Уроки логоритмики в школе VIII вида | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лебедева, А. А. Уроки логоритмики в школе VIII вида / А. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6101/ (дата обращения: 03.12.2024).

Одним из эффективных средств коррекции речи является логоритмика. Во время логоритмических занятий логопед не только корректирует звукопроизношение, но и развивает просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие. На логоритмических занятиях формируется слоговая структура и звуконаполняемость слов, развивается речевая и двигательная память. Поскольку логоритмические занятия, как правило, бывают тематическими, то идет планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи. Особенное значение имеют занятия логоритмикой для детей с интеллектуальной недостаточностью. Умственно отсталый ребенок имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии, наряду с нарушением познавательной деятельности нарушается развитие речи, формирование мелкой и общей моторики, формирование осанки. Следовательно, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают проблемы с координацией движений, сохранением равновесия, возникают трудности в формировании произвольных движений, пространственной ориентировки. Эти нарушения имеют разный уровень проявления у каждого конкретного ребенка от ярко выраженных до незаметных. Однако при исследовании моторного развития учащихся выясняется, что даже внешне сохранные дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности формирования произвольных движений, сохранения равновесия, формирования пространственной ориентацией.

Поэтому занятия логоритмикой показаны всем учащимся младших классов школы VIII виды. Хорошо, если в учебном заведении есть логоритмист, но зачастую занятия по логоритмике проводит логопед, а педагоги могут использовать упражнения логоритмики, как часть занятия или физкультминутки. В этом случае хорошо опираться на методику логоритмики, предложенную Г. Р. Шашкиной. В данной методике все средства логоритмики делятся музыкально-двигательные и двигательно-речевые.

К музыкально-двигательным относятся [1]:

1.     Ходьба

2.     Упражнения для мышечного тонуса

3.     Упражнения на развитие мелкой моторики.

4.     Упражнения на развитие чувства ритма.

5.     Упражнения с элементами танца.

6.     Заключительные упражнения.

К двигательно-речевым средствам логоритмики относятся:

1.     Упражнения на развитие фонационного дыхания.

2.     Упражнения на развитие голоса.

3.     Упражнения на развитие артикуляции и дикции.

4.     Упражнения на развитие координации движений и речи.

5.     Упражнения на развитие речевого внимания.

6.     Пение.

7.     Упражнения на развитие мелкой моторики.

8.     Упражнения с предметами.

9.     Речевые упражнения.

Логопед проводит логоритмическое занятие раз в неделю, используя при этом и музыкально-двигательные и двигательно-речевые средства логоритмики. Часто логопед не владеет музыкальным инструментом. Это не должно быть препятствием в использовании логоритмики. Можно использовать записанные мелодии, хотя на первых порах лучше использовать во время ходьбы стихотворные тексты, так как темп движений индивидуален и, может быть, кто-нибудь из детей не будет успевать за заданным музыкальной записью темпом. Поэтому рекомендуется во время ходьбы использовать стишки и потешки. Логопед читает стихи с четким ритмом в таком темпе, который подходит для каждой конкретной группы учащихся. Для чтения во время ходьбы и во время перестроений можно использовать произведения Д.Хармса и В.Маяковского.

Во время ходьбы можно использовать упражнения на развитие речевого внимания, предложенные Г. А. Волковой [2]. Игра «Оп-Хлоп-Стоп»: дети идут маршем по кругу. Логопед во время марша говорит: «Оп». Дети должны остановиться и подпрыгнуть. На слово хлоп остановиться и хлопнуть, а на слово стоп остановиться и опустить руки.

На развитие статической координации можно выполнить упражнения Цапля и Сова. Во время чтения стишка:

Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя

учащиеся стоят на одной ноге, согнув поднятую в коленке ногу.

Очень любят игры дети на развитие координации и речевого внимания. Например,

— Послушайте и выполните задание:

Левую руку на голову.

Положите правую руку на левое плечо.

Положите левую руку на голову, а правую руку спрячьте за спину.

Делай, что говорю, а не то, что показываю.

Логопед дает инструкцию. Например, поднимите руки, а сам выполняет инструкцию неправильно: руки опускает или прячет за спину.

— Делай, что показываю, а не то, что говорю.

Учащиеся должны повторить за логопедом движение, а не выполнить словесную инструкцию.

Для развития мелкой моторики используются традиционные пальчиковые игры и массажные мячики, сопровождаются эти упражнения стихотворным текстом.

Упражнения для развития темпа можно проводить как под музыкальную запись-движение с изменением темпа, так и устно. Например, дети проговаривают стишок, сопровождая послоговым отстукиванием каждое слово, а слова хлоп — хлопком, топ — ударом ноги, стоп — опусканием рук вдоль тела.

Опа-опа! Оп-оп!

Опа-опа! Хлоп-хлоп!

Опа-опа! Топ-топ!

Опа-опа!Стоп!

Упражнения на развитие силы голоса предполагают произнесение звуков, слогов, слов и предложений тихо и громко. Для этого очень хорошо использовать упражнения фонетической ритмики, когда произнесение звуков сопровождается определенным движением тела и рук. На звук А — руки в стороны, на звук О — пальцы соединить над головой, положение рук напоминает букву О и т. д.. Гласные звуки произносятся сначала тихо, а затем громко, затем наоборот.. Очень хорошо использовать движения фонетической ритмики во время чтения стихов. Например, дети хором читают стишок:

Черной ночью

Черный кот

Прыгнул в черный дымоход,

сопровождая послоговым отхлопыванием или отстукиванием. Это очень действенный прием формирования слоговой структуры слова. Затем в стишке заменяются слова черный звуком Ч с движением руками. Все остальные слова произносятся с отхлопыванием. Потом слово ночью заменяется звуком Щ с движение и т. д. В итоге дети читают стишок, в котором все слова заменяются звуками.

Для развития силы голоса в предложении дети делятся на две группы. Первая группа говорит громко, вторая группа отвечает ей тихо. Затем группы меняются: первая говорит тихо, вторая отвечает ей громко. Например,

ВАНЯТКА! — Что?

— МАМКА ЗОВЕТ! — Зачем?

—УШИ НАДРАТЬ ХОЧЕТ! — Не слышу-у-у-у...

Эти упражнения тесно связаны с упражнениями на развитие артикуляции и дикции. Для развития артикуляции и выработки артикуляторной базы звуков используется артикуляционная гимнастика. Комплекс артикуляционной гимнастики рассчитан на одну четверть. За это время основная часть детского коллектива запоминает текстовое содержание артикуляционной гимнастики и упражнения, которые в нее включены.В следующей четверти артикуляционная гимнастика звучит по-другому, в истории про язычок происходят новые события, что поддерживает интерес учащихся к выполнению комплекса упражнений.

Для развития интонационной стороны речи используются эмпатийные образы.

Учащимся предлагаются эмпатийные символы: радость, грусть, испуг, злость, удивление. Сначала дети пытаются передать настроение голосом, произнося гласные звуки. Затем слова и фразы. Например, надо произнести одну и ту же фразу, передав настроение голосом: радостно, грустно, испуганно и т. д. А так же можно использовать стишки и чисоговорки:

Для формирования логического ударения лучше поделить класс на 2 группы. Первая группа спрашивает, выделяя по очереди слова в предложении, вторая отвечает, также выделяя слова по очереди.

ГРЕЧКА в печке?     ГРЕЧКА в печке!

Гречка в ПЕЧКЕ?    Гречка в ПЕЧКЕ!

Упражнения на развитие координации и речи предполагает как развитие статической координации, так и двигательной. Очень хороши для этого прыжки. Дети прыгают на месте и в сторону, произнося при этом одновременно с логопедом стишок.

Надо отметить, что выполняя одно упражнение, мы решаем не одну задачу. Так, выполнять прыжки можно с разной скоростью, а значит, и темп речи будет тоже меняться. На логоритмических занятиях логопед может использовать и пение. Начинать лучше с пальчиковых игр с пением. Например, Сорока-белобока, Ладушки, Идет коза-рогатая. Затем можно переходить к песенкам, которые дети поют на уроках музыки в качестве распевки. Например, «Самолет летит, самолет гудит: У-У-У-У, я лечу в Москву», «ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, Мила в лодочке плыла», сопровождая пение движением.

