Использование сети Интернет при обучении иностранному языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 15.09.2014

Статья просмотрена: 5304 раза

Библиографическое описание:

Еренчинова, Е. Б. Использование сети Интернет при обучении иностранному языку / Е. Б. Еренчинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6149/ (дата обращения: 16.11.2024).

В условиях технических изменений современного образовательного процесса, учитывается необходимость достижения нового качества образования, обеспечения процесса целостного развития личности, можно говорить об актуальной необходимости научить каждого студента получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем информации. Для этого перспективным направлением развития современного образования является возможность создания комфортных условий с точки зрения обеспечения организации учебной деятельности, за счет создания информационно-коммуникационной образовательной среды. Основными составляющими этой среды стали достижения качества образования, диктуемые обновляющимися стандартами образования нового поколения и дидактическими возможностями средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и Web-технологий.

Развитие компьютерных и Web-технологий неизбежно ведет к информатизации всех видов образовательной деятельности, в частности — создания информационно-образовательного пространства. Приоритетными направлениями создания информационно-образовательного пространства являются внедрение и использование дидактических возможностей интернета, Web-технологий (Web-сервисы, образовательные Web-ресурсы, сетевые сообщества) в учебный процесс высшего образования, что позволят организовывать процесс обучения так, чтобы студенты активно, с интересом и увлечением работали на занятиях, видели результаты своего труда и могли самостоятельно их оценить. Помочь в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Использование компьютера на занятиях позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным и интерактивным.

Современный компьютер на сегодняшний день является универсальным инструментом, способным моделировать различные языковые ситуации, он может быстро и эффективно реагировать на действия и запросы студента. Этот способ обучения привлекателен и для преподавателя. Он помогает лучше оценить способности и знания студентов, побуждает искать новые, инновационные формы и методы обучения, дает простор для творчества. При этом компьютер только дополняет, играя роль инструмента, который при грамотном использовании значительно повышает эффективность педагогического процесса.

Следует отметить, что «использование Интернета на занятиях не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться». [2, с. 27]. Найти ответы на эти вопросы необходимо на этапе подготовки к занятиям.

В условиях информатизации образования, использование интернета в системе обучении иностранного языка, позволяет значительно повысить эффективность этого процесса. Обеспечивается возможность создания для студентов условий формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования.

Ресурсы сети являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования студентов, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей. Однако само по себе наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Они должны быть направлены на комплексное формирование и развитие:

-         аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного, стратегического, дискурсивного, учебно-познавательного);

-         коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;

-         коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;

-         умений использовать ресурсы Интернета для самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города;

-         умений использовать ресурсы сети для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.

Необходим предварительный анализ этих параметров, т. к. большинство из них не имеет учебного предназначения. Анализировать такие ресурсы необходимо исходя из:

-        актуальности информации;

-        языковой сложности материала;

-        источника информации (достоверность, надежность, аргументированность и т. д.);

-        исторической сложности текста (упоминание текстах исторических фактов, незнание которых влияет на понимания смысла текста);

-        психолого-физиологических особенностей информации (соответствия возрастным и психологическим особенностям, значимости для воспитания и развития).

В дидактическом плане Интернет включает в себя два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы.

Наиболее распространенные формы телекоммуникации (т. е. коммуникации посредством Интернет-технологий) — электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и др., что можно использовать для овладения письмом и письменной речью. Например, сегодня с помощью интернета можно вступать в письменную коммуникацию в режиме on-line, создавая аутентичную ситуацию диалогического общения в письменной форме. Помимо этого, Интернет дает возможность реализации коммуникативного подхода к обучению, письменным видам речевой деятельности. В связи с тем, что сообщения в сети Интернет становятся, потенциально доступны всем пользователям, это повышает ответственность в познаниях языка (например, Chat, Instagram, WhatsApp, Skype). Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга, а сейчас они используются в учебных целях в обучении иностранному языку.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Учебные Интернет-ресурсы (ИР) создаются исключительно для учебных целей в качестве средства поиска информации и доступа к знаниям. Поисковые системы «WWW» позволяют преподавателю использовать на занятиях аутентичные аудио, видео и текстовые материалы, знакомиться с художественными произведениями авторов из страны изучаемого языка, приобщиться к культуре и т. д.

