Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 08.10.2014

Статья просмотрена: 2682 раза

Библиографическое описание:

Новикова Н. П. Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 112-115. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6350/ (дата обращения: 16.11.2018).

На сегодняшний день есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности — одно из стратегических направлений в образовании. Изменения в развивающемся дошкольном образовании происходят не хаотично, а прогнозируются участниками образовательного процесса, что требует от педагогов проектировочных умений. В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошлого века, построенные на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к таким методам относится проектное обучение, которое помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления. Соединяет в единую систему теоретические и практические составные деятельности человека, разрешает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что этот метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка. Исходит из детских потребностей и интересов, а также хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Для реализации проекта в дошкольном образовании воспитатели тесно взаимодействуют с родителями и специалистами. Такое взаимодействие предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.

Реализация проекта это совместная деятельность, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Взаимодействие всех участников проекта предполагает уважительное отношение друг к другу, и чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. В связи с этим при реализации проекта особое внимание уделяется созданию необходимых и благоприятных для достижения поставленной цели педагогических условий, использованию различных методических средств.

Переход к проектной деятельности для нашего коллектива был интересным и сложным, мы столкнулись с некоторыми проблемами, но нашли пути их решения. Результаты нашей работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность, при этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Меняются отношения между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Поэтому, наш педагогический коллектив представляет свой наработанный материал по экологическому проекту «Земля — наш общий дом», с детьми старшего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский — практико — значимый проект «Земля — наш общий дом». Логическим завершением, которого стало участие нашей группы в региональной научно — практической конференции «Мир проектов 2014».

Проект, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно — образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

Практико-значимый проект.

Название проекта: «Земля — наш общий дом»

Вид проекта: Долгосрочный (два года), групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта:

-   Дети старшего дошкольного возраста

-   Воспитатели: Новикова Н. П. Маценко М. Ф.

-   Родители

-   Логопед группы Сахневич Н. А.

Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально — личностное развитие.

Художественно-эстетическое развитие. Коммуникация.

Актуальность проблемы.

«Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте, в дальнейшем поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека необычайно сложно.

Осознанно правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней, на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.

Современные дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Включаясь в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдая за животными, ребенок становится отзывчивым, воспитываются гуманные чувства.

Этапы работы над проектом

1 этап. Разработка проекта: Постановка цели, задач.

2 этап. Подготовительный: Создание условий для реализации проекта, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

3 этап. Практический: Реализации проекта.

4 этап. Заключительный: Сбор и обработка материалов, обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

5 этап. Обобщение материалов проекта: Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

1 этап. Разработка проекта.

Цель проекта: Формирование у детей элементов экологической культуры

экологически грамотного поведения в природе, гуманного

отношения к окружающему миру, к себе как жителю планеты Земля

Задачи проекта:

1.                 Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

2.                 Расширять представления детей о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения.

3.                 Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

4.                 Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

2 этап. Подготовительный:

1.              Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2.              Провести анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей».

3.              Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал на экологические темы.

4.              Подобрать материалы для игровой и познавательной деятельности.

5.              Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.

6.              Составить план мероприятий.

Предполагаемые результаты:

1.   У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

2.   Ребята умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

-        Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

-        В природе все взаимосвязано.

-        В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

3.   Дети различают живую природу (растения, грибы, животные, человек), и неживую природу (воздух, почва, вода, солнце).

4.   Дети уверенно отличают и называют характерные признаки времен года. Объясняют причины смены времен года.

5.   У детей сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

6.   Дети владеют навыками экологически безопасного поведения в природе, знают запрещающие и разрешающие экологические знаки.

7.   К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей группы.

3 этап. Практический.

Реализации проекта. Согласно лексическим темам и плану мероприятий.

4 этап. Заключительный:

Сбор и обработка материалов, обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

В ходе реализации проекта ребята были вовлечены в различные виды деятельности. В непосредственно образовательной деятельности дети научились различать живую природу (растения, грибы, животные, человек). И неживую природу (воздух, почва, вода, солнце). Они уверенно отличают и называют характерные признаки времен года, объясняют причины смены времен года, с удовольствием проявляют себя в изобразительной и продуктивной деятельности. Вместе с педагогами дети ухаживали за растениями и животными в уголке природы, вели наблюдения за объектами живой и неживой природы, узнавали о взаимосвязях в природе и о способах ее сохранения.

Посещение музея, библиотеки, участие в выставках, прогулки в парках и скверах, все это способствовало развитию интереса у детей к объектам и явлениям природы, а так же взаимопониманию между детьми, педагогами, родителями.

