Мультимедийные технологии в личностно-ориентированном обучении младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кучманова, Е. Г. Мультимедийные технологии в личностно-ориентированном обучении младших школьников / Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6332/ (дата обращения: 16.11.2024).

Модернизация образования — объективное требование, вытекающее из главной задачи российской образовательной политики, заключающейся в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [1].

В настоящее время, современные компьютерные и информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Актуальность данной темы обусловлено тем, что мультимедиа технологии в личностно-ориентированном обучении на современном этапе общественного развития играет ведущую роль в информатизации общества и получили широкое распространение в школьных учреждениях.

Всестороннее развитие личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурно-историческими традициями общества и техническими достижениями человечества является первостепенной целью образования. Она и предопределяет основные направления модернизации образования, которая ориентирована не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личностной сущности ученика, его познавательных и созидательных способностей, его творческой самореализации на благо общества и свое личное благо.

Работая с младшими школьниками, безусловно, учитываешь их индивидуальные и групповые особенности. Конечно, к таким особенностям относятся и образное мышление, и наглядность. Рациональное использование в процессе обучения наглядных средств, играет важную роль в развитии наблюдательности, интереса, внимания, речи, мышления младших школьников.

Очень часто я опираюсь на слова Л. С. Выготского. Он писал: «Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» [3].

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности [4]. Например, на уроках окружающего мира, дети в ходе урока удовлетворяют свой интерес к происходящему вокруг. Но это, не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес, влияет на учебный процесс, наблюдения младших школьников в обучении всех предметов, а так же на достижение успехов. Поэтому применение мультимедиа технологий для организации обучения, направленного на личность каждого ребёнка, позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где на первое место ставится личность ребенка, ее самоопределение, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования в обществе.

Любой класс состоит из учеников, личности которых отличаются неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Неслучайно, А. С. Макаренко говорил, что «воспитание отдельной личности осуществляется в своём индивидуальном педагогическом приёме. Каждое воздействие на личность должно быть индивидуально, учитывая индивидуальный путь его развития.».. [2].

Кроме того, чтобы все педагогические цели были достигнуты, необходимо воссоединять те требования и потребности учащихся, которые стоят перед ними. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом, где помощником и служат мультимедиа технологии.

Личностно ориентированное обучение направлено на развитие личности ученика и позволяет на принципиально иных началах формировать познавательную деятельность учащихся; оно наиболее перспективно для модернизации и обновления образования в условиях постиндустриального мира.

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:

-       разноуровневый,

-       дифференцированный,

-       индивидуальный,

-       субъективно-личностный.

Личностно-ориентированное образование исключает построение обучения на основе ограниченного принципа формирования лишь «знаний — умений — навыков»; при личностно-ориентированном образовании с применением мультимедиа технологий, помещается специфика познавательной деятельности учащихся.

Под личностно ориентированным подходом понимается такой тип образовательного процесса, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты, ибо целью обучения провозглашается развитие личности учащегося, его индивидуальности и способностей; при этом учитываются ценностные ориентации учащегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его внутренняя модель мира [6]. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель — ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная [5].

Мультимедиа — это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент — компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся [7].

Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия учащихся — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Подобные уроки помогают нам решить следующие дидактические задачи:

-       усвоить базовые знания по предмету;

-       систематизировать усвоенные знания;

-       сформировать навыки самоконтроля;

-       сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;

-       оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их внедрения в учебный процесс.

В своей работе мы целесообразно используем компьютер в смешанном режиме:

-       в исследовательской деятельности;

-       в проектной деятельности учащихся;

-       при проверке домашней работы;

-       при проверке контрольной работы.

Таким образом, использование компьютера на уроках — это одно из средств, которое позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока и работы детей. Мультимедиа технологии, как показывает практика, существенно помогают учителю в его работе не только по математике, но и в преподавании других дисциплин. Это подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными задачами и примерами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчётной документации, оформление учебных стендов и т. д.

Литература:

1.                  Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе. — Ростов Д.: Феникс, 2006. — 332 с.

2.                  Кураченко З. В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. — с. 60–64.

3.                  Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.

4.                  Разина Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. — с. 125–127.

5.                  Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — Педагогика, 1990.

6.                  Шелехова Л. В. Личностно-ориентированное обучение решению сюжетных задач. — Майкоп: АГУ, 2009. — 212 с.

7.                  Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1999. — 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, учебный процесс, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное обучение, мультимедиа технологии, образовательный процесс, урок, детская природа, познавательная деятельность, познавательная деятельность учащихся.

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Мультимедийные и коммуникационные технологии на уроках информатики

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном образовательном процессе

Практико-ориентированные технологии в обучении специалистов среднего звена

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Мультимедийные и коммуникационные технологии на уроках информатики

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном образовательном процессе

Практико-ориентированные технологии в обучении специалистов среднего звена