Мониторинг качества образования
Автор: Белёвцева Анна Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 04.07.2014
Статья просмотрена: 336 раз
Библиографическое описание:
Белёвцева, А. Н. Мониторинг качества образования / А. Н. Белёвцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6027/ (дата обращения: 15.11.2024).
Когда десятилетия холодной войны ушли в прошлое, у мира затеплилась надежда на то, что начнется новая эпоха, которая будет способствовать решению важных для человечества проблем.
Однако региональные конфликты и вражда между народами разрушили эти надежды. Мир и согласие так и не наступили. Примирение, урегулирование споров — эти вопросы всегда решались непросто. Думаю, что в данном случае образование процесс социального просвещения выступает в поддержку мира.
На мой взгляд, учиться межкультурному взаимопониманию значит учиться, прежде всего, терпимости. И не только учиться, а следовать ей на практике.
Обсуждая с ребятами конфликты, возникшие на межнациональной почве, мы пришли к выводу, что терпимость является социально-психологической чертой каждого человека. Она не только смягчает противоречие, но и выражает надежду на то, что отношения могут улучшаться.
Именно терпимость помогает в общении представителей разных стран и народов, с её помощью укрепляется мир на Земле.
Одной из самых серьезных проблем современного российского образования для учащихся и преподавателей является проблема нетерпимости. Мировое сообщество во всем своем многообразии выступает в борьбе с этой проблемой.
На современном этапе развития образования в России ведущую роль играет педагогический мониторинг за происходящей ситуацией в среде молодежи, и попытки привлечь к проблеме взаимоотношения студента и преподавателя.
Образование — это один из важнейших институтов жизни на нынешнем этапе развития человечества. Потому очень важно, чтобы все его части были сбалансированными и одинаково развитыми, в том числе и та часть, которая отвечает за культурное воспитание.
Истоки всех противоречий в системе современного образования лежат в отсутствии теоретического обоснования процесса культурного становления личности. Дело в том, что становление личности человека и получение им образования — это единое и неразрывное целое, находящееся в разных системах координат человеческой жизни и непосредственно отвечающее за нормальную жизнедеятельность.
Профессиональные качества педагога, который должны воспитать полноценного члена общества и личность соотноситься со следующими постулатами заповедями его психолого-педагогической деятельности:
- уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
- постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);
- передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика. [1, c.18–37]
Образование во всех странах становится не только одной из важнейших для государства инвестиционных сфер, но и сфер обеспечения социальной рентабельности. Критерием эффективности учебного образования носит не столько экономический, сколько социальный характер. К ним относят в первую очередь терпимость, культуру преподавательской деятельности и подготовку профессиональных специалистов, что является так же основной проблемой системы образования.
Проблема современного образования заключается:
- в системе подготовки преподавателей, которая требует обновления в подготовке и переподготовке кадров, но не в изменении учебных процессов;
- проблема современного образования не в необходимости внедрения современных технологий в СПО, а в оказании психологической помощи ребятам на протяжении всего процессе обучения;
- проблема в нас, в преподавателях мы не учимся быть терпимыми к студентам, и не учим их быть терпимее;
- проблема в работе институтов повышения квалификации работников образования, срочно нуждающаяся в модернизации;
- проблема в обеспечении всех без исключения учебные заведения современными учебниками и методическими пособиями по работе с детьми;
- проблема современного образования в культурно-нравственном поведении студентов;
- проблема в дефиците преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. У этой проблемы есть важные составляющие, которые необходимо кардинально решать, это проблема поддержания престижа профессии учителя и преподавателя.
Нашей задачей в мире современного российского образования, постараться привить грядущим поколениям чувства альтруизма, уважения друг к другу и множественности человеческих черт и качеств, которые принесут «Мир в наш дом».
И будь то учитель или преподаватель, в случае необходимости следует не боятся новшеств и проходить переподготовку на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов, а так же проходить курс психологии, для взаимопонимания.
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования — одна из основных задач любого образовательного заведения. Многие преподаватели отвечают: «Качество образования — это качество знаний по учебным предметам».
Объективным критерием качества подготовки студентов в техникуме, в конечном счете, является востребованность наших специалистов на предприятиях городов. При этом любой работодатель предъявляет определенные требования и к уровню теоретических знаний и к профессиональной компетентности и к коммуникабельности и к степени обязательности, надежности и ответственности потенциального работника.
Безусловно, получив фундаментальное образование, человек должен самостоятельно работать и продолжать в течение всей трудовой жизни учиться и при необходимости переучиваться.
В целях повышения качества образования главной задачей преподавателя является способность научить студента быть терпимым, что будет способствовать успешному профессиональному и карьерному росту человека, в какой бы он сфере, на какой бы территории он ни работал.
Образование всегда сталкивалось с множественными проблемами на своем пути. Этот нелегкий процесс формирования и воспитания общества и требует много сил и отдачи. [2, c.11–19]
Все это может достигаться только в том случае, если преподаватели будут своим примером показывать, как важно быть терпимее к окружающим. В настоящее время в условиях информационного бума, растущих нагрузок и борьбе за качество образования необходимы новые критерии качества образования, информационные и педагогические технологии, позволяющие оперативно реагировать на постоянно изменяющуюся образовательную среду.
В отношении с подростками необходимо придерживаться принципа гуманизации, что может быть рассмотрено как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся с педагогами и между собой, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.
Проблемы образования не столь серьёзны. Однако они требуют экстренного вмешательства и своевременных изменений в воспитательных подходах в образовании.
Престижная работа, достойная зарплата выпускников и будет наградой за труд преподавателя.
Литература:
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
2. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005- 400 с.