С большим интересом в экологическом проекте принимали участие родители воспитанников. А одобрительные статьи в газетах и телерепортажи о мероприятиях проходимых с их участием стали подтверждением, что они на правильном пути.

5 этап. Обобщение материалов проекта:

Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Наша задача, как педагогов — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. А детям, для формирования экологической культуры нужно дать элементарные научные знания о природе. Каждодневно поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа).

Завершая проект мы, воспитатели, можем с уверенностью сказать, что у детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они знают и готовывыполнять Законы общего дома природы.

Логическим завершением нашего проекта стало участие нашей группы в региональной научно — практической конференции «Мир проектов 2014».

Литература:

1.      Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.      Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

3.      Веретенников А. Ознакомление дошкольников с природой. М, 1980.

4.      Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

5.      Дыбина О. В.,. Еник О. А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. — Тольятти: ТГУ, 2007. — 116 с.

6.      Кашлёв С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Минск: Высш. шк., 2002.-95с.

7.      Киселева Л.С, Данилина Т. А., Лагода Т. С.,. Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / — 3-е изд. пспр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.

8.      Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Издательство ЛГУ, 1970.-114 с.

9.      Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.

10.  Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

11.  Методика ознакомления детей с природой в детском саду /Под ред. Саморуковой. М., 1992.

12.  Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004.-120 с.

13.  Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1992.

14.  Николаева С. Н. Юный эколог. М., 1999.

15.  Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании детей. М., 1996.

16.  Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.

17.  Рыжова Н. А. Наш дом — природа. М., 1996.

18.  Рянжин С. В. Экологический букварь. СПб., 1996.

19.  Штанько И. В.. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4

20.  Яковлева Н. О. Теоретико — методологические основы педагогического проектирования: монография. М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002.-239.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, реализация проекта, неживая природа, родитель, экологическая культура, образовательный процесс, общий дом, проектная деятельность, экологический проект.

Похожие статьи

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, виды проектов, структура проекта. В век ядерной физики проблемы экологического воспитания становятся все более и более актуальными.

Формирование экологических представлений детей старшего...

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Технология проектной деятельности как эффективная форма...

проектная деятельность, экологическая культура, экологическое воспитание, ребенок, природа, неживая природа, исследовательская деятельность, информационный поиск, дошкольное детство...

Особенности использования метода проектов в экологическом...

Метод проектов в обогащении экологических представлений детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром...

Особенности формирования экологической культуры...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Экологический проект «Музей природы родного края»

Непосредственно образовательная деятельность. Земля — наш общий дом. Человек — часть природы. Будем беречь и охранять природу.

Утреннее, вечернее время прогулки. Дидактические игры. Неживая и живая природа. Кто где живет? Какие бывают растения?

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

ребенок, природа, дошкольный возраст, экологическое воспитание, экологическая культура личности, окружающая среда, окружающий мир, экологическая культура, дошкольное воспитание, экологическое...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процесс исследования.

В реализации проекта необходимо включать и родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экологическая культура, экологическое...

Проект как средство экологического образования младших...

Реализация комплекса проектов экологической направленности проходила поэтапно.

Результат проектной деятельности: оформление картотеки «Загадочная неживая природа»; создание сборника «Загадочная неживая природа».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, виды проектов, структура проекта. В век ядерной физики проблемы экологического воспитания становятся все более и более актуальными.

Формирование экологических представлений детей старшего...

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Технология проектной деятельности как эффективная форма...

проектная деятельность, экологическая культура, экологическое воспитание, ребенок, природа, неживая природа, исследовательская деятельность, информационный поиск, дошкольное детство...

Особенности использования метода проектов в экологическом...

Метод проектов в обогащении экологических представлений детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром...

Особенности формирования экологической культуры...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Экологический проект «Музей природы родного края»

Непосредственно образовательная деятельность. Земля — наш общий дом. Человек — часть природы. Будем беречь и охранять природу.

Утреннее, вечернее время прогулки. Дидактические игры. Неживая и живая природа. Кто где живет? Какие бывают растения?

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

ребенок, природа, дошкольный возраст, экологическое воспитание, экологическая культура личности, окружающая среда, окружающий мир, экологическая культура, дошкольное воспитание, экологическое...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процесс исследования.

В реализации проекта необходимо включать и родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экологическая культура, экологическое...

Проект как средство экологического образования младших...

Реализация комплекса проектов экологической направленности проходила поэтапно.

Результат проектной деятельности: оформление картотеки «Загадочная неживая природа»; создание сборника «Загадочная неживая природа».

Задать вопрос