Выделяют пять видов интернет-ресурсов, которые можно использовать в качестве индивидуальной работы студентов. В интернете можно выполнять задания на написание web-квестов, которые впоследствии можно использовать при индивидуальной или групповой работе на занятиях:

1.                  Хотлист (список по теме) — список сайтов с текстовыми материалами по изучаемой теме. Чтобы его создать, нужно ввести ключевое слово в поисковую систему.

2.                  Мультимедиа скрэпбук (мультимедийный черновик) коллекция мультимедийных ресурсов, в отличие от хотлиста, в скрэпбуке кроме ссылок на текстовые сайты есть еще фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическая информация, анимационные виртуальные туры. Эти файлы могут быть легко скачены студентами и использованы как информативный или иллюстративный материал при изучении определенной темы.

3.                  Трежа хант (охота за сокровищами) кроме ссылок на различные сайты по изучаемой теме он содержит вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью этих вопросов преподаватель может направлять поисково-познавательную деятельность студентов. В заключение задается один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на более детальные вопросы по каждому из сайтов.

4.                  Сабджект сэмпла — следующая ступень сложности по сравнению с трежа хантом. Также содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. Студент должен не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

5.                  Вебквест (интернет-проект) — самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Это сценарий организации проектной деятельности по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта.

Эти интернет-ресурсы взаимосвязаны, находятся в отношении взаимодополнения и усложнения друг другом. Используя интернет в учебной деятельности, преподавателю необходимо определить целесообразность их применения, то есть на достижение каких целей и решение дидактических задач направлено использование того или иного ресурса. Образовательные Web-ресурсы можно использовать в различных видах учебной деятельности: использование аутентичных Web-ресурсов в рамках соответствующей темы занятия, самостоятельная работа студентов по поиску необходимой информации в рамках заданной темы.

Наиболее полно возможности учебных интернет — ресурсов проявляются в профильной подготовке и элективных курсах, когда именно иноязычная коммуникативная компетенция, а не знания языка, играет ведущую роль в учебно-воспитательном процессе.

Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет и преподавателю реализовать свои творческие педагогические идеи, обменяться опытом с коллегами и получить оперативный отклик, а студентам дает возможность самостоятельно выбирать индивидуальный план обучения: систему тренировочных заданий и задач в зависимости от уровня владения языком, способы контроля и коррекции знаний. Таким образом, реализуется основное требование современного образования — выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, стимулирование их личностного развития.

Можно сделать вывод о том, что использование сети Интернет расширяет спектр реальных коммуникативных ситуаций, повышает мотивацию студентов, позволят эффективнее применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач. Очевидна актуальность и практическая необходимость применения Интернета в процессе обучения иностранному языку. Поскольку в рамках программы модернизации высшего образования, мы говорим о внедрении деятельностного подхода в обучении и успешном формировании коммуникативной и информационной компетенции студентов.

Литература:

1.      Ахмедов Н. Б. Формирование модели применения ИКТ в школе. Материалы Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2004). –М., 2004. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ito.edu.ru/2004/Moscow/III/3/III-3–4153.html

2.      Подопригорова Л. А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // ИЯШ.-2003.-№ 5

3.      Корзан Г. О. Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/585591/

4.      Инкина И. И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/559341/

Основные термины (генерируются автоматически): Интернет, иностранный язык, процесс обучения, ресурс сети, учебная деятельность, высшее образование, иноязычная коммуникативная компетенция, информационно-образовательное пространство, современное образование, учебно-воспитательный процесс.