Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка
Авторы: Емельянова Любовь Федоровна, Голубова Светлана Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 18.09.2014
Статья просмотрена: 872 раза
Библиографическое описание:
Емельянова, Л. Ф. Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка / Л. Ф. Емельянова, С. В. Голубова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6133/ (дата обращения: 16.12.2024).
«...В эти годы душа ребенка так наивна, так впечатлительна и беспомощна, она как бы плывет в потоке наивной непосредственной доверчивости. В этот период впечатлениям открыта последняя глубина души, она всему доступна и не защищена никакой броней. И в этот момент самое важное — духовно пробудить ребенка и указать перед лицом будущих трудностей и опасностей жизни, что источник силы находится в его собственной душе. Надо, чтобы именно в этом возрасте ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы все значительное и священное в жизни открылось ему». (Ильин И. А.)
Все в нашей жизни начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания об этом мире.… И очень важно, каким этот мир предстанет перед глазами маленького гражданина. Как примет его этот мир, во многом зависит от самого близкого окружения — родителей и воспитателей.
Современная Россия — это арена, на которой ведутся не только политические баталии, но и претерпевают свои изменения духовные ценности человека, зачастую уступая место материальному благосостоянию. Своеобразным барометром в сложившейся ситуации является ребенок-дошкольник, который, как губка, легко и быстро впитывает все, даже едва уловимые, изменения, поскольку именно дошкольный возраст является тем самым фундаментом, стартовым трамплином, где закладываются представления о мире и красоте, добре и милосердии, справедливости и гражданственности. Вот почему так важно создать благоприятные условия для постижения воспитанником азбуки человеческой культуры и гармонизации картины мира, формирования нравственных основ и правил общения, а в случае необходимости корректировать негативные проявления в развитии ребенка.
Эти и многие другие злободневные вопросы уже не первый день стоят перед современными педагогами.
На сегодняшний день существует огромное количество педагогической литературы по данной теме. Как педагоги с многолетним стажем, в своей деятельности постарались найти «золотую середину», обобщив наработки выдающихся педагогов и личный практический опыт работы с дошкольниками. Перелопатив тонны книг, нашли самый короткий, но весьма действенный путь — развивать духовно-нравственные качества ребенка посредством обращения к истокам богатой русской культуры.
Конечно, говорить о том, чтобы воспитывать и развивать дошкольника наукоемким и дидактическим методом не имеет смысла в силу возрастных особенностей воспитанника. Но, зная, что путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркий и эмоциональный, словесный, живописный и поэтический образ, можно сформировать нравственную личность и в таком малыше.
Так, в процессе реализации целей по формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка я активно использую следующие методы: словесно-образный, наглядно-действенный, практический.
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в воспитательном процессе. Здесь активно используются такие формы работы как: чтение и анализ литературных произведений.
Например, Сухомлинского В. А. «Почему Олечка не сорвала цветок?", К. Д. Ушинского «Умей обождать», А. Кузнецовой «Мы поссорились», А. Барто «Помощница». Ответы на вопросы педагога, на возникшие вопросы детей.
Данный вид деятельности развивает у детей логику и мышление, учит слушать и слышать мнения других, тем самым воспитывая уважение к окружающим.
Беседа с использованием элементов диалога, обобщающих рассказов воспитателя.
Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, дает ребятам высказаться. Это позволяет педагогу понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. Рассказы детей о своих впечатлениях.
С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, сообщение дополнительного материала воспитателем; разбор житейских ситуаций.
Педагог призван развивать в детях не только логику, но и способность анализировать, делать выводы и давать оценку, проведение разнообразных игр.
В работе с детьми я использую коллективные игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. Ведь при помощи игры, возможно, решать самые разные воспитательные задачи: игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха и повышения собственной самооценки; для другого воспитанника — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — практическим занятием, развивающим нравственные чувства и гуманное отношение к сверстникам.
Я проводим такие игры и упражнения:
- развивающие способности детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости: («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»);
- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: «Угадай кто я«, «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были вам не скажем, а что делали — покажем»);
- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения: («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают»).
Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Рассматривание наглядного материала.
Большое значение имеет наглядный материал в формировании эстетического восприятия, в обогащении эстетических впечатлений и чувств ребенка.
Наглядно-действенный метод используется в процессе: инсценировки сказок (педагогами совместно с детьми).
Данный вид деятельности решает сразу несколько задач: способствует формированию правильной речи ребенка и мышления, формирует навыки совместной деятельности в коллективе, содействует приобщению к прекрасному и получению представления о доброте, дружбе, трудолюбии, честности.
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;
- проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдений за деятельностью педагога;
Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт со взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Экскурсии.
Эти своеобразные занятия под открытым небом способствуют образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, воплощение впечатлений детей в творческих работах.
Вот уж непаханое поле для развития фантазии, нестандартного мышления и эстетического вкуса ребенка!
Практический метод используется, когда необходимы:
организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после утренника), ручной труд (готовим подарок собственными руками).
Проведение праздников: тематических и обрядовых. (Здесь детям помогают полученные и отработанные навыки игры, которые позволяют ребенку не только почувствовать себя частью общего действа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной-среды.)
Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. А чтобы данный процесс был непрерывным я и мои коллеги ведем активную и разноплановую работу с родителями: знакомим их с успехами и проблемами детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях их ребенка, выявляем происхождение тех или иных факторов, тормозящих развитие личности ребенка, оказываем всестороннюю помощь в обучении родителей методам и приемам нравственного воспитания в каждой семье.
С целью установления тесных контактов с семьями, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственных качеств у детей я используем такие методы работы с родителями как: общие и групповые родительские собрания.
Согласно распланированным темам по годовому плану, на родительских собраниях обсуждаются различные темы, помогающие освоить родителям методы и приемы воспитания детей. По просьбе родителей темы собрания могут корректироваться, отвечая интересам и потребностям родителей.
Консультации.
Они, как правило, проводятся по инициативе родителей или по инициативе самого воспитателя. Поводом для приглашения на консультацию может быть результат наблюдения за ребёнком, проблемы в общении ребёнка с детским коллективом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребёнка, связанная с семейной ситуацией. При необходимости возможны встречи и беседы с медицинским работником, психологом.
Папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений призваны в доступной форме чтобы донести полную информацию об образовательно-воспитательном процессе, ведущемся в группе: график ближайших мероприятий, экран достижений детей, практические советы родителям и т. д.
Посещения педагогом семей своих воспитанников планируются по мере необходимости и предусматривают частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом нравственного воспитания внутри семьи и т. д.
Дни открытых дверей.
В подобные дни родителям предоставляется широкая возможность подробно ознакомиться с тем, в каких условиях воспитываются их дети, встретиться и побеседовать со специалистами — педагогами и методистами, логопедом и медперсоналом, психологом и музыкальным руководителем.
Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. И это очень важно! Ведь если эта связь установлена, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».