Автор: Закирьярова Ралья Закировна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 29.11.2017

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Закирьярова Р. З. Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 125-127. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2930/ (дата обращения: 18.02.2018).



Игра — это то — средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “педагогического поля”. Как важно это осознавать! Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Вот почему и Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…

Игра и игровые моменты играют огромную роль в развитие и образование детей с ограниченными возможностями. В игре незаметно, сами собой, исчезают стены, разделяющие педагога и воспитанников, в ней рождается новая атмосфера и новые отношения. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом. В любой игре должны быть установлены следующие моменты: — описание хода игры, — обязательно-методические цели игры, то чем она будет полезна детям. У воспитанников во время игры развиваются творческие способности, мышление, психические функции и фундамент игровой культуры. Успех игры зависит от атмосферы, которая сложится внутри группы. Игра может быть включена в любой вид деятельности.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры обучающиеся сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.

Игра — это особый метод вовлечения обучающихся в творческую деятельность, метод стимулирования их познавательной активности.

Сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

социокультурное назначение игры;

функция межнациональной коммуникации;

функция самореализации человека вигре;

коммуникативная игра;

диагностическая функция игры;

игротерапевтическая функция игры;

функция коррекции вигре;

развлекательная функция игры.

Процесс игры — это пространство самореализации. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека: во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе — это особое “поле самовыражения”. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонениями в поведение, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. А развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней её притязаний. Развлечение в играх — поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии.

Рассмотрим некоторые виды игр:

Игры с правилами обязательно дают результат, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами помогают лучше организовывать воспитательный процесс, дают понять ребятам, что все происходит по определенным правилам, которые необходимо выполнять всем, это их очень дисциплинирует.

Дидактические игры способны развивать познавательную деятельность ребенка, умственные способности, внимание, формируют настойчивость и волю учащихся. В результате ее систематического использования в воспитательном процессе у детей развиваются: сравнение, аналитические способности, учатся делать определенные выводы.

Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества воспитанника, так необходимого ему для обучения, вступления в различные взаимоотношения с товарищами, координирования своих действий, сотрудничества, помощи друг другу.

Общеразвивающие игры не требуют от воспитанников специальной подготовки, могут использоваться для любой возрастной категории, развивают зрительное и слуховое внимание, моторно-двигательное внимание, память. Мною, широко используются игры-конкурсы, викторины, игры-путешествия.

Подвижные игры — это игры, требующие от ребят активной двигательной деятельности. Сюжеты и правила этих игр обычно придумывают взрослые, рассматривающие их как средство физического развития детей. Подвижные игры подбираются в зависимости от места проведения (помещение или улица), времени года, погодных условий и желания самих ребят.

Спортивные игры для наших воспитанников имеют особое значение. Спортивные игры помогают почувствовать сплоченность команды, показать свои спортивные достижения.

При проведении любой игры важна роль самого педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию.

При правильной постановке руководства играми они окупаются золотом высокой пробы, ибо воспитывают в ребенке целостно: и память, и милосердие, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность — словом все, что составляет богатство человеческой личности.

Развитие познавательных интересов прямо зависит от организации воспитательной работы. Поэтому воспитателю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для воспитания учебных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действие, которому способствует использование технологии игры в учебно-воспитательной деятельности. Как и любая деятельность, игровая деятельность не должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре.

Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия я учитываю характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Применяя игру как форму обучения и воспитания, мне важно быть уверенной в целесообразности её использования.

Рассмотрев подробно технологии игры, необходимо параллельно изучить основу познавательной деятельности школьника.

Активизация познавательной деятельности посредством технологии игры мною осуществляется через избирательную направленность личности обучающегося на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т. е. возникновению познавательного интереса. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов обучения и воспитания школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Для создания комфортной психологической среды в классе необходимо придумывать для детей игровые ситуации, это поможет детям расслабиться после занятий, отвлечь от критической ситуации, а также отдохнуть.

Игра «Мешочек настроения»

Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением весёлого лица — это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок и веселья. Второй — мешочек плохого настроения из тёмного материала, на нём изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры:

Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» своё плохое настроение, злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.

Игра «Коробочка добрых дел»

Цель: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побуждать детей к нравственным поступкам; воспитывать уважения к людям; доброжелательность, вызвать желание совершать добрые поступки.

Предварительная работа: чтение произведений В.Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка»; А.Барто «Вовка — добрая душа». Беседы на тему «Доброжелательное отношение к товарищам, «Как бы ты поступил?»

Ход игры:

Педагог показывает и рассказывает детям о том, что это не простая коробочка — в ней хранятся добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками, складывая их в коробочку. Когда закончится неделя, дети могут посмотреть, чьих фишек больше. Тот, кто из воспитанников совершил больше хороших поступков, замечательных дел — заслужит приз.

Сказка всегда насыщена действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются эталоны поведения, с её помощью у ребёнка складываются и формируются эталоны жизни. Важно помнить, что разделять сказки по полоролевому признаку нецелесообразно, так, как это обедняет развитие, как девочек, так и мальчиков. Желательно отражать в сказках различные характеры героев, показывая разнообразие социального мира.

Сказки можно подбирать или сочинять самим для решения различных воспитательных задач.

«Сочинялки-выдумлялки»

Цель: учить творчески, мыслить, выражать свои мысли в речи.

Ход игры:

Совместно с воспитателем дети составляют коллективные произведения, используя подсказки: цепочку вопросов, моделей.

Цепочка вопросов:

— жил-был (кто?)

— какой он был? (что умел делать?)

— пошёл гулять (путешествовать) (куда?), искать (что? кого?)

— встретил злого (доброго) (кого?)

— что этот герой делал?

— у нашего героя был друг? Кто? Какой он был?

— как он мог помочь главному герою?

— изменился ли злой герой?

— где наши друзья стали жить?

— что они стали делать?

При накоплении сказок, придуманных детьми можно оформить в книжку.

Игра-метод «Мозговой штурм»

Цель: развивать связную речь.

Ход игры:

Детям предлагается проблемная ситуация и заслушиваются все ответы детей. Например, задаётся вопрос: «Перелётные птицы не смогли улететь на юг, на зимний период, что мы можем сделать для них?»

Игра «Цепочка слов»

Цель: воспитывать любознательность, умение сопоставлять, анализировать.

Ход игры:

Передавая картинку с изображением животного, предмета или явления, каждый ребёнок называет признак этого объекта, не повторяясь. Например: платок — чистый, белоснежный, шерстяной, мягкий, теплый, лёгкий, носовой, цветастый и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): технологии игры, игры способны, Ход игры, Подвижные игры, познавательного интереса, Спортивные игры, влиянием познавательного интереса, Познавательный интерес, обязательно-методические цели игры, Коррекционные игры способны, описание хода игры, Дидактические игры способны, игры важна роль, развлекательная функция игры, Сочетание элементов игры, Уникальность игры, Успех игры, процессе игры, использование технологии игры, плохого настроения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос