре, происходит полилог культур. Не в назидательной, а в непринужденной форме учащийся обучается основным нормам поведения в обществе. Обладая уникальными психотерапевтическими свойствами, игра вводит ребенка с наименьшими для него потерями в общество, при этом учащийся сам проводит диагностику, определяя ближайший уровень развития.

В игре мы выделяем обучающую, развивающую, воспитывающую и социализирующую функции, которые воздействуют на все сферы личности. Причем обучающая функция игры выступает источником и средством развития и воспитания личности. Влияние игры на развитие личности представлено на рисунке № 1:

Рис. 1. Влияние игры на развитие личности ребенка

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывают такие игры, как: сюжетно-ролевые и тематические дидактические, подвижные и театрализованные игры. Они представлены в таблице № 1.

Таблица 1

Виды игр

Характеристика

Дидактические игры

Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила. Дидактические игры имеют цель, т. е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

— познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка;

— воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою.

Среди дидактических игр можно выделить:

— игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.

— игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины).

— игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь).

Подвижные игры

Направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т. д.

Театрализованные игры

Делают возможным знакомство школьника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Сюжетно-ролевые

В ходе сюжетно-ролевых игр школьник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми. [5]. Таким образом, можно сказать, что в игре происходит развитие всех сфер личности ребенка.

Литература:

  1. Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987. — № 1.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
  3. Гельфан, Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию./ Е. М. Гельфан, С. А. Шмаков. — М.: Педагогика. — 1971. — 104с.
  4. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — 572с.
  5. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. — М.: Просвещение, 1971.
  6. Макаренко А. С. Лекции о воспитании. — М.: Просвещение, 2000. — 246 с.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Просвещение, 1998.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31с. — (Стандарты второго поколения)
  9. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: «Владос» 1999. — 360с.
Основные термины (генерируются автоматически): игровой деятельности, личности ребенка, процессе игровой деятельности, процессе игры, Влияние игры, Результатом игры, развитие личности, развитие личности ребенка, сфер личности ребенка, сфер психики, подструктур личности ребенка, Воспитательный потенциал игры, развитие детской личности, процессе игры товарищеские, сфер психики ребенка, формирование личности ребенка, Подвижные игры должны, Важнейшим результатом игры, функция игры, подвижные игры.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос