Использование регионального компонента в музыкально-просветительской деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 21.08.2014

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Ивашина, И. В. Использование регионального компонента в музыкально-просветительской деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе / И. В. Ивашина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6073/ (дата обращения: 16.11.2024).

Все убыстряющийся прогресс науки и техники заставляет время от времени пересматривать школьные программы и учебные планы, формы и методы учебно-воспитательной работы. Однако эти изменения очень слабо затрагивают вопросы эстетического воспитания. Между тем школа не может ограничиваться только передачей детям научной информации.

К сожалению, пока эстетическое воспитание школьников держится в основном на учителях-энтузиастах. Редко можно встретить школу, где такое воспитание осуществляется систематически и планомерно всем коллективом, где создана атмосфера уважения к искусству, к высокой культуре.

Одним из наиболее действенных средств воздействия на детские сердца является музыка — «самое поэтическое, самое могучее, самое живое из всех искусств», по утверждению композитора Г.Берлиоза. Вероятно, тайна воздействия музыки на человека никогда не будет разгадана. Но ясно одно, что «душа музыки — мелодия»- действует на психику благотворно.

Музыкальное воспитание будет особенно плодотворным, если увязать его с краеведческим компонентом. В каждом сердце хранится светлый образ той маленькой частицы большой Родины, где прошло наше детство, где мы взрослели.

Изучая материалы по краеведению, передо мной раскрывались захватывающие, еще малоизвестные «тамбовские страницы» из жизни великих поэтов, композиторов и музыкантов. Продолжая поиски, накапливались материалы о деятелях русской и советской музыкальной культуры, творчество которых тесно связано с тамбовским краем.

Слушая произведения С. В. Рахманинова, невольно переносишься в поэтический уголок среднерусской природы, в обожаемую им Ивановку, где были задуманы и выношены, набросаны вчерне или закончены многие его шедевры.

Тамбовскую деревушку Усово горячо любил П. И. Чайковский. Приезжая сюда, Петр Ильич был уверен, что найдет здесь так необходимые ему для творческого одиночества тишину и покой, будет наслаждаться простором полей, летней прохладой перелесков.

С тамбовской землей связано много имен больших музыкантов. Родом отсюда выдающийся советский композитор И. И. Дзержинский, один из основоположников русского оперного искусства А. Н. Верстовский. С тамбовской землей связано имя создателя марша «Прощание славянки» В. И. Агапкина и вальса «На сопках Маньчжурии»- И. А. Шатрова, творчество замечательного русского хорового дирижера Ю. Н. Голицина, да и многих других композиторов и музыкантов-исполнителей.

Обобщив изученные материалы, мне хотелось бы начать знакомство с развитием музыкальной культуры на тамбовщине со второй половины 70-х годов ХIХ века, когда начинает оживляться общественная музыкальная жизнь. Дворянское собрание (здание построено в 1836 г.) становится центром художественной культуры Тамбова. Здесь даются спектакли и концерты силами местных любителей искусства и приезжими артистами.

Во второй половине 70-х годов в Тамбове открылось Коннозаводское собрание, арендовавшее часть здания Публичной библиотеки. Около сорока лет оно являлось одним из культурных центров города.

По воскресеньям, вторникам, четвергам и пятницам в клубе проходили музыкальные вечера, чаще благотворительного характера. В концертах принимали участие местные музыканты и певцы. В некоторые сезоны руководителям Коннозаводского клуба удавалось образовать симфонический оркестр из местных музыкантов.

В 1876 году в Тамбове появилась оперетта, когда здесь выступала труппа И. И. Ознобишина. Успех послужил поводом к повторению гастролей в 1877 году. В репертуар входили оперетты Ж.Оффенбаха «Прекрасная Елена» и «Перикола», Ш. Лекока — «Дочь рынка, или две соперницы», опера А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» и др.

Оперное искусство в Тамбове было мало известно. Специальные оперные труппы стали приезжать в город только в начале двадцатого столетия. А до тех пор оперные спектакли давали труппы, состоявшие в основном из драматических актеров.

И оперетту, и оперу, и концерты гастролеров из-за дороговизны билетов мог слушать только определенный круг состоятельных людей. Любители музыки из низших и средних слоев населения довольствовались домашним музицированием. В конце ХIХ века оно получило в Тамбове такое распространение, что в городе почти не было семьи, в которой не пели бы или не играли на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это были самоучки, учащиеся музыкальных классов (а позднее –училища), учителя музыки, певчие церковных хоров и другие.