При выполнении упражнений с предметами можно использовать мячи, воздушные шары, ленты. Упражнения с лентами доступны уже учащимся 1 класса. Длина ленты варьируется в зависимости от возраста учащегося и его индивидуальных возможностей. Учащимся 1 класса рекомендуется лента от 1,5метров, учащимся 2–4 классов от 2,5 до 3 метров. Изготовление лент не составит большого труда. Обычно используются стандартные ленты из легкого искусственного шелка шириной от 2,5 до 5–6 см. Лента крепится к палочке нитяным шнуром, в месте прикрепления лента зашивается углом. Палочка, к которой крепится лента, бывает разной длины: от 25 см для первоклассников и 50 см для учащихся 4 класса. Движение цветной ленты вызывает всеобщий восторг и желание работать с ней. Техника упражнений с лентой основана на последовательной передаче количества движения от начала ленты (места прикрепления) до конца её, полученного в результате движений палкой Важно с первых занятий научить детей правильно удерживать ленту. Поэтому в начале работы с лентой дети учатся правильно держать ленту и произвольно приводят её в движение. Это нужно для того, чтобы учащиеся «почувствовали» ленту, установили взаимосвязь движений руки и движения ленты Упражнения с лентой делятся на махи и круги, змейки, спирали, восьмерки и броски..На первых этапах обучения работы с лентой, учащиеся осваивают простые движения лентой: круги вправо, круги влево, круги вперед, круги назад. В зависимости от величины радиуса вращения круги могут быть большими, которые выполняют прямой рукой, средними, которые выполняют согнутой в локте рукой (предплечьем) и малыми, которые выполняют вращением кисти руки. Затем добавляются движения спираль и змейка. Спирали выполняются круговым движением предплечья или одной кистью, локоть свободно согнут. Витки спирали должны быть одинаковыми по величине и располагаться близко один к другому. Спирали бывают вертикальные, если ее витки вертикальны полу и горизонтальные, если ее витки горизонтальны полу; направление движения определяется по часовой стрелке или против нее. Змейки также можно выполнять в вертикальной и горизонтальной плоскости. Выполняются они только движением кисти при слегка согнутом локте: либо ее сгибанием и разгибанием, либо отведением и приведением. Змейки выполняются быстро, зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми. Пожалуй, самыми трудными в исполнении для детей с интеллектуальной недостаточностью являются восьмерки. Для освоения этого сложного элемента можно нарисовать восьмерки мелом на полу. После освоения элемента в горизонтальной плоскости можно перейти к вертикальному исполнению восьмерок. Все упражнения разучиваются сначала ведущей рукой, затем, другой рукой. После освоения техники основных упражнений следует научиться выполнять их в различных темпах — от очень медленного до очень быстрого, разучивать упражнения надо из простейших исходных положений, чтобы лента следовала за движением тела. Важно выполнять движения в нужном суставе, с определенным радиусом (в змейках — кистью, в спиралях — предплечьем), а также с определенной степенью напряжения хвата и всей руки.

Движения телом и лентой разучиваются раздельно, а затем в соединениях. Необходимо добиваться логичной связи движений ленты и тела и не забывать, что начинает движение тело, а лента его сопровождает. После освоения основных движений с лентой, учащиеся учатся сочетать движения с лентой с ходьбой и перестроениями и появляются движения с элементами танца. Все это выливается в музыкальные номера, которые дети с удовольствием показывают в классе, на школьных мероприятиях, на конкурсах.

Важно, чтобы соблюдался принцип последовательности подачи материала, переходить от простого упражнения к более сложному только достаточно хорошо усвоив первое упражнение, положительный настрой и доброжелательность, творческая атмосфера занятия. Особенно хочется отметить положительный эффект общественного признания. После выступления части детского коллектива на празднике с номерами самодеятельности с лентами или веерами все учащиеся младших классов с удовольствием занимаются логоритмикой и, как следствие, повышается общий уровень развития моторной деятельности и моторного развития.

Для расширения словарного запаса занятия по логоритмике обычно делают тематическими. Темой может стать лексическая тема или художественное произведение. Стихотворные тексты специально не выучиваются. Сначала говорит логопед, потом с логопедом говорят учащиеся. Постепенно текст запоминается, и логопед начинает читать текст, а учащиеся самостоятельно его договаривают.

Несмотря на то, что все занятия сопровождаются стихотворными текстами, речевые упражнения являются важной составляющей логоритмики. Если во время выполнения всех остальных упражнений дети говорят хором или небольшими группами, то, выполняя речевые упражнения, ребенок говорит самостоятельно. Для речевых упражнений лучше использовать небольшие диалоги, сказки. Учащиеся инсценируют диалоги интонационно-выразительно в лицах, сопровождая движениями.

Логоритмические занятия, решая важные задачи в коррекции речи, формируют у ребенка общую координацию движений, чувство ритма, темпа. Эти занятия всегда насыщены заданиями, но не вызывают у детей чувства усталости. Наоборот, учащиеся с радостью посещают занятия по логоритмике, и эффективность таких занятий не вызывает сомнений.

Литература:

1.         Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи., М., Академия, 2005

2.         Волкова Г. А. Логоритмика., М., 2002

3.         Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). — М.: ФиС, 1985

4.         Лисицкая Т. Художественная гимнастика М ФиС, 1982

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, лента, ребенок, учащийся, движение, артикуляционная гимнастика, время ходьбы, занятие, интеллектуальная недостаточность, мелкая моторика.