Частым гостем Тамбова был П. А. Хохлов (баритон), солист Большого театра. Он родился в Тамбовской губернии, в Спасском уезде, где имел поместье и в свое время состоял мировым судьей. В нескольких февральских и мартовских концертах П. А. Хохлов спел около сорока произведений. Это были арии из опер, романсы русских композиторов.

Крупным событием музыкальной жизни Тамбова в 1901 году был приезд Ф. И. Шаляпина. Благодаря его участию очередной симфонический концерт в зале Дворянского собрания оказался совершенно исключительным. Публика была поражена силой таланта певца. Программа была составлена таким образом, что артист мог показать себя во всей полноте и как певец, и как актер.

В 1903 году 21 сентября состоялось открытие нового здания Музыкального училища. Помимо своего основного назначения — подготовки профессиональных музыкантов, училище устраивало симфонические и камерные концерты, посещая которые городское население могло знакомиться с произведениями великих композиторов.

Тамбов был известен музыкальностью публики, и гастролеры охотно концертировали в небольшом провинциальном городке. Такой насыщенной музыкальной жизнью, как была в Тамбове, в начале ХХ века жили немногие города. В первом ряду стояли Петербург и Москва, имевшие благодаря консерваториям богатые исполнительские силы и массу истинных ценителей искусства. Во втором — города, в которых были музыкальные училища. Тамбов же в то время по музыкальной культуре достиг уровня крупных городов.

Много ярких страниц встречается в тамбовской музыкальной жизни сезона 1911–1912 годов. Это концерты симфонической и камерной музыки, концерты учащихся Музыкального училища, ученические вечера. Все симфонические концерты замечательны участием в них виднейших русских певцов и музыкантов- Д. А. Смирнова (лирический тенор), В. П. Дамаев (драматический тенор), одной из звезд мира вокального искусства своего времени — А. В. Неждановой. Для участия в концерте в Тамбов приезжал А. Н. Скрябин, один из самых выдающихся и оригинальных русских музыкантов начала ХХ века.

Определенное значение в приобщении населения Тамбовской губернии к музыке имели церковное хоровое пение и концерты духовной музыки. В феврале 1907 года в тамбовских церковных хорах, состоявших до сих пор из мужчин и мальчиков, детские голоса начали заменять женскими. Это позволило включать в репертуар более сложные произведения классиков церковной хоровой музыки и делать программы концертов более интересными в художественном отношении. Концерты хоровой музыки с участием солистов устраивались в разных залах города, а иногда и в храмах. В некоторых концертах принимали участие сводные хоры или несколько хоров.

В свое время в развитии русской музыкальной культуры церковное хоровое искусство сыграло прогрессивную роль. Церковно-певческие школы, возникшие в ХI веке в Новгороде, Владимире и других городах, явились первыми очагами музыкального образования в России. В Тамбовской губернии до революции насчитывалось свыше тысячи церквей, а в Тамбове — около двадцати. Число певчих и руководителей хоров было огромным. Но, несмотря на пользу, которую они приносили в деле музыкального просвещения русского народа, положение их было тяжелым.

Литература:

1.                   Архивные материалы краеведческого музея и областной библиотеки им. А. С. Пушкина.

2.                   Молодые годы С. В. Рахманинова. Письма. Воспоминания. Под.ред. В. М. Богданова-Березовского. М. Музгиз 1979 г.

3.                   С. В. Рахманинов и русская опера. Сборник статей под ред. И. Ф. Бэлзы, М.ВТО 1987 г.

4.                   А. Д. Алексеев. С. В. Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность. М. Музгиз 1987г.

5.                   В. В. Стасов. Статьи о музыке. Вып.1, П. Ш. М., «Музыка»,1977 г.

6.                   Вас. Яковлев. Русские композиторы.1П.М., «Советский композитор», 1971 г.

7.                   Русская и советская музыка. Сост. В. М. Блок и К. П. Португалов. М., «Просвещение», 1977 г.

8.                   Л. С. Третьякова. Страницы русской музыки. «Знание», М.1976 г.

9.                   Русская музыка на рубеже ХХ века. М.-Л., «Музыка»,1966 г.

10.               http://tambov911.narod.ru/index/0-58

Основные термины (генерируются автоматически): Тамбов, концерт, Тамбовская губерния, век, время, город, Дворянское собрание, музыкальная культура, Музыкальное училище, тамбовская земля.

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Использование активных форм обучения в предметной и внеурочной деятельности

Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся

Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках в начальной школе

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Поэтапное включение учащихся в различные виды творческой деятельности на уроках музыки

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой работе

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Использование активных форм обучения в предметной и внеурочной деятельности

Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся

Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках в начальной школе

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Поэтапное включение учащихся в различные виды творческой деятельности на уроках музыки

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой работе

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка